Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Рабы с мигалками

На днях в наших землях приключились две поучительные истории. Один известный кинорежиссер, который приватизировал кино, счел возможным вопреки профессиональной и человеческой этике любой ценой протащить свой фильм на «Оскар». А один известный политик, который вместе с друзьями приватизировал целую страну, следуя инстинкту самосохранения, а может, и из тщеславия, захотел оставить ее за собой как минимум еще на 12 лет.

В этих историях есть нечто общее. Они следствие сложившегося на Руси в первом десятилетии ХХI века диковатого союза американской мечты и советской невозможности реализоваться. Впрочем, последнее касается только людей приличных. Неприличные, волею судеб и силой случая дорвавшиеся до внешних благ, мертвой хваткой вцепились в нажитое и присвоенное. И твердо уверены: пользоваться этими благами можно только им, а остальным нельзя. Или можно, но по их высочайшему дозволению и в заранее оговоренных пропорциях.

Относительные экономические свободы, которые даровала несостоявшаяся третья русская революция, привели к появлению в России потребительской цивилизации. В самом этом факте ничего печального нет: как вспомнишь, что наши мамы и бабушки не имели нормальной косметики, стирали вручную, готовили бог знает из каких продуктов — начинаешь испытывать особую радость от возможностей минимального бытового комфорта. Но речь не об этом прожиточном минимуме достойной жизни. Речь о заявленном на съезде партии власти продолжении мерзкой и тусклой эпохи торжества крокодилов, проглотивших краденое ими солнце и распределяющими между остающимися в искусственно созданной тьме согражданами отдельные солнечные лучики.

Извечная дилемма человеческой жизни «иметь или быть», сформулированная Эрихом Фроммом, трансформировалась в сегодняшней России в однозначное и крайне вульгарное торжество «иметь».

Причем горстка имеющих считает тех, кто не имеет, несуществующими и несущественными. Если ты не при власти и не при деньгах — ты маргинал и лузер. А раз мы при деньгах и при власти — мы элита, соль земли, крутые перцы и короли духа. Этот вполне западный культ внешнего успеха, вступивший в России в сложную химическую реакцию с византийским культом торжества лоялистской посредственности, привел к маргинализации всех сколько-нибудь приличных и совестливых людей.

В значительной степени это вполне естественная реакция дорвавшихся до «сладкого» совков на советскую ханжескую мораль, отрицавшую значимость материальных ценностей в жизни человека и ставившую абстрактные интересы государства выше частных человеческих.

При всей пафосной риторике и мужчина, который приватизировал нашу страну, и тот, что приватизировал наше кино, думают о России исключительно в категориях персонального доильного аппарата.

Причем эти владельцы кормушек, мигалок и присвоенного права распоряжаться чужим как своим в общем выстроили вполне стройную систему защиты, ставшую заменителем официальной идеологии. Каждого, кто против них, они объявляют либо завистником, либо врагом страны — последнее как раз очень по-советски, по-сталински.

Атрибуты состоявшихся людей в этой системе лагерного капитализма с пайками для избранных очень наглядны: машина с мигалкой, пост во власти или в госкомпании, крупная недвижимость и счета на Западе. Воспользоваться нажитым созидательно, спокойно жить в собственное удовольствие, не кошмаря других, они все равно не могут — приходится постоянно отбиваться от конкурентов внутри своей закрытой зажравшейся касты.

Поэтому самозваные хозяева российской жизни вынуждены чувствовать себя рабами на галерах. Они именно рабы, поскольку обрекли себя чахнуть над златом. И именно на галерах, поскольку если не грести (под себя), если попытаться соскочить, можно запросто оказаться в лучшем случае в вынужденной эмиграции, а в худшем — в отечественной колонии. Причем посадят свои же друзья-товарищи по террариуму единомышленников.

Меня давно занимает вопрос: кому легче расставаться с жизнью — тем, у кого есть все и даже больше, чем нужно нормальному человеку, или тем, кому нечего терять?

Зачем человеку претендовать на «Оскар», если отечественные картины-конкуренты лучше, а один «Оскар» уже есть? Зачем цепляться за власть, как профессор Мориарти за скалу над пропастью Рейхенбахского водопада, если уже давно обеспечил безбедную старость себе, детям, внукам, собаке, а также друзьям по дачному кооперативу и советскому КГБ?

Мне кажется, наших нынешних хозяев жизни надо хоронить в гробах с мигалками. Пусть эта постоянно мигающая противная для глаз штука служит напоминанием живущим: никто не завоюет всех призов, никто не будет править вечно. А жажда вечной власти и всех наград мира делает человека жалким и ничтожным, как бы он ни пыжился претендовать на роль лидера нации или ее духовного пастыря.

Новости и материалы
Названы заболевания, которые могут перерождаться в рак
Фиктивно трудоустраивавшую мигрантов ОПГ накрыли в Челябинске
В Канаде ввели санкции против военного руководства Ирана
Игрок клуба РПЛ заявил, что ему без разницы, кто станет чемпионом
Лукашенко освободил Косинца от должности своего помощника
Ученые выяснили, что потепление Арктики смягчает пылевые бури в Азии
Стало известно, как дрожащие руки влияют на риск деменции
В США сравнили помощь Украине и российскую военную мощь
Найден способ лечения рака без тяжелых побочных эффектов
Каждый второй россиянин стал подписчиком онлайн-кинотеатров
Экс-игрок «Зенита» сомневается в очередном чемпионстве команды
Российские космонавты развернули радиолокатор в открытом космосе
Курганец предпочел отправиться в колонию вместо обязательных работ на воле
Шойгу прибыл с рабочим визитом в Астану
Найдены пищевые добавки, связанные с риском диабета
Игрок клуба РПЛ рассказал о накопившейся злости на «Зенит»
Путин и члены РСПП остались довольны встречей
Песков рассказал будет ли РФ расширять буферную зону безопасности
Все новости