Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Шоу палача-юбиляра

«Плач палача» в Ленкоме – Марк Захаров обличил вурдалаков и ворюг к юбилею Александра Абдулова.

Премьеры в Ленкоме стали редки. С тех пор как умер главный автор этого театра Григорий Горин, Марк Захаров начал испытывать трудности с сюжетами для своих постановок. «Плач палача» рождался натужно. Сначала худрук Ленкома планировал мюзикл, потом драму, но в какой-то момент вдруг взялся за «фантазию в двух частях», которую сам же и скомпилировал из двух очень разных пьес знаменитых европейских драматургов прошлого века — «Ночного разговора» швейцарца Фридриха Дюрренматта и «Эвридики» француза Жана Ануя. Резкий социальный пафос Дюрренматта и мифологическую историю Ануя Захаров проклеил монологами собственного сочинения, неумеренная политическая актуальность которых вызывает оторопь у всех, кому довелось эти тексты выслушать.

Начинается спектакль сценой убийства от Дюррематта. В темную комнату вламывается палач в маске и, потрясая оружием, сообщает о цели своего визита. Юноша в белом дрожит, однако вступает в предсмертную беседу с непрошеным гостем. Слово за слово, недавние враги начинают дружески выпивать и Палач разражается яростным монологом в адрес власть предержащих ублюдков, бандюг и воров и проникается симпатией к жертве. Именно поэтому после смертельного выстрела писатель не исчезает навсегда из повествования, а волею всемогущего Палача, взявшего на себя функции философствующего демона, превращается в Орфея, попадает в другую жизнь, в другую пьесу — в сюжет Жана Ануя. Здесь он влюбляется в истеричную актрису, переживает ее смерть в автокатастрофе, спускается за ней в ад и вновь теряет и ее, и смысл жизни.

Орфея и писателя играет Александр Лазарев, Палача — Александр Абдулов.

Их камерный дуэт, открывавший спектакль и пообещавший было нешуточный политический театр, с течением действия перерос в многофигурную и пафосную композицию, смысл которой к финалу окончательно запутался в перипетиях скучного ануевского сюжета и в громких обличительных монологах, сочиненных лично Марком Захаровым.

Впрочем, надо отдать должное режиссеру: спектакль получился зрелищным, красивым, традиционно громким — начался звоном разбитого стекла, закончился автоматной очередью в зал.

Александр Абдулов, которому ленкомовская премьера пришлась как раз к пятидесятилетию, был прекрасен и убедителен, когда адресовал зрительному залу злобные и оскорбительные реплики. («Вы покорились бесноватым ворюгам и слащавым вурдалакам, которые питаются вашим мясом! Очнитесь, недоумки!» — и все это прямо VIP-персонам, сидящим в первых рядах).

Украсил постановку и Леонид Броневой в эпизодической роли маленького и незадачливого арфиста, которому обед за 12 франков кажется пределом жизненного счастья. Но истинную феерию подарил зрителям «Плача палача» Олег Шейнцис. Главный художник Ленкома за долгие годы работы у Захарова незаметно, но верно преобразовал этот театр из режиссерского в сценографический. То, чем так умеет поражать Ленком, в «Плаче палача» воплотилось сполна. После нескольких минут беседы двух главных героев в черной полутьме пространство сцены в единый миг преобразилось в ослепительный блистательно-белый, образца начала ХХ века железнодорожный вокзал с уходящей вдаль завораживающей перспективой.

Сценография, по сути, и обеспечила череде компилированных Захаровым сцен, в которых наличествовали все фирменные ленкомовские приемы — пальба, треск, пиротехника и фокусы с огнем, — но отсутствовали внятность и суть, некое подобие концепции.

Сильно напрягшись, можно резюмировать, что стерильность и безжизненность сцены-вокзала намекают на некое чистилище, а поочередное пребывание главного героя в двух сюжетах, равно заканчивающихся разочарованием в жизни, свидетельствует о том, что Марк Захаров ставил спектакль о смерти. Но все это, увы, остается лишь на уровне догадок. К тому же режиссерская недоговоренность дополнилась актерской неубедительностью пары молодых героев-любовников. Младшее поколение ленкомовцев — Александр Лазарев и Мария Миронова в «Плаче палача» играют так, что театралу с глазами, ушами и мозгами остается только одно — любоваться элегантным кроем их изысканных костюмов и задаваться риторическим вопросом: отчего Мария Миронова так настойчиво подражает Александре Захаровой? Желанного объединения актерских поколений (а эта цель тоже ставилась худруком Ленкома) у Марка Захарова не получилось, гармонии Дюррематта с Ануем, а также мифологии со злободневностью — тоже. Но премьерную публику это нисколько не расстроило — она получила очередное ленкомовское шоу. Как обычно — качественное и бессмысленное.

Новости и материалы
Раскрыт дизайн складного смартфона Honor Magic V Flip
Пашинян встретился с замглавы ЦРУ
Финансист допустил ослабление рубля после 28 мая
Ученые раскрыли тайну эволюции «щенячьего взгляда» собак
Молдавия и ЕС заключили соглашение по безопасности и обороне
В Европе признали, что регион еще не достиг полной независимости от российской энергетики
На Аляске лосиха затоптала мужчину, пытавшегося сфотографировать детенышей
Путин анонсировал увеличение числа участников программы «Время героев»
Бузова объяснила, почему не создает продюсерский центр
Vivo представила смартфон с флагманским процессором дешевле 40 тысяч рублей
Лавров заявил, что Запад хочет «подмять Восток под себя»
Анна Банщикова вернулась к образу бойкой следовательницы на съемках «Ищейки»
Советники Трампа встретились с Нетаньяху
Около трех тысяч украинских заключенных подали заявки об отправке на фронт
Макрон отправится в Новую Каледонию
В Германии подростки с ножами напали на 15-летнего украинца
Эксперт указал на странную деталь в требованиях Зеленского по Patriot
Ученые создали электронику, способную работать в экстремальной среде Венеры
Все новости