Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Дахусим: мат как духовная скрепа

Журналист

Идея убрать мат из общественного употребления была свойственна чуть ли не каждой славянской государственности, начиная с Ярослава Мудрого. Увы, все они заканчивались безрезультатно. На днях Верховная Рада Украины приняла к рассмотрению законопроект о «дематюкации» великой и могучей украинской мовы.

Когда-то давно, в советские времена, когда сладкоголосая птица юности еще веяла над нашими беспечными головами, моя подруга поехала на шабашку в недальний колхоз яблоки собирать. Советские шабашки достойны отдельной поэмы. Формально говоря, это был почти единственный легализованный законом способ заработать лишнюю деньгу сверх положенной государством зарплаты. Поэтому ехали на шабашки все: от докторов наук до простых сантехников. В колхозных бараках собиралась весьма разношерстная компания, проводившая дни в пасторальном труде на свежем воздухе, а вечера в эпикурейских удовольствиях с дешевым вином и философскими беседами. Вернувшись с шабашки в город, моя загоревшая подруга с порога заявила, что сделала ценное наблюдение о специфике русской жизни.

— Понимаешь, — сказала она, — когда мужик падает с яблони, независимо от его социального статуса, образования, зарплаты, он всегда говорит одно и то же.

Что конкретно он говорит, подруга не сказала, но я догадалась.

Легенды и мифы нашей современности говорят о том, что мат — дело русское, частное, национальное и исторически стыдное, ибо это языковое излишество было привнесено к нам монголо-татарами и является тяжелым наследием ига. Лингвисты с этим не согласны и легко доказывают, что мат такой же древний, как санскрит, и имеет очевидные индоевропейские корни. Всем славянским народам матерщина свойственна исторически и составляет нашу маленькую славянскую тайну.

Еще в «Русской правде» Ярослава Мудрого первый киевский законодатель запрещает употреблять ругательное слово на букву «б» по отношению к замужней женщине. А ведь тогда славяне делились не на нации, а на племена. Даже эти древние поляне-древляне умели отлично общаться «по матушке».

Так что когда из полян образовались украинцы, а из древлян русские, ничего нового о мате они не узнали. Оно и понятно. Мат относился к тем бытовым религиозным средствам языка, которые должны быть всегда под рукой. А как иначе? Допустим, встречаешь лешего в лесу, что надо сделать? Правильно, или прочитать молитву, или ругнуться матом. Нетрудно сообразить, что чаще всего выбирали второе: оно короче и как-то убедительней. Сказано так мало, а выражено так много. Лешие понимали и прятались.

На днях Верховная Рада Украины приняла к рассмотрению законопроект о «дематюкации». Главным аргументом автора проекта Ольги Богомолец была сомнительная идея о том, что мат как злобный и разрушительный вирус был занесен в Украину на подошве русского оккупационного сапога. Невинная южная страна не нашла в себе сил сопротивляться русской заразе, и вот результат — все украинцы поголовно знают, что значат слова из трех и пяти букв, пишут их на заборах и ржут как кони, рассказывая друг другу непечатные анекдоты.

«Украинскому языку исторически была чужда примитивная грязная ругань, — утверждала Богомолец с трибуны украинского парламента. — Она пришла в наш язык как заимствование из русской культуры. Брань, которую на протяжении веков насаждали российские колонизаторы, сегодня насаждают в публичном пространстве и медиа. Украинцы исторически и традиционно не употребляли бранных слов вроде тех, которые бытуют сейчас…»

Украинцы, однако, не разделили такого лестного мнения о себе. Если по поводу этого закона и лили слезы, то вовсе не от умиления, а от гомерического хохота. Оказалось, что стать единственной славянской нацией, не ведающей мата, жители Украины хотят меньше всего.

Никто не ощутил в себе той девической застенчивости, которую увидела в украинцах Ольга Богомолец. Напротив, граждане Украины продемонстрировали отличное знание предмета: «На сколько лет с конфискацией я уже наматерился за всю жизнь?» — вопросил невинный украинец в соцсети. Его поддержали коллеги по несчастью: «А как же ездить по украинским дорогам, если запретить мат?»

Видимо, этот вопрос народный депутат предвидела, потому что уже на заседании парламента предложила выход из безвыходной ситуации: «Пусть бы тебя дождь намочил!», «А чтоб тебя беда постигла!» — вот истинно украинская брань, которая свидетельствовала о связи древних украинцев с пантеистическим миром природы, — сообщила она слегка обалдевшим украинцам. — Украинцы не жаловали и не употребляли грубости «ниже пояса» и не позволяли себе вульгарности и пошлости».

Эти языковые фантазии нардепа, однако, трудно разделить братьям-славянам. И дело даже не в том, что никакой эмоциональной разрядки эти беззубые и слишком литературные эвфемизмы не несут. В них нет должной сакральности и той древней религиозной составляющей, которая сплачивает нас не столько по национальному признаку, сколько по близости к языческому прошлому. Этому прошлому мы оказались верны более, чем современные греки собственной античности.

Лингвисты на вопрос о тотальном изгнании мата из языка философски закатывают глаза и отвечают встречным вопросом: а зачем? Наш драгоценный мат, которым ругаются все грузчики во всех портах мира, это наше сокровище, наш бесконечный источник свободы и самоиронии. «Вот издадут Баркова, — писал Пушкин, — и будет у нас свобода». И оказался прав. Счастливые первые годы нашей незалежности начались именно с того, что два столетия запрещенный великий русский матершинник был издан массовым тиражом.

К слову, в России тоже давно действует закон, ограничивающий употребление мата. В 2014 году его сильно ужесточили, но полностью запрещать мат, к счастью, пока не пробуют.

Когда у лингвистов требуют объяснить, почему мат неискореним, те пересказывают басню Эзопа о Ксанфе, который на спор заявил приятелям, что выпьет море. Стоя на берегу стихии, Ксанф тонко улыбнулся и попросил приятелей для чистоты эксперимента запрудить все реки и отвести все дожди, которые ежедневно вливаются в море. Приятели развели руками и решили, что проще будет проиграть спор.

Мат, объясняют лингвисты, он как море, питаемое миллионами рек. Оно плещется во тьме нашей ярости, в тайной глубине нашего смеха и не может быть вычерпано до дна никогда.

Жизнь тяжела, знает каждый нормальный славянин, и несть числа обстоятельствам, вынуждающим нас сказать нечто более яростное, чем «Чтобы тебя дождь замочил!». Лишить мужика, упавшего с яблони, права сказать свое веское слово по этому поводу — все равно, что обидеть ребенка – это безжалостно и главное совершенно бессмысленно. От себя добавим, что с яблонь падают далеко не только русские.

Великое значение русского мата быстро усваивали наши неславянские соседи и, благодарные, считали себя приобщенными к тайне:

«- АБАНАМАТ! – восклицал дед.
И в доме наступала полнейшая тишина.

Значения этого слова мать так и не уяснила. Я тоже долго не понимал, что это слово означает. А когда поступил в университет, то неожиданно догадался. Матери же объяснять не стал. Зачем?..»

Эта довлатовская байка давно стала чем-то вроде библейского шибболета, по которому один интеллигентный человек узнает другого интеллигентного человека на всей территории бывшего СССР. Даже далекие от индоевропейских корней иностранцы ощущают сакральное могущество нашего мата, с помощью которого невозможное становится возможным.

Говорят, что после зимней Олимпиады в Саппоро в 1972 году в японский язык прочно вошло волшебное русское слово «дахусим», которое перед стартом произнес советский лыжник Вячеслав Веденин. Он, когда уже стартовала гонка на 30 километров, увидел, что повалил густой снег. И решил экстренно, прямо перед стартом, поменять смазку. Японские журналисты поинтересовались, зачем он это делает, ведь снег все равно всю эту смазку уничтожит. «Дахусим», ответил российский лыжник. Потом он выиграл гонку, а японцы остались в полной уверенности, что стоит произнести это волшебное заклинание, и все у них получится.

Хочется верить, что мы не обманули их ожиданий. Украинцам же хочется пожелать того же: скажите «дахусим», и морок истерического законодательства развеется как дым.

Новости и материалы
Зеленский посетил Часовой Яр
Баку и Ереван условились по согласованию проекта комиссий по делимитации границы
Савичеву раскритиковали за «распутные» танцы в ультракоротких шортах
В Тюмени молодой человек выпал с высоты девятого этажа
В Одесской области повреждена припортовая инфраструктура
Три арабские страны высказали обеспокоенность ударами Израиля по Ирану
Анастасия Костенко пожаловалась на безвыходное положение после рождения нового ребенка
Врач рассказала, какого стресса не нужно избегать
Невролог Демьяновская: здоровью вредит только длительный отрицательный стресс
Экс-министру энергетики Подмосковья Самарину избрана мера пресечения
«Меня уже тошнит, сколько можно?»: чемпион ОИ о новостях про Овечкина
Нетаньяху и Бербок поссорились из-за Газы
Анна Седокова рассказала о самом правильном решении в своей жизни
Выяснилось, как получил гражданство отец подозреваемого в нападении на байкера
На журналистку Татьяну Фельгенгауэр* могут завести уголовное дело
Полиция задержала мужчину, проникшего в консульство Ирана в Париже
Курс доллара на Мосбирже опускался ниже 93 рублей
В Евросоюзе обсудят вопрос поставок на Украину снарядов для Patriot
В США заявили, что G7 сфокусированы на Ближнем Востоке
Все новости