Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Когда речь идет о действии, хотите просто сваливать мусор»

Евгений Куйвашев о том, что для реализации нацпроектов нужны не только деньги

Российским регионам предстоит включиться в реализацию национальных проектов, самое сложное в финансировании которых – привлечение внебюджетных и местных денег. Часто их просто нет. О том, какие еще затраты нужны на нацпроекты, как энергетика подтягивает за собой промышленность и сколько стоит перерабатывать мусор как в Германии, «Газете.Ru» рассказал губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев.

— Тема прошедшего в Сочи форума и тема ближайших шести лет – это «Национальные проекты: от стратегии к действию». Вам удалось к перейти к действиям и как поиск денег проходит на эти действия?

— На самом деле нацпроекты — это не только деньги, хотя без денег, естественно, сложно будет вообще реализовать какой-либо проект. Но сегодня, если говорить о национальных проектах, в нашей области утверждены все паспорта для реализации этих проектов. Мы понимаем, сколько эти проекты будут стоить, сколько каждый потребует других ресурсных затрат. Самое главное – ясно, что нужна подготовка людей для реализации проектов. Это действительно масштабные изменения, которые коснутся не только экономики нашего региона, но и всей страны. Если говорить о финансах, то сейчас нужно понять, какие ресурсы мы будем привлекать дополнительно.

— Свердловская область в топе рейтинга 20 регионов по состоянию инвестклимата. Каких инвесторов удается привлекать и за счет чего?

— Мы неплохо встроены в международную конъюнктуру: достаточно большая доля продукции идет на экспорт. Во-вторых, привлекаем иностранные компании работать на нашей земле: только за прошлый год в регионе зарегистрировались более 70 компаний – это Южная Корея, Китай, Япония, европейские компании. В особой экономической зоне «Титановая долина» в прошлом году самый крупный проект запустила американская корпорация Boeing – там будет работать металлообрабатывающий завод компании. Объем инвестиций — более 5,5 млрд рублей. В целом на той же площадке работают еще 14 резидентов, в том числе «ВСМПО-Ависма». На самом деле, желающих много, мы проводим жесткий отбор, стараемся привлекать инвесторов с высоким уровнем передела. Как правило, в «Титановую долину» идут высокотехнологичные компании.

Кроме того, мы промышленный регион, тут помогает развитие территорий опережающего развития – это федеральный инструмент, утвержденный правительством. В Краснотурьинске неплохо работает ТОР, там создано несколько производств и высокопроизводительные рабочие места. У нас был период, когда был скачок инвестиций, поэтому даже сделали серьезный шаг в развитии нашей энергосистемы — 2 года назад запустили самый мощный в России энергоблок БН-800 на АЭС в Заречном, он сегодня работает на проектной мощности, поэтому электроэнергией обеспечивает не только наш, но и другие регионы. 10 лет назад мы были энергодефицитными, а сегодня — энергопрофицитные. А как только появляются новые энергомощности, сразу появляется возможность привлечения инвестиций под эти мощности.

Поэтому сейчас есть возможность создавать около 20 новых промышленных предприятий в год.

— Когда вносилось предложение о запрете экспорта титана в США, сердце не дрогнуло?

— Я бы не хотел сейчас обсуждать международную конъюнктуру. Я думаю, что сотрудничество в области титановых сплавов и титановой промышленности взаимовыгодно – будь то с США, будь то с другими странами. По прогнозам аналитиков, потребление титана будет расти ежегодно, поэтому любые ограничения накладны и сложны для всего рынка. И Россия заинтересована не только в добыче, но и наращивании и производстве новых видов сплавов. Это высокопроизводительные рабочие места и довольно большие инвестиции. Кроме того, такое сотрудничество, развитие «Титановой долины» дает возможность развития компетенций и в авиастроении. В конце прошлого года мы запустили вторую очередь «Титановой долины» на базе Уральского завода гражданской авиации. Так что одна отрасль тянет за собой смежные и создает новые.

— Сейчас экономика России переживает непростое время, увеличились налоговые платежи, в прошлом году доходы населения падали пятый год подряд. Как смягчаете бремя для физлиц и юрлиц? Какие-то компенсирующие механизмы есть или планируются?

— У нас есть свои механизмы по ослаблению налогового бремени – в части региональных налогов — для инвесторов, которые вкладывают деньги в Свердловскую область. С другой стороны, налоги – это те же доходы населения, это заработная плата учителям, врачам и так далее, поэтому мы очень аккуратно подходим к балансировке системы. А что касается тенденций, связанных с падением доходов населения, то мы и не отрицаем, что не все проблемы решены, но вместе с тем мы делаем все для того, чтобы увеличить объем промышленного производства и, как следствие, доходов населения. Работа в этом смысле предстоит огромная.

— Чувствуете турбулентность в связи с «мусорной» реформой? В частности, в феврале в Екатеринбурге был митинг против тарифов на вывоз мусора, в дело подключилось ФАС. Не беспокоит ли вас, что даже «мусорные» бунты возможны?

— Вы же наверняка активный человек, да? В социальных сетях пишете: «Мусор! Свалки! Загадили леса! Так нельзя!» А когда речь идет о действии, то хотите просто сваливать мусор и все. Свалки же вам не видны. Но полигоны переполнены уже. Кроме того, сегодня другой морфологический состав мусора, его ежегодный объем за последние несколько десятков лет кратно увеличился — потому что другая упаковка. Если раньше упаковки не было и полигоны более-менее справлялись со складированием мусора, то сегодня нужен действительно новый уклад. И это беспокоит сегодня всех. А чтобы привлечь инвесторов в эту сферу, безусловно, нужны кардинальные изменения. Кардинальные! И новый порядок обращения с твердыми бытовыми отходами подразумевает привлечение большого объема инвестиций в эту сферу.

Мы все говорим о том, что нужно защищать природу, снижать нагрузку на нее, но как только начали действовать, сразу активные граждане задают вопросы. Но это нормально. Наша задача объяснить — для чего мы это делаем и берем деньги.

В Свердловской области, например, платеж на семью из трех человек получается в среднем 436 рублей. Платеж за двухкомнатную квартиру – это около 5500 рублей, так что плата за мусор – это увеличение платежа на 9%. Конечно, 436 рублей с семьи в месяц – это могут быть значимые деньги, но они соизмеримы с тем, какие проблемы нужно решить.

Например, в нашем регионе разработана схема по переходу на новую систему обращения с отходами, планируется строительство 26 полигонов с нуля, более пяти сортировочных станций, изъятие из мусора стекла, пластика, бумаги, батареек, которые наносят вред природе. На это нужны деньги. Мы любим говорить: «Вот на Западе сортируют мусор, давайте будем делать также». Но посмотрите, сколько в Германии, Швеции, Финляндии стоит вывоз мусора. Это огромные деньги. Но у нас 500 рублей для людей с достатком ниже среднего – это большие деньги, поэтому малоимущие получают субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. Можно об этом бесконечно думать, можно об этом размышлять, но мы не стали откладывать эту реформу.

— О каком сроке строительства полигонов идет речь?

— Проектирование начнется с этого года. На часть полигонов мы привлекаем инвесторов, на часть полигонов инвесторы уже есть. Я рассчитываю, что мы в рамках реализации национального проекта существенно продвинемся.

— В январе в Госдуму был внесен законопроект о социальном предпринимательстве. Это выгодно бизнесу?

— Вполне. Например, у нас создано агентство по поддержке социального предпринимательства, при поддержке которого за год создано полтора десятка компаний, люди идут активно. На 2019 год у нас запланирована с учетом средств федерального бюджета серьезная сумма на поддержку малого и среднего бизнеса, в том числе социального предпринимательства. И уже заявок поступает очень много.

— Биатлонист Антон Шипулин говорил, что мог бы попробоваться в политике, в Госдуме. Вы поддерживаете?

— Я его уважаю, как человека и как спортсмена, но он еще не выдвигался. Когда выдвинется – тогда можно будет говорить об этом шаге предметно.

Новости и материалы
В московском дворе нашли похожий на мину предмет
Apple получила $20 млрд от Google за маленькую уступку
Американский офицер рассказал, как ВСУ поступают с тяжелоранеными
Звезда «9 роты» о Галкине и Назарове: «Это смешно»
Сочинец избил мужчину за просьбу убрать экскременты за своим питомцем
Стало известно, как гнев повышает риск инфаркта
Япония нашла замену СПГ
Названа дата запуска первого автобусного маршрута из освобожденной Авдеевки
Двойник Киркорова пожаловался, что тратит много денег на костюмы
Россия резко увеличила поставки удобрений в Индию
Игрок «Динамо» Бальбуэна о поражении в Кубке России: «Спартаку» повезло
Иран ввел санкции против компаний из США за поддержку Израиля
Американская армия провела учения, на которых солдаты сражались с роботами
Зарема предложила дать Слишковичу шанс на посту тренера «Спартака»
Новые флагманские часы Apple будут такими же, как старые
Стало известно о давлении на депутата горсовета Одессы в 2014 году
Три дрона сбили ночью над Краснодарским краем
Собака откусила лицо девушке-подростку в российском городе
Все новости