Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Насолить Украине: Россия тратит миллиарды на «Русланы»

Стала известна стоимость модернизации самолета Ан-124 «Руслан»

В России задумались над возрождением транспортных самолетов сверхтяжелого класса. На обновление самого большого серийного лайнера в мире — Ан-124 «Руслан» будет потрачено более миллиарда рублей. Еще 3,5 млрд рублей уйдет на летные испытания машины. Но все затраты окупятся в рекордные сроки за счет экспортных поставок бортов в Индию и Китай, говорят аналитики.

За 2019 год авиастроительный концерн «Ильюшин» заключил около 15 контрактов на разработку проекта по модернизации сверхтяжелого транспортного самолета Ан-124 «Руслан», свидетельствуют данные «СПАРК».

Основной контракт на проектирование обновленного лайнера стоимостью 830 млн рублей был подписан с Экспериментальным машиностроительным заводом (ЭМЗ) имени Мясищева. Также еще несколько договоров концерн заключил с неназванными агентами.

Всего на разработку конструкторской документации для самолета и его агрегатов потратили более миллиарда рублей.

Контрагенты обещают выполнить условия договора до конца 2020-го года. «Для работы подобного плана стоимость в один миллиард является вполне реальной. Необходимо фактически заново создать макет и подготовить документацию к самолету», — отметил в беседе с «Газетой.Ru» военный эксперт Алексей Леонков.

Ожидается, что после модернизации Ан-124 получит новое бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) и бортовой комплекс обороны. Кроме того, увеличится срок эксплуатации лайнера до 50-60 лет. Сейчас срок летной годности «Руслана» составляет около 45 лет.

Всего же, согласно материалам на портале госзакупок, выполнение опытно-конструкторских работ (ОКР) обойдется примерно в 3,5 млрд руб.

«Скорее всего, первый летный образец будет разработан в период до 2025-2026 года, в то время как серийное производство будет запущено не раньше 2030 года. Единственной проблемой лайнера остается его название. Из-за сложных отношений с Украиной его с большой вероятностью необходимо будет изменить», — не исключает Ленков, добавляя, что украинское конструкторское бюро «Антонов» неоднократно заявляло, что только оно имеет авторские права на самолет и является держателем всей технической документации.

Битва за двигатели

Самолет Ан-124 «Руслан» был разработан еще в СССР и выпускался с 1984 года. Лайнеры производили два завода – «Антонов» в Киеве и «Авиастар» в Ульяновске. Всего было выпущено 55 машин данной модели, а последний борт сошел со стапелей в 2004 году. С этого момента лайнеры лишь поддерживались в летной годности.

Вопрос о перезапуске производства поднимался неоднократно. Например, еще в 2006 году Комитет по вопросам экономического сотрудничества украинско-российской комиссии заявил о старте серийного производства. Ожидалось, что до 2030 года киевский завод поставит до 100 модернизированных «Русланов». В разработке обновленного борта должен был принять участие завод по производству двигателей «Мотор Сич».

Однако в 2011 году председатель совета директоров украинской компании Вячеслав Богуслаев заявил о переносе программы восстановления производства самолетов с 2014-го на 2016 год. В итоге проект совместного производства окончательно закрыли из-за ухудшения отношений Москвы и Киева.

Тем не менее в 2018 году всерьез о восстановлении проекта «Руслан» задумались уже в России. Вице-премьер Юрий Борисов отмечал, что существующий парк самолетов Ан-124 будет модернизирован, «работы уже ведутся в данном направлении».

Позже глава Минпромторга Денис Мантуров подтвердил, что самолет станет полностью российским и все комплектующие будут производиться на отечественных заводах. Однако в проектной документации обновленного борта до сих пор значатся двигатели украинского производства Д-18Т.

Данный тип моторов производит завод «Мотор Сич», который сейчас находится в крайне тяжелом финансовой положении. После распада СССР и вплоть до 2014 года одним из основных клиентов завода выступала Россия. Страна на постоянной основе закупала двигатели для своих вертолетов и грузовых самолетов. Кроме того, борта проходили техническое обслуживание на территории того же завода. Но после охлаждения отношений на политическом уровне завод разорвал контракты с российскими партнерами.

В данный момент «Мотор Сич» пытается остаться на плаву за счет сделки с Китаем, который планировал выкупить завод до конца 2019 года. Покупке помешал Вашингтон, изъявив желание также поучаствовать в судьбе предприятия. Впрочем, для России не имеет большого значения, кто из иностранцев купит завод, отметил в беседе с «Газетой.Ru» главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

«Необходимо признать, что

пока у нас еще не делают двигатели Д-18Т для самолета «Руслан», но разработки аналога находятся на финальном уровне»,

— указал эксперт.

Аналогичного мнения придерживается и Алексей Леонков. По его словам, уже созданы компетенции и техническая база. которые позволяют создать двигатели для «Руслана». «При этом самолеты могут полностью собираться на Ульяновском заводе. Еще в СССР он производил гораздо больше машин, чем украинское предприятие. Поэтому текущие мощности вполне позволяют выпускать полностью российский самолет данного класса», — заметил собеседник «Газеты.Ru».

Между тем затраты на создание и производство лайнера могут окупиться в рекордные сроки, сходятся во мнении эксперты. Ан-124 может быть использован не только для перевозки тяжелой военной техники и переброса войск, но и в качестве полноценного грузового транспорта. Борт способен перевозить до 120 тонн груза.

«Подобными характеристиками не обладает пока ни один грузовой лайнер. Машина может быть востребована в Индии и Китае. Последний уже не первый год пытается создать свой сверхтяжелый самолет, но пока все разработки не увенчались успехом. Поэтому Поднебесная может стать одним из ключевых покупателей обновленного «Руслана», — заключил Леонков.

Новости и материалы
Куба станет ближе для россиян зимой и весной
В посольстве России отвергли обвинения США в кибератаках на Европу
Большинство россиян считают важными уроки Великой Отечественной войны для молодежи
Артиллеристы РФ не дают ВСУ спокойно закрепляться на правом берегу Днепра
Стало известно, какие навыки работодатели хотят видеть в каждом резюме
В РФ в два раза подешевели авиабилеты в Европу
Украинские войска отошли от границы с Белгородской областью
В Госдуме анонсировали повышение пенсий военным
На Украине объяснили, почему документы минобороны подписывает не Умеров
В России планируют увеличить штрафы для владельцев опасных объектов без страховки
Соблюдавшим пост людям рекомендовали не налегать на яйца на Пасху
Алжир запросил закрытое заседание Совбеза ООН по теме массовых захоронений в секторе Газа
Аномальный снегопад пришел на южный Урал
Россиянам назвали самое безвредное для фигуры мороженое
Для ударов в тылу России Украина запрашивает у США разведывательные дроны
СВО помогло минобороны Украины выявить коррупцию в армии
После взрывов в украинском Павлограде есть перебои с электричеством
В районе Сахалина произошли землетрясения
Все новости