Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

За столом никто у нас не лишний

Выставка «Искусство наций» в ЦДХ — редкий случай, когда «всесоюзный смотр» не вызывает отторжения с первых же минут.

Выставка «Искусство наций» в ЦДХ приурочена к 10-летию Международной конфедерации союзов художников (МКСХ). Организация эта — правопреемник Союза художников СССР со всеми вытекающими. За столом никто у нас не лишний, великая дружба братских народов, пусть расцветают сто цветов и тому подобное минус лояльность к правящей идеологии. С идеологией теперь непонятно: батька Лукашенко плетет одно, туркменбаши Сапармурат — другое, батоно Шеварднадзе — третье. В основе нынешнего художественного товарищества лежит причудливая смесь ностальгии, геополитики и идеализма. Искусство — это вроде бы такая надмирная идея, но на постсоветском пространстве распознать и оценить ее можно лишь с позиций прежнего тоталитарного опыта.


Автор: Фархад ХалиловСвязи хотя и шаткие, но по-человечески объяснимые. В странах СНГ работают сотни художников, получавших образование в Москве и Питере; не в Сохо же им теперь искать международного признания… Глобализация искусства представляется чем-то далеким и страшным, а тут существует испытанная схема: проявил себя с лучшей стороны в родной республике – поехал на выставку в Москву. Пусть ни славы, ни денег, но все же одна из мировых столиц, порт четырех, как недавно выяснилось, морей. Строка в биографию, фотки на память, жене и детям — сапоги…

Многие выставки, устраиваемые МКСХ, проходили по разряду культпоходов с багажом в виде произведений искусства. Тем неожиданнее, что в этот раз получилась иначе.

Стратегически ничего нового, но продуманная тактика принесла свои плоды. Редкий случай, когда «всесоюзный смотр» не вызывает отторжения с первых же минут, возник из-за подготовительной работы. Всего-то стоило внушить независимым творческим союзам серьезность намерений, намекнуть на недопустимость второго-третьего сорта, распланировать залы с помощью циркуля и линейки, а не прокуренного ногтя, развесить работы чуть посвободнее — и сразу вышло лучше. То есть можно уже смотреть на экспонаты без растущего напряга, делиться с друзьями впечатлениями в полной уверенности, что не путаешь украинскую скульптуру с таджикским гобеленом. И даже завести спор о путях постимперского развития национальных культур, особенно если начитаться статей из сопутствующего выставке альбома.


Автор: Алибай и Сауле БапановыПравда, некоторые из имперских окраин присутствием не почтили. Так называемые страны Балтии интерес к московским тусовкам потеряли, видимо, окончательно, несмотря на все уговоры. Натовцы, что с них взять… А вот Союз художников Казахстана во главе Еркином Мергеновым очень стремился предстать во всем блеске, но груз завис на таможне и к открытию не поспел. За этими исключениями семья народов оказалась в сборе. Некоторые разделы выглядят весьма стильно, например узбекский «Сад восточной поэзии»: никакого модернизма — только птицы, деревья, цветы и волоокие красавицы. Азербайджанцы строят свой отсек на цветовых контрастах, а украинцы тянут пейзажную линию. СХ России, получивший максимум площадей, использовал их предельно бездарно: сплошная ситцевая Русь — никакого анализа сегодняшних тенденций. А питерцы по традиции завезли агрессивный салон, оставив за бортом все интересное, что есть в их городе.

Составной частью «Искусства наций» стал фотопроект Юрия Аввакумова «Точки схода». Правила игры просты: несколько мастеров объектива летом уходящего года были разосланы в творческие командировки с наказом привезти что-нибудь интересненькое. Взгляд вышел несколько туристическим, но помогло концепционное мышление. Сергей Леонтьев представил серию фотопортретов жителей Таджикистана, каждый из которых запечатлен с рукой у сердца — и национальный колорит, и подобие мессиджа. Юрий Пальмин сопоставил фрагменты древней архитектуры с видами среднеазиатской природы, Владимир Куприянов обратил взор на молдавскую монументалку вместе с окружающей средой, и т. д. Проект вышел неглубоким, но симпатичным.

Какие выводы надо сделать из всего увиденного, не очень ясно. То ли взгрустнуть об утраченном единстве, то ли помечтать о том, как в будущем мы снова заживем душа в душу. Выставка не исключает никаких настроений, но все же доминирует на ней интерес к искусству. Без всяких флуктуаций.

Новости и материалы
В московском ресторане произошел сильный пожар
Минэнерго Запорожской области назвал причину отключения света
ХАМАС раскритиковал Международный уголовный суд за его ордера об аресте
Названы полезные для здоровья заменители оливкового масла
Небензя напомнил посредникам об окончании срока полномочий Зеленского
В Турции допустили, что система сигнализации у вертолета Раиси была отключена
Продюсер заявил, что Шнуров «подложил свинью» на «Новой Фабрике звезд»
США попросили открепить Морозов из сборной России по фигурному катанию
На Украине объявили об ограничениях в потреблении электроэнергии
Казахстан ратифицировал протокол о транзите российской нефти в Китай
Стали известны место и дата церемонии прощания с президентом Ирана Раиси
Малогабаритные квартиры теряют спрос на фоне отмены льготной ипотеки
Названы люксовые авто, которые предпочитают богатые россияне
Журналистка Баязитова вернулась в Москву
Экс-вратарь Березовский о «Динамо»: по-человечески их уже жалко
Игрок «Крыльев» отрицательно оценил свой сезон в РПЛ
Немецкий летчик предположил, что вертолет президента Ирана мог врезаться в гору
Участники СВО смогут воспользоваться «Дальневосточной ипотекой» с 1 июня
Все новости