Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Дети своего времени

Заведующий отделом экономической политики издательского дома «КоммерсантЪ»

Совершенно немыслимо было после всплеска народного волнения по поводу появления на сцене Большого театра оперы Сорокина оставаться дома в это воскресенье. Пойти в ГАБТ на «Детей Розенталя», по крайней мере с политической и гражданской точки зрения, — удовольствие безупречное и почти обязательное.

Однако у слова «политическое» много смыслов. Разумеется, я, как и многие зрители Большого, последний раз был в опере несколько лет назад и не имею музыкального и театрального образования. Конечно, все нижесказанное нельзя рассматривать как претензию на критику музыкальную или театральную. Если хотите, этот текст следует считать «просто критикой» — в отличие от критики конъюнктурно-политической (образцами этого жанра являются комментарии к «Детям Розенталя» со стороны четырех депутатов Думы, посетивших генеральную репетицию оперы 22 марта), критики мировоззренческой (ее в своих театрализованных представлениях на площади перед ГАБТом довольно неубедительно представили Союз православных хоругвеносцев и «Идущие вместе» и убедительно — комсомольцы-экстремисты из АКМ), критики с позиции зависти (выступления Никиты Михалкова перед корреспондентами «Газеты.Ru» и Анастасии Волочковой на НТВ). А хотите — считайте, что я просто делюсь впечатлениями. Но и в них много политического.

Сначала, против всяких правил критики — вердикт. Содержательных причин, для которых человек, считающий себя не выше посещения театра, может отказаться от визита в Большой на «Детей Розенталя», нет. Смотреть эту оперу необходимо — вне любой конъюнктуры, вне любых эстетических и политических соображений. В Большой нужно идти, иначе можно пропустить чрезвычайно важный момент в том, что происходит в России. «Дети Розенталя», Большой театр, премьера — да, это событие. А голодовка , интервью Киркорова, сериал «Менты-7» — нет. Жизнь, состоящая из настоящих событий, такие, как премьера в Большом, лучше.

И для искушенного, и для неискушенного зрителя я бы советовал настраиваться смотреть оперу «Дети Розенталя» — в первую очередь именно смотреть, а не слушать. Ни композитор Леонид Десятников, написавший музыку к опере, ни писатель Владимир Сорокин, сочинивший либретто, которое так подозревали в скандальности и порнографичности, вероятно, по получении заказа из Большого и не подозревали, что сделает из этого материала режиссер-постановщик Эймунтас Някрошюс. Слушать «Детей Розенталя» в Большом очень, очень сложно. В первую очередь вам придется именно смотреть, смотреть во все глаза за тем, что происходит на сцене, и лишь в самые кульминационные моменты закрывать глаза от восхищения.

Признаюсь, в ГАБТ я шел в первую очередь слушать оперу Десятникова, одного из современных композиторов-классиков в России, человека, умеющего открывать в своей музыке смыслы там, где уже шестьдесят лет все смыслы утверждены и стали нейтрально-положительными. Во вторую очередь — слушать, как в опере могут работать со сложнейшим русским писателем Сорокиным, даже чтение которого — тяжелое удовольствие, требующее чрезвычайной чуткости, эмпатии и пластичности, настоящей интеллектуальной и душевной работы. Някрошюс, без всякого сомнения, гениальный режиссер, сумел сделать как-то так, что музыкальные смыслы Десятникова и литературные — Сорокина выглядят вторым планом к смыслам сцены. Опера, искусство довольно прозрачное и живущее смыслами музыкальными, в руках Някрошюса стала в первую очередь театром.

И вряд ли Десятников и Сорокин, не говоря уже о руководстве ГАБТа, могут на него обижаться. — прежде всего опера, доступная рядовому зрителю России. И не за счет популяризации, упрощения или театрально-кинематографических гэгов, хотя по настроению публики было очевидно, что значительная часть ждала именно этого, слов и в, на мой взгляд, не слишком примечательной, хотя и достойно спетой Михаилом Дьяковым арии сутенера Келы, а также повторяющегося призыва «Вернись, проститутка!» в знаменитом хоре проституток. Нет. За счет прежде всего продуманной и почти в каждый момент точной сценографии.

Не буду рассказывать о том, как точно мимический ансамбль штрихом, буквально одной чертой, потертостью на старой кинопленке открывает возможное движение мысли. Не буду рассказывать о том, как с помощью нехитрого реквизита, мимов и бесконечного кабеля двух цветов режиссер научно и эстетически точно показывает зрителю процесс операций с ДНК и технику клонирования. Это стоит видеть. Не потому, что клонирование — технология, которую, практически не имея никакого представления о ней, обсуждают в Думе и Совете федерации. А просто ответьте себе на вопрос: а видели ли мы вообще, как может современное искусство смотреть на такие технологии без ненужного фрустрированного кривляния, без неуместного пафоса, глазами человека-современника? В Большом сегодня это можно увидеть и услышать.

Смыслами «Дети Розенталя» загружены до такой степени, что голова просто не успевает ловить ассоциации, совмещать десятки потоков, сопоставлять увиденное и услышанное; все эти минуты вы будете, скорее всего, хронически не успевать, оставляя в голове лишь «вот это вспомнить, вот это потом, а вот от этого я услышал только след, намек, тень — не забыть, не забыть, Господи, отчего я так неловок, неумен и нечувствителен!» А ведь «Дети Розенталя» в том числе и об этом. И еще много о чем.

Например, о том, как штампы в восприятии (и Десятников, и Сорокин на этом съели не одну собаку) бессильны перед истинным содержанием, которые дает им автор. Совершенно классический, из русской оперы XIX века дуэт Няни (Ирина Удалова) и Чайковского (Максим Пастер), которому просто суждено было вызывать смех зала, лиричен и красив настолько, что не напевать его невозможно — давно ли в России оперы раздергивали на музыкальные цитаты? А с этим дуэтом, помяните мое слово, так и будет. Постмодернистская самоирония не отменяет категории прекрасного, а лишь открывает в «Детях Розенталя» то старое, а на деле — вечное «красиво», от которого вытирают украдкой слезы и отводят глаза. И пафос Алекса Розенталя (Вадим Лынковский) звучит так, как он звучал у композитора Вагнера, да и звучит отдельно от Вагнера, и полемизирует с «Фаустом» Шарля Гуно — а мы уже и не помним, как звучит «Фауст», с трудом вспоминаем все, кроме «Люди гибнут за металл», а ведь троица Някрошюс--Десятников--Сорокин умудряются говорить, хотя, на мой взгляд, не всегда так убедительно и тонко, как хотелось бы, об эстетике разных времен СССР, о классицизме и модернизме в русской классической музыке, о легкомысленности и жестокости мира — и еще на сотню разных тем. Звук, текст и картинка выходят удивительно объемными и живыми, а не за этим ли люди ходят в театр?

Не помеха то, что оркестр Большого играет Десятникова, на мой вкус, не слишком убедительно и отлично поставленный хор его не всегда спасает. Оставим споры о том, хорошо ли спеты партии Тани (Елена Вознесенская), Вагнера (Евгения Сегенюк), а уж тем более сложная и насыщенная партия Моцарта (Роман Муравицкий), профессионалам. Сегенюк мне понравилась больше, чем Вознесенская, а Муравицкий, кажется, пока что ищет, как лучше петь эту роль — да что ж с того? Это Елене Драпеко из Думы может отравить оперу, это режиссера Михалкова может заставить морщить лоб и высокомерно отворачиваться, неся тело из зала в буфет с пафосом сопричастности к гимну СССР. Мы же ходим в театр, чтобы получать удовольствие.

Поверьте, для того, чтобы в антракте «Детей Розенталя» дрожали руки от адреналина, нужно совсем немногое. Быть непредубежденным и верить в то, что происходит на сцене. Как ребенок, да. Оставьте нам наши игрушки — Балерину (Надежда Благова), Мишку (Андрей Сенотов) и Солдатика (Иван Обаляев), мы не забыли, что такое «быть как дети», и в Большом нам не дадут об этом забыть, и балерины полусвета нам в этом не помешают.

Не забыть — и увидеть, что в дуэте Моцарта и Тани, поющих, как в Крыму на берегу «мы будем жарить мидий, и запивать их розовым вином, и целоваться страстно до рассвета», — все то же понимание влюбленности, что и у нас, мечтающих о Крыме и лете. Что великолепный и по замыслу, и по исполнению хор проституток во втором действии поет о том же, что проскальзывает у нас при мимолетном посещении московской площади трех вокзалов. И что песни, поющиеся на этих трех вокзалах, — это песни нашего народа, намного более народные, чем безвкусица заслуженных певиц «а-ля рюс кабак шансон».

«Дети Розенталя» — очень социальная вещь для классической оперы. При этом мне, например, многие ее трактовки пришлись совершенно не по нраву. И с ними можно и нужно полемизировать внутри себя. Потому что именно с Някрошюсом, с Десятниковым и Сорокиным, а не с братьями Якеменко и их дрессированными «Идущими вместе» это можно делать осмысленно.

И нельзя сказать, на мой взгляд, что в постановке оперы удалось все. Нет, «Дети Розенталя» — произведение своего времени, и сумбурного, и неточного. Не буду говорить, что это шедевр, я сделаю больше комплимент. «Дети Розенталя» — это свидетельство того, что в России в 2005 году есть и никуда не делась высокая массовая культура. Причем не только для «внутренней эмиграции» в изысканный арт-джаз и экспериментальное кино. Опера Десятникова — та обычная театральная удача, которая совершенно нормальна и естественна в понимании патриота своей страны, страны Чайковского, Шостаковича и Шнитке, страны великой культуры, страны людей. Не «шедевр» и не «провал» — рядовая удача, которых должно быть больше, чем неудач на сценах.

Целая армия конъюнктурщиков, дрожащих от мыслей — «а вдруг Владимир Путин таки посетит Большой, он ведь любит оперу? Да нет, на Сорокина он не пойдет, это политически неверно, это будет невообразимо, вы читали, он же пишет про говно...» — несколько недель пыталась представить «Детей Розенталя» «дегенеративным искусством». Но они лишь играют в политику. А политика сегодня — это в том числе и искусство Някрошюса, Десятникова, Сорокина. Пожалуйста, не ориентируйтесь на «политиков». Ориентируйтесь на меня. Идите в Большой на премьеру. Вам может понравиться, а может не понравиться, но это лучше видеть, чем пропустить.

Новости и материалы
Американец угнал от бара грузовик с выпивкой, чтобы расплатиться за наркотики
Бузову раскритиковали за выступление в откровенном наряде в День защиты детей
«Зенит» выиграл Кубок России
Силы ПВО сбили беспилотник над Белгородской областью
В Ухте локализовали пожар на нефтеперерабатывающем заводе
В МЧС рассказали, сколько специалистов тушат Ухтинский НПЗ
Костомаров рассказал, будет ли болеть за теннисистов на Олимпиаде
Зеленский заявил, что Украина признает Палестину как суверенное государство
Российские войска уничтожили под Купянском мешавший продвижению миномет
На Украине забили тревогу из-за действий Зеленского
Черчесов является главным кандидатом на пост тренера сборной Казахстана
В Белом доме заявили о понимании Байденом последствий ударов ВСУ по России
Харатьян не может зарегистрировать автомобиль из-за спора между продавцами
Водитель «Газели» протаранил Ford на встречной полосе, пострадали три человека
В Днепропетровской области Украины сообщили о повреждении объекта инфраструктуры
В Южной Осетии восстановили электроснабжение
Аскольд Запашный рассказал о самочувствии дочери после падения с лошади
В Белгородской области сбили пять украинских дронов
Все новости