Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Каникулы в аду

Серия «За иллюминатором» — «книги молодых зарубежных писателей,.. претендующих на то, чтобы завтра стать классиками». Три новых выпуска. «Все горят в аду» Джона Ридли (1999), «В блаженном угаре» Анны и Джейн Кэмпион (1999), «Каникулы в коме» Фредерика Бегбедера (1994).

Ридли — американский прозаик, сценарист и продюсер. Новозеландок сестер Кэмпион прославил фильм «Пианино» (Джейн Кэмпион была режиссером, а в основе ее сценария лежал роман обеих сестер). Парижанин Бегбедер (Beigbeder) в 1990-х выпустил четыре романа. Самый зрелый, «99 франков» (2000) вышел в серии «За иллюминатором» в июле. В рейтингах продаж московских магазинов эта книга сейчас догоняет Мураками и Зюскинда.

«Экономическая география» трех книг так же пестра, как «физическая».

«...Голливуд. Грязь, копоть, пробки. Бездомные. Это то, что сразу бросается в глаза. А так — гоняющие на тачках мексиканцы, наркоты, вырубившиеся прямо на улице — то ли вырубившиеся, то ли мертвые, и пестрые стайки городской шпаны. Попадаются, конечно, и киностудии». Это Ридли. Какого дьявола «проклятый поэт», принц альтернативного рока двадцати пяти лет режется сам с собой в русскую рулетку? Реальная боль в простреленной ступне его отрезвляет, но поздно. Он хотел умереть «не как все», вот и захлебнется навозом, оставленным садовниками под балконом виллы. Студийная запись его последней песни попадет к сценаристу-неудачнику, продавцу супермаркета. За тем погонится рекламный агент погибшего. И мафия. Все — сверстники. Все — стопроцентные юзеры возможностей рождения в приличной семье, «нестандартного финансирования», убойной силы оружия.

Пользователи живут в ритме триллера. Его облезлые выгородки — бензоколонки, фаст-фуды, ночные улицы, грязные номера мотелей Калифорнии и Невады. Официантка-иммигрантка, единственный сильный и разумный человек в этом мультикультурном тире с анимацией до последнего живого посетителя, кричит: «...Не смей думать, что все просто. ...Если тебя ждет смерть — а ты знаешь, она нас всех ждет, — найди, за что умереть». Но в мире юзеров Джона Ридли целей и ценностей нет. Даже в деньги здесь верят, потому что папа учил. И апокалиптический голос погибшего лидера группы «Воля инстинкта» пойдет прахом. «А в итоге никто не получил ни наркотиков, ни денег, ни кассеты, ни девушки — все были убиты».

Герои сестер Кэмпион — австралийцы среднего класса, владельцы тучных овечек и товарного стада страусов эму. Но ветхозаветную идиллию взрывает ветхозаветная беда — бунт блудной дочери Рут, ее бегство в Индию, к стопам гуру Читаатма Баба. Рут страдает от бездуховности всего сущего не менее напряженно, чем рокер у Ридли. И ведет затяжную дуэль с психотерапевтом, которого бедняги родители выписали из Нью-Йорка. Профессор понимает причины бегства: «Все дело в банальности и легкости. Проголодался — залезь в холодильник; стало скучно — прошвырнись по магазинам... Типовой прейскурант развлечений, в котором нет пищи для ума. Веселье... создает иллюзию, что что-то происходит ...Мы живем в эпоху Кали-юги, в железный век раздоров и тупого потребительства».

Он возвращается в Нью-Йорк. Она — в Джайпур, к чужим тропическим садам и чужой нищете, щекочущей нервы выразительностью. Эпоха Кали-юги позволяет смотреть экзотический триллер «третьего мира» вживую, но не влезая в кадр. Что думают об этом хождении в народ авторы — не совсем ясно.

Роман Бегбедера «Каникулы в коме» тоже полон острого недовольства городом и миром. Полон и того бредового, саркастического Петрушечьего смеха, который составил шарм «99 франков». «Кома» сильно послабее, но и написана шестью годами раньше. Автору в ее эпоху было 29 лет. Герою — 27. «Хроникер-ноктюрнист, редактор-концептуалист, журналист-литератор — у всех профессий Марка составные названия. Он не желает ничему отдаться целиком — ведь тогда пришлось бы выбирать».

Проза производственная. В качестве гостя (и хроникера-ноктюрниста тоже) Марк идет на открытие самого продвинутого ночного клуба Парижа. «Нужники» (их прототип, знаменитый парижский клуб «Ванна-душ» приезжал недавно в Москву с гастролями) устроены в виде гигантского унитаза. Кульминацией вечеринки будет спуск пены. Званы Жак Деррида, Тьерри Мюглер, Даниэль Кон-Бендит, Луиза Чикконе, Жан-Батист Гренуй (кстати, о Зюскинде), Борис Ельцин, барон и баронесса Труффальдино, дизайнеры, телеведущие, «лица» сериалов, меценаты, журналисты-литераторы, девушки, припудривающие носик снаружи и изнутри... В общем, сплошной V.I.P. Правит бал диджей, сочетающий в ремиксах речи маршала Петэна, записи «черных ящиков» авиакатастроф, концерты Паваротти, беседы Маргерит Дюрас с Годаром, этно и техно... «Мы ведь все равно всегда делегируем кому-то власть, так почему бы не диджеям?»

Ельцин во фраке напрокат имеет вид сельского старосты. Руку цвету Европы тянет первым, сложив лодочкой. Марк спешит ее пожать из чисто человеческой жалости (интересно, хроникер-ноктюрнист писал с натуры?). Впрочем, и цвет Европы грешит против бонтона. «...Ноги бьют в пол, серьги качаются в такт музыке, бедра переливаются всеми цветами радуги, лучи ультрафиолета заставляют светиться белки твоих глаз и — вот, блин, незадача! — твою перхоть!.. Мотай шевелюрой, виляй ягодицами — это карнавал ряженых, ярмарка гермафродитов!»

Перебив витрины у Вандомской площади, пополнив заодно коллекцию галстуков, спустив пару пивных бутылок на крыши роллс-ройсов, почетные гости «Нужников» лезут на крышу церкви Мадлен по плакату «Город Париж реставрирует свое историческое наследие». Бегбедер — умный писатель и француз до мозга костей. «Нужники» вырыты примерно там, где хоронили гильотинированных — и Шенье, и Лавуазье, и Дантона, и Робеспьера.

На рассвете Марк, трубадур раскрутки, пишет за четверть часа глянцевый репортаж о «постмодернистской обстановке гигантских сантехнических изделий», вкрапляя имена тех, кого ненавидел ночью. И весь яростный роман начинает казаться расширенной формой этого репортажа.

Новости и материалы
Женщина вырвала себе зуб плоскогубцами, обзвонив 100 стоматологов и не попав на прием
В Белгородской области отменили ракетную опасность
На Украине принудят бизнес предоставлять повестки сотрудникам
«Мне деньги нужны»: в Тульской области школьники вынудили ребенка есть семечки с асфальта
Россия сократила вложения в золотые резервы
Sony представила полноценный флагман с поддержкой проводных наушников
Минобороны РФ отчиталось о работе систем ПВО за минувшие сутки
В ЕК заявили о росте доверия потребителей в РФ
Российские военные освободили село и поселок в Харьковской области
Дочь Кончаловского с мужем улетела из России
В МИД РФ прокомментировали сообщения о попытке госпереворота в Турции
Брюссель снизил ожидания по росту экономик еврозоны
В Волгоградской области задержали мошенников, которые обманули сотни россиян
Россиянка в 35 лет стала мамой в десятый раз
В «Динамо» заступились за игрока «Рубина», пошутившего про «денежки на карту»
Ракетная опасность объявлена на всей территории Белгородской области
Российские военные улучшают тактическое положение на Харьковском направлении
Макрон проведет совещание совета по обороне из-за митингов в Новой Каледонии
Все новости