Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Размах побольше: в России появится новый самолет «судного дня»

Устаревшие самолеты Ил-80 заменят лайнерами Ил-96-400М

Воздушные пункты управления Вооруженных сил РФ, которые также называют самолетами «судного дня», планируется перенести с Ил-80 на Ил-96-400М. Считается, что это значительно повысит время боевого дежурства воздушного пункта управления в воздухе и увеличит зону охвата управления войсками.

Так называемые самолеты «судного дня», или воздушные пункты управления войсками, перенесут с Ил-80 на Ил-96-400М. Об этом пишет ТАСС со ссылкой на источник в самолетостроительной области.

«Запланирована замена на самолет Ил-96-400М. Это значительно повысит время боевого дежурства воздушного пункта управления в воздухе и увеличит зону охвата управления войсками», — приводит агентство слова собеседника.

Самолетами «судного дня», или «конца света» по аналогии с американской концепцией doomsday planes, называют транспортные средства, предназначенные для президента, министра обороны и других членов высшего военного руководства на случай начала ядерной войны (такими целями их наделяют, собственно, в США), если наземные структуры управления будут разрушены или повреждены.

Ил-80 (Ил-86ВзПУ) — воздушный командный пункт управления (ВзПУ), разработанный в конце 1980-х годов в КБ Ильюшина (сегодня это ПАО «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина») на базе пассажирского самолета Ил-86.

В свою очередь, Ил-86 — советский четырехдвигательный широкофюзеляжный пассажирский самолет для авиалиний средней протяженности. Это первый и самый массовый советский пассажирский широкофюзеляжный самолет. Он серийно производился в 1980-1997 годах на Воронежском авиационном заводе. Всего было изготовлено 106 самолетов (102 Ил-86 для Аэрофлота и 4 Ил-80 ВзПУ для Минобороны СССР). От обычных Ил-86 внешне ВзПУ отличает отсутствие иллюминаторов, наличие системы дозаправки в воздухе и дополнительный аппаратный отсек («горб») в носовой части фюзеляжа.

Для пассажирского лайнера Ил-86 был разработан двигатель НК-86, представляющий собой глубокую модернизацию двигателя НК-8, которым комплектовались самолеты Ил-62 и Ту-154Б с тягой 13 тс. Этот двигатель впоследствии явился главной причиной преждевременного вывода лайнеров Ил-86 из эксплуатации. НК-86 имел очень большой расход топлива, не удовлетворял нормам по шуму, не обеспечивал требуемую тяговооруженность самолета. Из-за вялого разбега и отрыва от взлетно-посадочной полосы Ил-86 ходила шутка, что этот самолет взлетает только благодаря кривизне планеты. Также размеры НК-86, под которые рассчитывались планер и шасси самолета, сделали в дальнейшем невозможной ремоторизацию Ил-86, что повлекло за собой разработку нового самолета — Ил-96.

Период пассажирских перевозок Ил-86 был относительно недолгим. Из-за крайней неэкономичности и шумности двигателей НК-86 массовое списание и вывод из эксплуатации авиалайнеров этого типа начались уже с начала 2000-х годов. Причиной стали, в том числе, введенные в ЕС ограничения по шуму авиадвигателей, что помешало Ил-86 совершать полеты в большинство аэропортов Европы.

По данным открытых источников, самолет Ил-80 предназначен для эвакуации высшего военного руководства страны в угрожаемый период и одновременного управления Вооруженными силами страны в условиях конфликта любой степени интенсивности, включая полномасштабную ядерную войну.

ВзПУ Ил-80 оборудован средствами связи, системами жизнеобеспечения и источниками электропитания. В состав экипажа входят операторы систем и офицеры боевого управления. Детальная информация по этому самолету представляет собой государственную тайну.

Всего было изготовлено 4 самолета Ил-80 (регистрационные номера воздушных судов СССР-86146, СССР-86147, СССР-86148, СССР-86149). Все они находятся в составе 8-й авиационной дивизии особого назначения (пункт постоянной дислокации — аэродром Чкаловский).

Американский аналог нашего Ил-80 — самолет E-4B «Nightwatch» (NEACP, National Emergency Airborne Command Post или NAOC, National Airborne Operations Center). Дозаправляясь топливом от самолетов-танкеров, E-4B могут находиться в воздухе неделю. Все оборудование на борту этого самолета защищено от поражающих факторов ядерного взрыва. Каждая машина способна поднять в воздух сотню человек.

Один из четырех E-4B всегда полностью готов к вылету в течение нескольких минут. Во время зарубежных поездок президента США «самолет судного дня» сопровождает главу государства (как и адъютант с «ядерным чемоданчиком»). На случай, если глава государства или руководитель военного ведомства США погибнут, предусмотрен сценарий мгновенной передачи командования вооруженными силами другому высокопоставленному лицу.

Разговорное название E-4B в Соединенных Штатах — «doomsday planes» («Самолеты конца света»). Четыре машины этого типа состоят на вооружении ВВС США и приписаны к 1-й эскадрилье 55-го авиакрыла, дислоцирующегося на авиабазе Аффет, штат Небраска.

Название «Nightwatch» («Ночной дозор») было присвоено самолетам E-4B первым командиром эскадрильи машин этого типа в честь известной картины Рембрандта Харменса ван Рейна «Ночной дозор». Это название, под которым традиционно известен групповой портрет Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга», написанный в 1642 году.

Что касается перспективного самолета для замены устаревших Ил-80, то в конце сентября 2019 года на Воронежском авиастроительном заводе завершили сборку первого фюзеляжа нового типа авиалайнера — Ил-96-400М. Предполагается, что эта машина должна в ближайшие годы стать основным дальнемагистральным самолетом для российских авиакомпаний.

Ил-96-400М представляет собой глубокую модернизацию самолета Ил-96-300. Новая машина длиннее предыдущей версии на 9,5 м. Самолет имеет длину 64 м, размах крыльев 60,1 м и высоту 15,7 м.

Модернизация предполагает не только увеличение размеров и взлетной массы лайнера (она выросла на 20 т и составляет 270 т), но и полную замену навигационного оборудования. Самолет Ил-96-400М оснащен двигателями ПC-90А1. В будущем планируется заменить четыре таких двигателя на два разрабатываемых сейчас ПД-18Р.

«По большому счету, ничего экстраординарного в замене Ил-80 на Ил-96-400М нет. Машины Ил-80 уже, что называется, отходят по ресурсу. Да и изначально этот самолет мало подходил на роль ВзПУ, поскольку создавался как пассажирский лайнер для авиалиний средней протяженности. Подобные качества очень плохо совмещаются с предназначением ВзПУ, которому надо находиться в воздухе без дозаправки топливом как можно дольше», — пояснил «Газете.Ru» высокопоставленный источник в российской авиастроительной отрасли.

По мнению специалиста, Ил-96-400М на роль самолета «судного дня» по всем показателям подходит намного лучше.

Самое главное — дальность полета новой машины существенно превосходит аналогичные показатели у Ил-80.

Помимо всего прочего, новые самолеты Ил-96-400М надо куда-то «пристраивать». К примеру, военные отказались от машины этого типа в качестве самолета-топливозаправщика. Их не устроила цена. Но в качестве воздушного командного пункта Ил-96-400М военное ведомство удовлетворяет.

Как полагает источник «Газеты.Ru», дело не ограничится только заменой одного самолета на другой. Новый воздушный командный пункт получит и совершенно новую аппаратуру, отвечающую всем требованиям времени, с учетом самых последних технологических новаций.

Новости и материалы
Россияне скупают один из популярных в США кабриолетов перед летним сезоном
Китай выразил разочарование тем, что СБ ООН не принял российскую резолюцию по космосу
В Госдепе заявили, что Иран просил помощи США из-за авиакатастрофы
В России заявили, что США подтвердили свои намерения милитаризировать космос
Экс-тренер «Динамо»: Тюкавину нет смысла ехать в европейский середняк
В Киевской области ограничат уличное освещение из-за нехватки электроэнергии
Украинцы потребовали отправить Зеленского на фронт после окончания президентского срока
В Польше задержали фигурантов дела о диверсиях и саботаже якобы по заказу России
Ловчев: немного перестал уважать Галицкого
Политолог заявил, что США не позволят МУС выдать ордер на арест Нетаньяху
Зеленский заявил, что Киев никогда не атаковал Россию западным оружием
Путин раскрыл объемы добычи нефти в России с начала года
Подмосковные подростки избили школьников из-за отказа играть с ними в футбол
Российский солдат спасся после ударов семи FPV-дронов ВСУ
Над Белгородской областью сбит украинский беспилотник
Названа главная сила «Эдмонтона» с Макдэвидом и Драйзайтлем
В МИД высказались насчет запрета на ядерные испытания
Washington Post раскрыл модель вертолета, на котором разбился Раиси
Все новости