Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

С точки зрения ВВП

Политолог

Нарушит ли Владимир Путин «пакт 24 сентября 2011 года»? То есть обещания, гласные и негласные, данные на съезде «Единой России», благодаря которым Дмитрий Анатольевич и пребывает премьером. Этот вопрос рутинно теребят эксперты, будучи заведомо не в состоянии дать точный прогноз. Одни говорят: отставят не позже весны 2013 года. Но откуда они знают, что точно весной и почему? Другие, что для отставки нужен некий веский повод, а его пока нет. Хотя кажется, что самый веский повод – это не внешнее событие, а созревшее в голове ВВП решение – мол, пора. Третьи верят, что ВВП сдержит слово, и ДАМ будет сидеть чуть ли не до конца президентского срока. Но кто слышал это Слово, держа свечку в руке? Публично он ведь только обещал назначить ДАМ премьером. Обещание выполнено. Уже. Пытаться предугадать ходы ВВП – дело неблагодарное.

Если он снимет ДАМ в день объявленного майя конца света, все скажут: ну, разумеется, решение – очевидное. Если не снимет еще лет пять, скажут ровно то же самое.

Решения ВВП характерны тем, что постфактум их легко объяснить логически, они ложатся в его схему и манеры поведения, а вот предугадать в точности – почти никогда невозможно.

Еще нанимаясь двенадцать лет назад гребцом на галеры кремлевской власти, ВВП обнародовал свой важнейший принцип PR и GR, почерпнутый из разведки: если тебя просчитали, то ты убит. С тех пор ему не изменяет, оставляя возможность аналитикам лишь внимать тонким, едва улавливаемым потокам в высших слоях атмосферы и шевелениям подковерной борьбы, дабы потом с удовлетворением воскликнуть: «Ну, разумеется, мы так и думали!» Впрочем, один вид наблюдений за ВВП все же не кажется совсем уж бессмысленным. Это наблюдение за стилем поведения, политическими привычками. Они в целом те же, но кое-что меняется. Это помогает более или менее точно понять, чего он ни в коем случае делать не станет. Впрочем, даже в этом ВВП в последнее время все больше шифруется. Ведь до последнего времени считалось, что такую крупную фигуру, как Сердюков, он никогда не «сдаст». Но кто теперь стопроцентно поручится, что поутру некие «козлы» (в формулировке ДАМ) не придут и к нему?

Слухи о возможной отставке кабинета Медведева совпали с его телеинтервью. Из него циничный рунет выхватил лишь два сюжета. Оба не вошли в трансляцию, будучи не предназначенными для публики, как в свое время оговорка Обамы – и ведь надо же, тому же Медведеву! – насчет «гибкости» в отношениях с Путиным после переизбрания: о «козлах» следователях, пришедших в семь утра с обыском к документалисту НТВ, автору фильма об оппозиции, и о том, что кое-кто (уж не ВВП ли? – подумали тут все разом) все никак не выберет свой лимит опозданий годами. Остальная содержательная часть беседы не была сочтена рунетом достойной внимания в силу неготовности публики всерьез терпеливо и вдумчиво копаться в обтекаемых амбивалентных формулировках. Констатация же смерти тандема как формы управления давно стала банальностью, лишний раз этим интервью подтвержденной.

Порция слухов насчет судьбы ДАМ вынесла на поверхность имя его возможного преемника, по версии одной используемой как сливной бачок газеты –Дмитрия Рогозина. Оставляя в стороне попытки угадать сроки да и сам факт отставки кабинета Медведева – это уж как мысль в голове ВВП вильнет –

мы можем в данном случае лишь чисто теоретически предположить, кто мог бы, а кто не мог бы подойти для данной работы. Для заведомо технической роли при ВВП, решающем, в конечном счете, все важные вопросы.

Фигура Рогозина всплыла логично. Его считают одним из бенефициаров свержения Сердюкова. Он выражает интересы российской «оборонки», которую в последнее время акцентированно поддерживает ВВП. Рогозин мог бы стать вполне энергичным премьером. Будучи человеком прагматичным, он способен выйти за рамки «политика-националиста» времен партии «Родина» вопреки тому, что за пределами этих рамок общественное мнение его пока не очень готово воспринимать. С другой стороны, ВВП – опять же чисто «стилистически» — не очень любит, когда какой-либо политик или даже целый клан, добившись одномоментного успеха, поимели бы возможность этот успех развить. Как говорится, у кого сдержки и противовесы действуют в контексте трех ветвей власти, да еще и независимой прессы, а у нас все они умещаются в голове одного человека. По-своему это удобно.

Плюс к тому, как мне кажется, Рогозин на прошедшей неделе совершил один небольшой PR-промах. Решил прикупить себе российский аналог «Хаммера» по прозвищу «Тигр». Чтобы, мол, поддержать отечественного производителя. Ход похвальный, но несколько напоминает деяния ельцинского вице-премьера Немцова. Того аккурат до провозглашения курса на пересаживание чиновников на «Волги» считали чуть ли не главным кандидатом в преемники Ельцина, а после этого сразу таковым считать перестали. Руководствуясь же стилистикой ВВП, потенциальный кандидат в премьеры должен сидеть серой тихой мышкой, желательно ничего не знать, не ведать и даже не подозревать про свое великое будущее до момента назначения, а не вылезать с пиар-акциями, даже если они в русле модной нынче кампании на «суверенизацию элиты». Кампании – это к депутатам железнякам, а вице-премьеру с этим суетиться незачем.

Есть еще одно соображение, которое, как мне кажется, будет определять выбор ВВП, если он все же решится снять ДАМ. Оно определяется словом «гарантии». Гарантии того, что премьер не станет вести свою политическую игру и линию, тем более против ВВП. Гарантии его абсолютной лояльности. Наконец, памятуя о соответствующих положениях в Конституции, такой человек должен быть абсолютно надежен с учетом даже гипотетической возможности временной передачи ему президентских полномочий. На случай, скажем, операции (последняя история с «травмой спины» лишний раз напомнила, что ВВП все же не бог, обитающий на облаке и временами спускающийся к нам на золотых нитях, а простой смертный человек из плоти и крови). И

если уж ВВП решится на смену премьера, то вряд ли он станет это делать часто до конца своего президентского срока.

И, возможно, в 2018 году он вообще предпочтет съехать из Кремля, взяв на себя неформальную роль Патриарха всея российской политики на манер Дэн Сяопина, отдав текущие президентские хлопоты другому человеку. Сегодня представить себе такое очень трудно, но можно ли полностью исключать, что человек может устать от своей непомерной власти?

Ввиду вышесказанного, к примеру, маловероятно, что ВВП уже в ближайшем будущем может назначить премьером, скажем, «настоящего Игоря Ивановича», набравшего сейчас колоссальный аппаратный вес куратора «нашего всего» — российского ТЭКа. С одной стороны, Сечин всегда был верным и преданным соратником, следуя тенью за своим руководителем. С другой – руководитель, отдающий себе отчет в том, что иная тень в один прекрасный момент захочет стать хозяином, должен быть внутренне готов к тому, что этот прекрасный момент будет означать его собственный немедленный уход на полный и окончательный покой. Возможно, до этого и дойдет (то есть до варианта ИИС), но вряд ли в самом ближайшем будущем.

До сих пор как раз ДАМ в этой роли был идеальной фигурой. И лично я не верю, что в 2008 году была жесткая договоренность лишь о том варианте развития событий, который был объявлен в рамках «пакта 24 сентября». Мне кажется, что, удовлетворись полностью тем, как себя ведет и что делает ДАМ на президентском посту, ВВП не стал бы возвращаться в Кремль, присматривая за всеми и патронируя набирающего опыт и авторитет преемника все более отстраненно. Но этой полной удовлетворенности не возникло (большой вопрос, сколь велика была вероятность, что она могла возникнуть, но вероятность была). Возникли трения, порой искрило раздражение. Тандем оказался предсказуемо не идеален. Более того, ДАМ стал раздражителем для многих представителей окружения ВВП, его стали на ушко вождю обвинять в «горбачевщине», раскачивании лодки, то есть, с точки зрения ВВП, в вещах совершенно ужасных, практически кощунственных. В последнее время со стороны отдельных приближенных ВВП порой чуть ли не публично проскальзывают и весьма уничижительные оговорки насчет ДАМ, а также откровенные «подставы» с целью его еще больше дискредитировать (слив про «средний палец», который показывали ДАМ в Питере или такая же утечка его за кадром произнесенных слов про кого-то вечно опаздывающего – из этого рода).

К ДАМ скептически настроена большая часть политического и экспертного сообщества, в том числе прокремлевского, которое влияет на общественное мнение. А заведомо против общественного мнения ВВП никогда не пойдет.

Это к вопросу о 2018 годе. Хотя это не исчерпывающий повод, чтобы избавится от ДАМ уже сейчас, разумеется. Должны быть и другие. Скажем, если исходить из версии о том, что все приключившееся с Сердюковым стало результатом давления на ВВП со стороны некоего влиятельного клана, и что он отчасти действовал вынужденно (во что поверить, понимаю, трудно), то такая же схема может сработать и применительно к кабинету министров.

Если уж рассуждать в рамках сугубо «стилистических предпочтений» ВВП, то, на мой взгляд,

наиболее подходящим претендентом на пост премьера (подчеркну, если вообще отставка ДАМ состоится в обозримом будущем) был бы нынешний мэр Москвы Сергей Собянин.

С учетом всех вышеописанных «технических параметров» такого премьерства.

Всплыв на поверхность публичной политики (хотя само слово «публичность» применительно к Сергею Семеновичу не лишено оттенка оксюморона), он воплощает, кажется, идеал путинского руководящего кадра. По-номенклатурному сдержан. Обозначает решительность действий по конкретным направлениям, стремление навести пор-р-р-ядок. Эдакий хозяйственник без явно выказываемых политических амбиций. Лояльный путинец, способный дать и выполнить все нужные гарантии. Не связан слишком тесно ни с одним питерским кланом, но со всеми благожелателен. Анти-Лужков, но способный нравиться электорату. Особенно в нужной телеподаче (см. телеканал «Москва 24»).

Подчас за действиями правительства Москвы либо не стоит разумных расчетов и должного анализа последствий содеянного, либо же ими откровенно пренебрегают – «мы сами знаем, как лучше» – вследствие чего городская политика напоминает по стилистике попытки честного прапорщика аврально навести порядок в казарме на свой простецкий солдатский вкус: кампанейщина в борьбе с ларьками, рекламой, с выделенными полосами и платными парковками, кавалерийская атака в объединении московских школ и т. д. Но это в нашей ситуации уже дело десятое. Принцип «сделал, потом подумал» у нас не порок. Как говорится, старание и рвение бьют класс.

По стилистике Собянин чем-то напоминает питерского генерала Полтавченко, хотя как мэр он намного сильнее, да и результативнее, конечно.

Большинство правящей российской так называемой элиты лишены такого задора, будучи озабоченными лишь повышением собственной ликвидности. То, что ССС «на Москве» недавно, неважно: Шойгу тоже в Подмосковье не успел ни развернуться, ни обуздать насквозь криминализированную местную элиту. Смог бы он – мы уже не узнаем. Но провалиться не успел. И его двинули на Минобороны, как раз имея в виду намерения навести тот самый пор-р-рядок.

Помимо ССС возможны и другие кандидатуры. Так, многим вышеозначенным критериям соответствует глава администрации Сергей Иванов. Относительно которого иной раз хочется спросить ВВП, не жалеет ли он, что в свое время именно его не сделал преемником. Жаль, не ответит. Возможны и другие кандидатуры в духе Зубкова или Фрадкова. Но чем ближе к 2018 году, тем больше они должны соответствовать все же критериям потенциального преемника.

А при чем тут вообще ВВП? Не как человек, а как то, что собирались удваивать. При смене правительства вообще-то обычно имеют в виду некий курс. Который либо сменить, либо начать. Скажем, на реформы, модернизацию или, напротив, на мобилизацию, антикризисное регулирование. К сожалению, в этом смысле ВВП – ну совершенно ни при чем. Никакого внятного курса пока не просматривается и на властном уровне не предлагается. Правительство работает в стилистике «бизнес как обычно», результатами пока никакими порадовать не может, значимых ориентиров не ставит. Как говаривал бывший премьер М. М. Касьянов, довольно внезапно отставленный, работает в режиме тонкой настройки. Помнится, ММК отставили как раз за недостаточную амбициозность планов его кабинета. При том, что в те времена экономика могла себе позволить тонкую настройку без амбициозности – тенденции в пору первого путинского срока были заложены весьма позитивные – а сейчас уже нет. Слишком все запущено.

Новости и материалы
Половина россиян не знают симптомы диабета
Армянский архиепископ пригрозил проклятием за забвение геноцида
В органах рассказали об оперативной разработке по делу замминистра обороны
Канада разрешила делать Airbus из российского титана
Канадец из ЦСКА назвал Москву лучшим местом для жизни
В столице Аргентины протестуют тысячи студентов и преподавателей
В Николаеве произошел взрыв
В Пентагоне прокомментировали срок передачи оружия Украине при одобрении финансирования
Вашингтон ввел санкции в отношении иранских юридических и физических лиц
В Курской области объявлена угроза атаки БПЛА
Глава БАПОР скоро посетит Россию
«Арсенал» разгромил «Челси» и упрочил лидерство в АПЛ
Российская супружеская пара подралась за ребенка и уронила его
Депутат Журавлев объяснил свое возмущение тем, что главной ценностью молодежи является жизнь
«Филадельфия» подписала новый контракт с голкипером Федотовым
Тренера Гогниева назвали смешным созданием
«Хезболла» обстреляла израильские поселения
Из-за украинской мобилизации в Польше может сгнить клубника
Все новости