Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Шанс на взлет: МС-21 дали денег на крыло

Медведев назвал важным уход от импорта в проекте МС-2

Проект гражданского самолета МС-21 будет теперь напрямую субсидироваться из федерального бюджета. На поддержку производства и обслуживания лайнера в этом году будет выделено 1,6 млрд рублей, в 2020-2021 гг. - по 4-5 млрд рублей. Правительство рассчитывает, что это позволит провести импортозамещение комплектующих самолета. Ранее проект оказался под вопросом из-за санкций. Общая стоимость проекта может превысить 450 млрд рублей.

Правительство РФ приняло решение поддержать проект российского гражданского самолета МС-21 за счет прямых субсидий из бюджета. Прежде финансирование проекта осуществлялось за счет госпрограмм по линии Минпромторга, заемных и собственных средств корпорации «Иркут».

«Я подписал постановление правительства, которым мы впервые выделяем субсидии на создание производства и поддержку самолета МС-21. Направим на эти цели в 2019 году практически 1 млрд 600 млн рублей», - сказал премьер-министр Дмитрий Медведев на совещании со своими заместителями в понедельник.

Как отмечается в постановлении, опубликованном на сайте правительства, в 2020 году на поддержку проекта из бюджета будет выделено 4,11 млрд рублей, в 2021 году - 4,81 млрд руб.

За три года общий объем субсидий для МС-21 составит 10,5 млрд руб.

В документе поясняется, что средства пойдут на субсидии изготовителям воздушных судов и их составных частей в отношении понесенных ими с 2019 года затрат, связанных с созданием, производством, реализацией и
обслуживанием 30 самолетов семейства МС-21 в 2019 - 2023 гг.

Эти средства пойдут, в частности, на развитие серийного производства самолета, создание системы постпродажного обслуживания, включая приобретение тренажёров для подготовки авиационного персонала, средств наземного обслуживания и создание склада запасных частей, уплату процентов по кредитам.

Ранее аудиторы Счетной палаты отмечали, что

в проект МС-21 уже вложено свыше 158,3 млрд рублей, еще 279,1 млрд рублей должны быть инвестированы в период с 2018 по 2025 гг. Общую стоимость проект аудиторы оценили в 438 млрд рублей.

В сентябре прошлого года на совещании на Иркутском авиационном заводе вице-премьер Юрий Борисов привел даже большие цифры, отметив, что «общая стоимость проекта составит до 2025 года порядка 465 млрд рублей».

На совещании у премьер-министра Юрий Борисов обратил внимание на то, что из-за санкций США проблемы с поставкой материалов возникли, в частности, у российской компании «Аэрокомпозит», которая занимается разработкой и производством так называемого черного крыла из композитных материалов. «Минпромторгом совместно с «ОАК» разработан план конкретных мероприятий по замене иностранных комплектующих изделий и материалов, используемых в этом самолёте, на российские аналоги. В результате реализации этих мер, мы надеемся, к 2022 году уровень локализации составит 97%», - сказал Борисов.

«То есть зависимости от импортных поставок этот самолёт иметь практически не будет», - заверил вице-премьер.

Удлиненное крыло из композитных материалов задумывалось как одно из конкурентных преимуществ самолета, которое должно повысить его экономичность и увеличить ширину салона по сравнению с аналогами. Но под давлением американских санкций отгрузка из Японии и США компонентов для композитов, которые использовались для производства крыла и части киля, прекратилась.

Как ранее сообщал «Коммерсант», сейчас в РФ обсуждаются несколько вариантов решения проблемы с поставками композитов. В частности, рассматривается создание собственного производства необходимых компонентов внутри страны, что однако потребует довольно много времени и может сдвинуть сроки реализации проекта. Существует также теоретически вариант и вовсе отказаться от композитного крыла, заменив его металлом, однако это, по мнению большинства экспертов и участников отрасли, лишит новый лайнер главного конкурентного преимущества.

В пресс-службе Минпромторга России «Газете.Ru» ранее пояснили, что после включения «Аэрокомпозита» в санкционные списки была начата процедура обжалования этого решения.

В ведомстве подчеркивают, что в России есть необходимые производственные мощности, компетенции и варианты поставщиков. При финансовой и организационной поддержке Минпромторга «в нашей стране осваивается вся цепочка производства ПКМ в военной и гражданской сферах».

«Нет никаких сомнений, что мы проведем и здесь импортозамещение, и самолет будет очень хороший», - подчеркнул на совещании Медведев.

Бизнес-планом на пике предусмотрено создание до 70 самолетов, однако эта цифра может быть выше, отметил Юрий Борисов. «Можно выйти на объём порядка 100 самолетов в год. Только опираясь на внутреннюю потребность», - подчеркнул он.

Между тем, санкции – не единственная проблема проекта. Препятствием для экспортных поставок лайнера могут стать проблемы с признанием российской системы сертификации в Европе и США.

Проблему в конце прошлого года признал гендиректор Ростеха Сергей Чемезов. «Пока мы пользуемся старыми сертификатами, которые выдал МАК (Международный авиационный комитет, «Газета.Ru»), — на ту технику, которая ранее была создана и которая уже поставляется. А вот с новой техникой, если Росавиация не сможет договориться о процедурах взаимного признания, подписать регламенты с международными органами сертификации, действительно могут быть проблемы. Это касается, например, экспорта самолетов, того же МС-21, на который мы делаем большую ставку», — сказал он в интервью газете «Ведомости».

Наличие трудностей подтвердили «Газете.Ru» и источники в правительстве РФ. «Нас уже предупредили, что с экспортом МС-21 могут быть проблемы», — сказал один из них.

Ранее сертификацией авиатехники в РФ занимался МАК, созданный после развала Советского Союза как некое министерство гражданской авиации стран СНГ. Позже часть функций МАК были переданы разным ведомствам. В частности, полномочия по сертификации авиатехники 28 ноября 2015 года перешли от МАКа к Росавиации. Однако у ведомства нет двусторонних соглашений о взаимном признании сертификатов летной годности с ведущими авиарегуляторами — европейским агентством ЕАSА, американским FAA и др.

В самой службе «Газете.Ru» сообщили, что для заявлений «о якобы неприятии европейцами документов Росавиации никаких оснований не имеется». «Российская сторона продолжает работать по авиационным правилам, которые хорошо известны EASA», — подчеркнул представитель ведомства.

Новости и материалы
Путин назвал долю расчетов в нацвалютах в ЕАЭС
Орбакайте захотела продать особняк Пугачевой за 125 миллионов рублей
Эксперт назвал факторы, влияющие на скорость опьянения
На Украине сообщили о повреждении более 800 объектов теплоснабжения
Ида Галич пожаловалась на лишний вес: «Я вешу центнер»
Иностранный теннисист признался, что имеет российский паспорт
Окружение экс-президента Украины предложило отдать России Донбасс и Харьков
Президент Таджикистана прибыл в Москву
Женщина пережила ампутацию из-за того, что медики не оказали ей помощь после укуса собаки
В морском порту в Петропавловске-Камчатском загорелся ангар
Россиянка сорвалась с высокого стеллажа на складе Wildberries
Пентагон сообщил, что США выведут свои войска из Нигера
Уклонение от налогов процветает на фоне конфликта на Украине
Российский школьник надел мусорный пакет на голову учителю и попал на видео
Жена миллиардера Лебедева показала фигуру в облегающем комбинезоне в Африке
Песков заявил, что Путин может внести кандидатуру премьера в Госдуму в «любой день»
«Рубин» осудил Безрукова за шутку про деньги
Названа диета, помогающая похудеть в талии
Все новости