Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Дионисий в томате

Москве представили первую «персональную выставку одного из «большой тройки»» великих русских иконописцев.

Открывшаяся в Третьяковке на Крымском валу выставка «Дионисий, «живописец пресловущий»», посвящена 500-летнему юбилею. В сентябре 1502 года Дионисий «с чадами», сыновьями Владимиром и Феодосием, завершил роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря. По некоторым данным, работа была завершена в рекордно короткие сроки — за один месяц и два дня. Казалось бы, событие довольно тривиальное: мало ли церквей расписывали иконописцы? Великий предшественник Дионисия Феофан Грек, если верить Епифанию, к концу своей жизни расписал более 40 церквей в разных землях и странах.

Возможно, дело в том, что ферапонтовские фрески – едва ли не единственная роспись того времени, дошедшая до нас почти полностью и никогда не записывавшаяся последующими поколениями богомазов. Кто знает, каких росписей мы лишились навсегда? От русского средневековья до нас дошло очень и очень мало, и ажиотаж вокруг немногочисленных находок частенько заставляет вспомнить Джерома с его рассуждениями о находке через века статуэтки фарфоровой собачки с его камина, которую всем лень выбросить. Собачка, дескать, будет объявлена величайшей мировой ценностью, и в историографии его время будет называться «эпоха фарфоровых собачек».

Однако юбилей росписи Ферапонтова монастыря — событие мирового значения безо всяких преувеличений. Приравнять эпоху Дионисия к «эре собачки» язык не повернется даже не потому, что влияние творчества мастера на русское искусство прослеживается минимум до середины следующего столетия. Работы Дионисия еще при его жизни считались настолько ценными, что сильные мира сего решали с их помощью свои проблемы. К примеру, известный церковный деятель Иосиф Волоцкий, желая помириться с тверским князем Феодором Борисовичем, «начат князя мздою утешати, и посла к нему иконы Рублева письма и Дионисиева».

Дионисием, последним из «большой тройки» русских иконописцев, завершился золотой век русской иконы. Дальше это искусство пойдет «с горы». Организаторы же попытались, как было заявлено на открытии, сделать «первую персональную выставку древнерусского художника» такого уровня. Стремление более чем похвальное, ведь выросло уже поколение, никогда не видевшее всего Дионисия под одной крышей. И то в Петербурге: последняя подобная выставка, «Дионисий и московское искусство рубежа XV--XVI вв.» прошла в Русском музее 21 год назад, в 1981 году.

Что же получилось в итоге?

Усилиями 16 музеев и библиотек в Третьяковке собрали практически всего (не хватает только двух храмовых икон из Ферапонтового монастыря) Дионисия и «возможно Дионисия». В экспозиции 50 икон, 8 рукописных книг, 5 произведений лицевого шитья и около 50 копий фресок.

Этого более чем достаточно. Все-таки воспринимать икону много сложнее, нежели произведения живописи, и такое количество экспонатов просто подавляет зрителя. Авторы выставки, заявив о том, что «стремились показать наиболее бесспорные работы Дионисия и его ближайших последователей», отнюдь не всегда выдерживали этот принцип. Как вам такая мотивировка «бесспорности» работ: «Вероятно, по заказу того же архиепископа Вассиана были исполнены три деисусные иконы, происходящие из Ростовского Борисо-Глебского монастыря; нельзя также исключить, что в создании этого деисусного чина принимали участие те же мастера, которые работали вместе с Дионисием в Москве»?

Но если бы самым большим недостатком была перегруженность экспозиции… На открытии организаторы сказали много теплых слов в адрес дизайнера.

После открытия специалисты дизайнера «излаяша матерно», и это отнюдь не фигура речи.

Все-таки иконы создаются в расчете на определенное цветовое пространство. Бог ведает, в какой церкви дизайнер видел бордово-красный цвет, на фоне которого вывешены все иконы, но с тем же успехом можно было экспонировать Дионисия на кремлевской стене – было бы очень похоже.

Поэтому все-таки лучшая «персональная выставка» Дионисия находится там же, где и была, – в Вологодской области, в Ферапонтовом монастыре. Но перед тем как ехать в Рождественский собор, Третьяковку все-таки лучше посетить: кто знает, сколько поколений нам еще придется ждать «полного» Дионисия?

Выставка продлится до 2 февраля.

Новости и материалы
Во Франции связали покушение на Фицо с его политическими взглядами
Яна Рудковская объяснила, как влезла в платье спустя три года
Начальника колонии в Орловской области заподозрили в превышении полномочий
Руководство ВСУ перебросило из-под Часова Яра одну из «элитных» бригад
Нападение на премьера Словакии стало первым в Европе более чем за 20 лет
Пьяный россиянин жестоко избил племянника из-за ссоры
Стало известно, какая длительность физнагрузок оздоравливает мозг
Найден способ выявления рака за семь лет до клинической диагностики
Макрон заявил, что «шокирован» покушением на премьера Словакии Фицо
Экс-вратарь «Сатурна» Кински: в Чехии о России пишут только негатив
Средства ПВО России сбили несколько воздушных целей на подлете к Белгороду
Травматолог объяснил, почему возникает плоскостопие
В Краснодаре призывников, освобожденных от службы, насильно удерживают в сборном пункте
Россия объяснила критику резолюции по Сребренице
В соцсетях обсуждают «русское воспитание» дочери Джейсона Стетхэма
Колосков: нет никакой потери из-за того, что Слуцкий уехал из России
В швейцарском Цофингене неизвестный с ножом напал на прохожих
Врач рассказал, может ли еда перед сном навредить здоровью
Все новости