Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Человек из Мастерской

Память человечества забывает все. Но есть люди, сохранение памяти о которых очень важно для всех остающихся жить, а не только для родных, близких или коллег. Как ориентир, как возможность лучше понять и почувствовать, зачем мы вообще живем, если все равно умирать. Завтра похоронят великого русского актера Юрия Степанова. Одного из тех, память о ком обязательно России нужно удержать как можно дольше.

Будучи человеком очень далеким от театра, я иногда писал о каких-то спектаклях и труппах. Мастерская Петра Фоменко кажется мне не только замечательным случаем уникального сочетания театрального профессионализма (тут я способен оценивать только в примитивных обывательских категориях «нравится – не нравится»). Не только образцом человеческой близости педагога и студентов, не захотевших или не сумевших расстаться друг с другом. Она кажется мне редким примером в высшей степени достойного существования людей в не очень достойном историческом контексте. Сам Петр Наумович и его лучшие ученики, люди совсем другого поколения, формировавшиеся на излете советской эпохи, делали и делают свое дело так, будто существуют в вечности, а не во времени. В координатах любви и ненависти, добра и зла, а не рынка и пиара, суверенной демократии и массовой культуры. Действительно, как в мастерской, занимающейся вечным ремеслом, над которым не властны привходящие обстоятельства. И мерить их труд, их творчество, их мастерство можно только мерками вечности.

Юрия Степанова среди блистательной, но не блистающей нарочито труппы Мастерской Петра Фоменко я отметил буквально через считанные секунды после его первого для меня появления на сцене.

Нечто похожее я испытывал на каком-то сборном актерском концерте в Киеве, где среди прочих достойных артистов выступал, уже после страшной операции на сердце и незадолго до смерти, Евгений Леонов. Выходит простой человек с очень обычными чертами лица и каждым своим движением, взглядом, не говоря уже о репликах, забирает тебя с потрохами. В целом мире вас остается двое: он рассказчик — ты слушатель. Не красавец, не герой-любовник и даже просто не герой фокусирует на себе все твое нутро независимо от текста, который произносит.

В том спектакле Юрию Степанову дважды довелось показать, как совмещается вечное и сиюминутное. Продемонстрировать нечто, что выходит за рамки просто мастерства. Сначала у кого-то в зале зазвонила мобила, и ее чисто конкретный обладатель начал вести разговор, «базар»: ну не все российские сапиенсы доросли до способности выключать телефоны во время спектаклей. И Степанов моментально вплел в канву драматургии Островского свой разговор с этим упырем. Он подключился к «базару» — и возникла перекличка эпох: диалог ушлого человечка середины 50-х годов ХIХ века с его альтер-эго из начала «нулевых» годов века ХХI. Потом гамак, в который с размаху должен был садиться степановский герой, внезапно рухнул вместе с достаточно грузным актером. И Степанов, которому явно было больно, мимолетным взглядом на зрителей показал смешливую неловкость от внезапного падения и то, что он по пьесе ведь все равно увалень. Значит все правильно и логично, значит и упасть с гамака мог запросто.

Изображая совершенно разных по внутренней сути персонажей в театре и в кино, Степанов никого не играл. Не играл он и себя. Более того, даже не становился этим персонажем, не растворялся в нем. Он — и это свойство только великих, штучных, избранных артистов — в каждый момент времени на сцене или кинопленке жил так, будто продолжалась обычная жизнь.

Его пребывание в кадре или на сцене не нарушало хода жизни, не казалось постановочным: он преодолевал режиссуру.

Мальчик из иркутской деревни случайно, за компанию с другом, «поступивший на актера», оказался не просто великим артистом. Он прожил тихую и удивительно достойную для нынешних времен, соблазняющих людей этой профессии прислуживанием или попсовым мельканием на задворках шоу-бизнеса, жизнь. Даже те немногие телесериалы, в которых Юрий Степанов снимался, он, порой просто в одиночку, наделял чертами настоящего кино. При этом в его манерах, в интонации его голоса, в его нечастых интервью звучала немного печальная, но спокойная основательность. Он даже не хотел казаться звездой, потому что был куда выше любой звездности: ни малейшего намека на внутренние страдания, но открыто проговариваемое ощущение мимолетности и изначального трагизма любой человеческой жизни. Он был прочным, надежным, но при этом тонким и трепетным мастером. В его актерской игре удивительным образом переплетались уверенность в себе, отсутствие малейшей позы и абсолютная беззащитность человека перед судьбой. Домашность и бездомность. Такая уютная метафизика, нестрашный разговор о страшном.

Глупо искать в его внезапной трагической смерти потаенный глубинный смысл. Он просто ехал ночью домой со спектакля на обычной московской попутке — стареньких «Жигулях». И отмороженная иномарка просто врезалась в эту машину на светофоре, последнем на пути к его дому. «В театре все ревут», — сообщали не склонные обычно к такому тону российские информагентства о реакции на случившееся в Мастерской Петра Фоменко. Ничего удивительного: обычный кошмар. «Человек смертен, и притом внезапно смертен», как и предсказывал Воланд. Но

у Мастера, или просто человека из Мастерской, есть маленький шанс ненадолго продлить свою жизнь. Ровно настолько, сколько мы будем помнить о нем.

И еще те, кому мы передадим эту свою память, покуда живы.

Новости и материалы
Гретцки восхитился российским хоккеистом
Лариса Лужина рассказала о тяжелой болезни
Белгородский полицейский расплатился за машину билетами из банка приколов
Трамп провел встречу с Дудой
Коммерческим организациям запретили проводить экзамены по русскому языку для мигрантов
Катя Лель рассказала, какой должна быть женщина
Подполье сообщило об ударе по украинской артиллерии на окраине Берислава
Российский боец UFC Царукян пошутил про Путина
В российском городе от посещения школ отстранили не привитых от кори детей
На Украине заявили о возможном дефиците электроэнергии в четверг
ВСУ применили метеозонды в атаке на Воронежскую область
На Украине ожидают мобилизации 10 тысяч осужденных
В «Спартаке» рассказали, как вел себя Абаскаль на прощании с командой
У российских водителей выросли убытки из-за стихийных бедствий
Россиянин сорвался с козырька четвертого этажа, его госпитализировали
Уровень реки Урал у Оренбурга снизился на 16 сантиметров
В России установлен рекорд продаж ввезенных по параллельному импорту автомобилей
Около нефтебазы в Воронеже начался мощный пожар
Все новости