Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Страна, которую мы не знаем

На днях стал свидетелем показательного диалога. Спорили о зарплатах учителей. Один участник утверждал, что зарплаты учителей в Москве действительно существенно выросли за последнее время, второй — что это иллюзия, а цифры, фигурирующие в официальных отчетах, — фикция. Сам по себе вопрос уровня достатка тех, кто призван готовить страну к технологическому рывку, крайне важен. Но сейчас не об этом. Мы не представляем себе страну, если оперировать официальными данными, и это имеет опасные следствия.

Ежедневно по телевидению, в печатных и других электронных СМИ мы видим данные, характеризующие изменение уровня жизни — средние зарплаты в среднем по стране и по отраслям, уровень доходов граждан, рост экономики и промышленного производства, инфляции, объем средств, направляемых на финансирование приоритетов и неприоритетов, налоговые и неналоговые доходы, бюджеты федеральный и региональные, государственный долг и долги домохозяйств и многие другие показатели. Россия в цифрах должна помогать определить текущее состояние дел, выявить узкие места, оценить эффективность принятых и реализуемых мер социально-экономической политики и обеспечить качество новых решений. Должна. Но помогает ли? Нет.

Я уже писал про произошедшую подмену эффектов от цифровизации, когда вместо использования объективности информации, выраженной в цифрах, ее используют волюнтаристски.

Тем самым создается параллельная реальность — приукрашенная, отвечающая главной задаче отчитаться достигнутыми результатами. У этого не единственного феномена российской бюрократии есть несколько опасных следствий.

Первое. Граждане перестают верить официальным данным. Никто, и это можно утверждать, не верит в официальные цифры, если они демонстрируют положительные эффекты. Даже если они есть. Несколько дней назад Росстат отчитался о рекордном росте среднего уровня заработных плат. Так, средняя номинальная заработная плата за первые шесть месяцев 2018 года выросла на 11,2% и составила в июне 45,8 тыс. рублей. Но никто не разъяснил, как этот рост состоялся? Какие отрасли обеспечили рост? Зарплаты каких категорий работников — высокооплачиваемых или низкооплачиваемых — обеспечили рост средней величины? Во всех регионах наблюдался рост или только в нескольких? Если ответы на эти и другие уточняющие вопросы умалчиваются, чтобы не смазать общее впечатление от цифры роста на рекордные 11,2%, то это весьма опрометчиво.

Люди сравнивают эти сводки с полей и свои зарплатные ведомости и, если видят несоответствия, то перестают верить и другим цифрам.

А еще они сравнивают данные о рекордном росте зарплат с официальной информацией о, например, крайне низкой производительности труда, которую нам нужно преодолеть, с решением о повышении НДС и пенсионного возраста и так далее. И получается, что вместо того, чтобы информировать общество и объяснять правильность или необходимость реализуемых мер, государство формирует недоверие. И к информации, и к проводимой политике.

Второе. Государство само себя обманывает. Крайне соблазнительно приукрасить результаты своей работы, «правильно» использовав одни показатели, умолчав о других и интерпретировав третьи. Это как в известном анекдоте про результаты забега генсека ЦК КПСС и президента США. Ищем не причины, требующие порой серьезных решений, в том числе и кадровых, а то, как отчитаться о росте наиболее значимых показателей. Всем свои KPI (куда же без них) и отчетность по ним. Вот и подтасовываем. Причем все. В результате растут: средняя успеваемость в классе/школе, количество медалистов, результаты ЕГЭ (особенно в отдельных южных регионах), показатели поликлиник, больниц и врачей, доступность и качество медицинских услуг в целом, транспортная доступность, услуги ЖКХ, мобильный интернет и электронный сервис госуслуг, меры поддержки бизнесу…. В общем, жить становится лучше, жить становится веселее. А люди получают образование, после которого их надо переучивать или учить заново, умирают от не доехавших из-за оптимизации лечебных учреждений врачей или неправильно поставленных диагнозов, переплачивают за неполученные услуги ЖКХ.

Вместо того, чтобы разрабатывать меры социально-экономической политики, исходя из объективной картины, мы предлагаем меры по улучшению и углублению, совершенствованию того, что и так находится в якобы неплохом состоянии. Такая политика имеет своей единственной целью не исправление недостатков и устранение их причин, а формирование иллюзии, что все более или менее неплохо.

Одна проблема — выключив телевизор, закрыв газету и отключив радио, человек начнет думать, что и на что он сможет купить завтра, как ему распорядиться рекордной зарплатой, чтобы ему, а не топ-менеджеру, дожить до следующей, как ребенку получить в наших школах и университетах образование, которое позволит не липовый красный диплом получить, а быть конкурентным на международных рынках труда. И, конечно, как не заболеть, потому что это лучший способ поверить в эффективность нашего здравоохранения.

Способ есть. Перестать врать, умалчивать и приукрашивать. Сможем?

Автор — президент АНПФ.

Новости и материалы
Сезон «Спартака» назвали провальным
Россия и Белоруссия намерены отменить взаимный роуминг
Песков оценил статью Reuters о готовности Путина к переговорам по Украине
Путин высоко оценил переговоры с Лукашенко
В Германии обрисовали позицию по признанию Палестины
Премиальный кроссовер Voyah Free получил бюджетную версию
Генерал Попов прокомментировал решение суда, оставившего его в СИЗО
Кинокритик заявил о провале собравшего миллиард рублей фильма Бондарчука «Сто лет тому вперед»
Бейонсе обвинили в плагиате и подали на нее в суд
Игрок «Спартака» отреагировал на назначение Станковича на пост главного тренера команды
Россиянка отсудила 3 млн рублей у больницы после неудачных родов
В Ереване отказались комментировать вызов для консультаций посла России в Армении
В ЕС заявили об отсутствии обсуждений тренировки солдат ВСУ на Украине
В Кремле раскрыли длительность и содержание переговоров Путина и Лукашенко
«Самолеты не летают»: Павлюченко пожаловался, что ему тяжело добираться до Краснодара
Уехавший из РФ журналист Колезев покинул пост главного редактора Republic
Названа причина спада «Зенита»
Ракетная опасность запущена на территории Белгородской области
Все новости