Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Маэстро из Прислонихи

Большой персональной выставкой Академия художеств почтила 110-летие одного из своих былых корифеев – Аркадия Пластова.

В народном сознании этот художник оставил неизгладимый след, что отчасти даже выразилось в фольклоре: до сих пор можно услышать выражение «ужин трактористов» применительно к полуночной попойке и формулировку «фашист пролетел», когда речь заходит о последствиях. Не одно поколение советских школьников прилежно таращилось в репродукции, воспитывая в себе патриотические чувства на примере пластовских произведений.

Свою творческую жизнь автор посвятил воспеванию российской деревни, то есть изображению бесконечных кузнецов, пасечников и ветеринаров, а также видов на избушки или жнивье. Чтобы материал всегда был под рукой, он на многие годы обосновался в своем родном селе Прислониха Ульяновской области, впрочем, не забывая наезжать в Москву на вернисажи своих выставок и за получением всевозможных наград вроде Государственной или Ленинской премий. Давнишний миф гласит, что Аркадий Пластов – замечательный живописец и что сделался он таковым благодаря тесной связи с народной и природной жизнью. Следует сказать, миф этот выставкой в Академии не очень-то подтверждается, хотя собраны на ней едва ли не все хрестоматийные работы: существенную поддержку семейным архивам оказали крупнейшие российские музеи, начиная с Третьяковки и Русского, даже из Минска прибыло философское полотно «Смерть дерева».

На поверку и вблизи пластовская живопись оказывается довольно рыхлой и постной. Отвлекаясь от сюжетов, которые и сами по себе не блеск, с трудом находишь на картинах привлекательные фрагменты – те, что могли бы вызвать интерес с точки зрения цветовых отношений или технологической виртуозности. А это нехороший признак, намекающий то ли на отсутствие у автора высокого дарования, то ли на заведомое его пренебрежение качеством. Единицы вещей вызывают восторг, как, например, небольшое темноватое «Рождество»: изображение только что явившегося на свет теленка на фоне мрачного хлева напоминает о рембрандтовских композициях. Большей же частью и во всем диапазоне от трагедии до лирики – более или менее свободный мазок, лишенный нерва и напряжения. Пожалуй, творчеству Пластова не грозит ренессанс, даже если изменится политическая и эстетическая конъюнктура. Хотя в чем можно быть уверенным…

Новости и материалы
«Спартак» объявил об уходе Джикии
В Казахстане опровергли сообщения о группах пакистанских студентов на границе с Киргизией
В Мюнхене экоактивисты устроили акцию протеста на территории аэропорта
Россиянам рассказали, куда дешевле всего поехать на море в конце мая
Новые части Call of Duty станут бесплатными для пользователей Game Pass
Ушаков назвал успешными переговоры Путина и Си Цзиньпина
Власти Севастополя объяснили ситуацию с отключениями света
Подполье уничтожило железнодорожный релейный шкаф в Харьковской области
Силы РФ поразили бригады ВСУ, гаубицы и артустановки
Адвокаты Промеса сделали заявление после того, как игрока выпустили из тюрьмы
Вице-премьер Словакии рассказал, почему Фицо не перевозят в столичную больницу
Автомобиль перевернулся в результате массовой аварии в Москве
Названы потери ВСУ в зоне действий группировки «Юг»
Российские военные сбили 37 беспилотников ВСУ
Российские бойцы разбили два танка и британскую гаубицу FН-70
Стало известно, где в России сильнее всего подорожала аренда «однушки»
Группировка «Запад» отразила контратаку украинских войск в ЛНР
Пациентам женщин-гастроэнтерологов реже требуется неотложная помощь, выяснили ученые
Все новости