Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Триумф Лени

Главный режиссер Рейха, один из самых талантливых художников ХХ века, пережившая все бури столетия, Лени Рифеншталь мирно скончалась в своей постели.

Скончалась Хелена Берта Амалия Рифеншталь. Смерть этой женщины мало что значит для миллионов людей: на 102-м году жизни умерла немка, которая недавно перенесла операцию по поводу онкологического заболевания. Но смерть Лени Рифеншталь – это конец эпохи в кинематографе, в современной истории.

Как ее только не называли – официальный фотограф фюрера, любовница нацизма, самый талантливый пропагандист самой бесчеловечной философии. Во время ее визита в Санкт-Петербург в 2001-м, во время которого впервые на отечественном экране должны были появиться «Триумф воли» и «Олимпия», разразился скандал. Часть общества сочла мероприятие оскорбительным. Справедливости ради надо заметить, что награду «За неоценимый вклад в развитие кино» ей все же вручили.

Для самой Рифеншталь прошлое было чем-то бесповоротно завершенным. Она никогда ни в чем не раскаивалась, и вопрос, а было ли в чем каяться одному из самых талантливых режиссеров двадцатого века, навсегда остался открытым.

Лени Рифеншталь всегда оставалась блистательной. Она сделала блистательную карьеру балерины и спортсменки, после травмы колена стала сниматься в фильмах, быстро получила популярность и возможность ставить собственные картины. В эпоху MTV их назвали бы «экстремальными»: действие первой ее режиссерской работы «Голубой свет» происходило среди альпийских ледников.

История Лени Рифеншталь как «исчадия нацизма» началась с визита в берлинский Дворец спорта, где выступал Адольф Гитлер. Скоро молодой талантливый режиссер и рейхсфюрер Германии были представлены друг другу. После войны ходило множество слухов о том, что Лени Рифеншталь была любовницей Гитлера, но все это вздор. Скорее, было чувство взаимного восхищения, которое и подвигло режиссера на создание документальной ленты «Триумф воли», посвященной партийной конференции нацистов в Нюрнберге в 1934 году. В будущем это восхищение обошлось ей очень дорого, хотя Рифеншталь никогда не состояла в рядах партии, не была замечена в антисемитизме и вообще не была одержима нацистскими бесами.

Что ее занимало – это линия, тон, пластика человеческого тела и страсть коллективного тела маршей и демонстраций.

Документальное кино, демонстрировавшееся в кинотеатрах в дотелевизионную эпоху, было одним из главных механизмов агитации, и «Триумф воли» крутился по всей Германии. А поскольку Освенцим и Бабий Яр были еще впереди, фильм был признан шедевром и получил соответствующие призы во Франции.

Следующей работой Рифеншталь стала «Олимпия» — грандиозная картина об Олимпиаде 1936 года, проходившей в Германии. Очевидно, существовал госзаказ на «арийскую» интонацию, но всякий видевший фильм понимает, что для камеры Лени Рифеншталь не было разницы между телами германских атлетов и телом чернокожего спортсмена Джесси Оуэнса. Для постановки «Олимпии» Рифеншталь создала столько технических новинок и новых художественных приемов, сколько хватило бы на целую киношколу.

После поражения Германии для нее настали скверные времена. Главный художник Германии избежала приговора Нюрнбергского трибунала, заседавшего в том самом городе, где когда-то началась ее карьера, хотя она побывала и в тюрьме, и в психиатрической клинике.

Пережившая войну Европа искала виновных, а Рифеншталь было в чем обвинить – например, подбор статистов-цыган для фильма «Низина» она осуществлялся в лагере смерти Дахау в 1942 году.

После съемок цыгане были отправлены обратно, затем их ждал Освенцим, и дожил до конца войны только один из них. Этот человек и был свидетелем обвинения. Тюремного срока Рифеншталь избежала, но кинематограф ей пришлось оставить.

Однако внутренняя сила этой женщины была такова, что она не только сумела выжить после этого, но и найти свое место в искусстве. Главный художник нацистов прославился серией фотографий, сделанной в Африке, где Рифеншталь долгое время жила среди масаев. В семьдесят лет она увлеклась подводными съемками и продолжала погружения до самого недавнего времени.

Вопросы об ответственности художника, которые поставила Рифеншталь своей жизнью и своим талантом, в конечном счете остались без ответа. Ей ставили в упрек то, что Фриц Ланг, Марлен Дитрих и другие видные люди из мира кино, в отличие от нее, покинули Германию после прихода Гитлера. О ее вызывающей дружбе с евреями, опасных поездках на фронт речь не идет. Никому не приходит в голову называть Александрова, Эйзенштейна или Пудовкина кровавыми приспешниками сталинского режима – они остались большими художниками, работавшими в сложное время. Для Рифеншталь все сложилось иначе.

Одно сегодня ясно наверняка. Скончавшаяся в понедельник вечером во сне Лени Рифеншталь была великой женщиной и великим режиссером.

Новости и материалы
Сооснователь OpenAI покинет компанию
Россиян предупредили о неочевидных симптомах аппендицита
Президент Турции провел экстренное заседание из-за возможной угрозы госпереворота
Самолет Трампа столкнулся с другим бортом в аэропорту во Флориде
Россияне рассказали, как борются с недосыпом
Путин высказался о перспективах экономических связей РФ и Китая
Россиянам рассказали, как поступить с растениями, которые пострадали от заморозков
Путин объяснил значимость задач из послания Федеральному собранию
Путин рассказал о культурном обмене между Россией и Китаем
Путин заявил, что страны «золотого миллиарда» не считают Землю домом всего человечества
Суд рассмотрит жалобу на приговор Стрелкову
ВСУ при отступлении обстреливают жителей Харьковской области
Движение по Крымскому мосту восстановлено
Путин назвал ШОС и БРИКС ключевыми опорами формирующегося многополярного миропорядка
Путин: Запад хочет ослабить Россию
Стало известно, от укусов каких животных чаще всего страдают россияне
Путин охарактеризовал политику Запада
Путин рассказал о налаживании более тесного взаимодействия в инновациях между РФ и КНР
Все новости