Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Силиконовый король

Сухоруков, Суханов, Мирзоев — что еще нужно, чтобы превратить «Короля Лира» в невнятное и тягучее зрелище? Ангел смерти и театр Вахтангова.

Перед премьерой в театре Вахтангова информационные агентства распространили две новости, которые им казались особенно интересными: во-первых, Максима Суханова для роли короля Лира состарят на сорок лет с помощью голливудского силиконового грима, прежде не использовавшегося у нас. А во-вторых, что режиссер Владимир Мирзоев, отменяя в заглавии шекспировской пьесы слово «король», объяснил, что титулы его не интересуют, поскольку он ставит пьесу о Лире, как о пути человека к себе настоящему.

На премьере обе эти новости слились в одну: бугорчатый, одутловатый грим-маска действительно в первом действии на Суханове был (впрочем, он не столько его старил, сколько уродовал, превращая в Абажа из «Королевства кривых зеркал»). А путь Лира к себе заключался в том, что во втором действии актер этот грим снимал: потрясенный коварством дочерей, король обновлялся и выходил уже без жабьей кожи, а со своим – живым и обаятельным – лицом Суханова. Рассматривать соображение про «путь к себе» как режиссерскую трактовку, я думаю, не стоит: по отношению к «Королю Лиру» это не более оригинально, чем то, что «Ромео и Джульетта» — про любовь. Так что лучше расскажу подробности.

Владимир Мирзоев, которого иначе, чем «модный» и «постмодернистский», не называют, — мастер причудливых и эффектных спектаклей-головоломок, обычно так набитых гэгами и отсебятинами, что понять сюжет оказывается невозможно. Но режиссеру такую манеру никто в вину не ставит, напротив — именно от нее тащится веселая клубная публика и именно за нее дает Госпремию президент.

Мирзоев уже много лет разрывается между актерами театра Вахтангова, которых он любит, и театром Станиславского, который любит его. И нынешний «Лир» — первое возвращение к вахтанговцам после назначения Мирзоева главрежем театра Станиславского. Как бы первый после женитьбы загул со старой подружкой.

И с этой стороны, как ни забавно, нынешний «Лир» действительно можно считать иллюстрацией к сюжету о «пути к себе, настоящему», только по отношению не к герою, а к режиссеру.

Смотрим мы первое действие и изумляемся: что с Мирзоевым? Насмешник, ломавший логику, отталкивающий претенциозностью, заводивший энергичным ритмом, демонстрирует действо последовательное, понятное и тягучее, будто это постановка не Мирзоева, а Владимира Иванова (есть такой скромный режиссер в Вахтанговском театре). Нет-нет: занятное в этом действе есть, но только оно – непривычно для Мирзоева – поддается логическому объяснению и практически все связано с Сухановым. Он играет Лира дряхлым стариком – с трясущимися руками и ногами (его водят под руки), шамкающего, говорящего скрипучим голосом (на эти штуки Суханов мастер) и забывающего слова. Он не зол, а вздорен по старости и по привычке к власти, а еще любит ритуалы и требует их неукоснительного соблюдения. Здесь есть еще много забавного: и скачущая обезьяной стриженая Корделия (Ольга Ломоносова). И старшие сестры, оказавшиеся вампиршами: мужиковатая Гонерилья (Юлия Рутберг) и кошечка Регана (Марина Есипенко). И специально приглашенный из Питера на роль Шута Виктор Сухоруков, играющий не лукавого философа и мудреца, как принято, а жлоба и хама. Все это доступно пересказу и объяснениям, но только до тех пор, пока «не стал собой» Лир и, вероятно, отождествляющий себя с ним Мирзоев (Может, виной «королевская» должность главного режиссера?).

Зато уж во втором акте оба вспоминают былое. Суханов, отбросивший силиконовую дрянь вместе с седой косицей, отпускает себя: юродствует, пищит и корчит рожи (хотя несколько пронзительных минут в этом спектакле у него все-таки есть). А Мирзоев начинает вываливать перед зрителем горы своих причуд и загадок.

Текст сокращен и перетасован. Вестники ходят в виде пары стариков в светлых костюмах и шляпах и говорят медленно и хором. Дворецкий Освальд оказывается любовником Гонерильи, а придворный Куран почему-то без конца вещает что-то возвышенное в пародийно-театральной манере, да еще голосом Высоцкого. Великий монолог Лира («Дуй, ветер, дуй, пока не лопнут щеки…») оказывается песней-танцем под аккордеон. В сцене бури за спиной актеров вырастает целая толпа полуголых людей в прозрачных дождевиках и выкрикивает хором какие-то заклинания (впрочем, слов было не разобрать, и что это за текст, я так и не поняла). Шут погибает от неведомо откуда взявшейся стрелы. Немолодая Галина Коновалова изображает некоего «Самаэля, ангела смерти», который Шекспиром не предусмотрен. Главный символ спектакля – шары. Китайские шары для медитаций носят все, шаром оказываются колодки, в которые заковывают Кента, шар – сундучок Гонерильи, три прозрачных шара выкатываются на сцену к финалу.

Что все это значит, объяснить не берусь. И думаю, что режиссеру тут задавать вопросы бессмысленно. Хитромудрый Мирзоев известен своим шаманством: и актерам, и журналистам он может наговорить такого, что они, зачарованные, потом долго будут транслировать его про немыслимые глубины, да восточные практики. Но нынешнему тягучему и лишенному энергии спектаклю это вряд ли поможет. «Лир» завяз где-то на перепутье между традиционным спектаклем и мирзоевским. Возможно, на пути к себе.

Новости и материалы
В районе ЗАЭС была объявлена воздушная тревога
Стало известно имя нового короля фигурного катания
Wink и «Кинопоиск» оштрафовали за ЛГБТ-пропаганду*
Российская полиция в Сирии заблокировала колонну «международной коалиции»
В Курской области объявлена угроза атаки БПЛА
Яна Рудковская показала сыновей в военной форме на льду
Тренер «Ариса» прокомментировал новый контракт Кокорина
Пять стран усилят контроль по санкциям против России
Стало известно, кто точно не возглавит «Спартак»
Два украинских беспилотника сбиты над российским регионом
Российская гимнастка предложила ввести уголовное наказание за оскорбление женщин
Кендалл Дженнер показала фигуру в цветочном бюстгальтере под водой
Тарасова жестко прокомментировала переход Игнатова к Плющенко
В Вене люди с украинскими флагами попытались сорвать шествие в честь Дня Победы
Жена Джастина Бибера впервые станет матерью
Найден эффективный способ лечения облысения
Названы кишечные бактерии, обладающие «опьяняющими» свойствами
Ford передумал отказываться от бензиновых машин к 2030 году
Все новости