Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Двойка» по смыслу жизни

Борис Березовский не зря прожил свою жизнь. Ни одна смерть россиянина в этом веке еще не рождала такого потока текстов о смысле жизни — главной теме всех человеческих мыслей и действий. А тут еще РПЦ выступила в присущем ей в последнее время постмодернистском духе. Заместитель председателя патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства протоиерей Димитрий Смирнов предложил ввести в российских школах предмет «Cмысл жизни». По мнению отца Димитрия, его должны изучать следующие поколения. «Хороши алгебра с геометрией, хороши и география с биологией, хороша и русская литература, но главной проблемы они не решают», — заявил протоиерей во время лекции «Церковь в современном мире: мифы и реальность» в Северном государственном медицинском университете в Архангельске.

Так обычно и бывает: какая-то важная для многих способных к рефлексии людей смерть заставляет живущих задумываться над тем, зачем они здесь. Только смерть определяет судьбу человека, в которую мы вписываем смысл его (и своей, плачем мы ведь только по себе) жизни.

Отчасти забавно, что вал русскоязычных текстов и постов в «Фейсбуке» вызвала именно смерть Березовского, а не уход, возможно, самого значительного российского кинорежиссера конца ХХ века Алексея Германа-старшего или философа Григория Померанца — одного из немногих людей, абсолютно сознательно придавшего своей жизни возвышенный и светлый смысл.

Но в том, что на размышления о вечном мыслящее меньшинство пробил именно Борис Абрамович, есть своя логика. Очень уж показательной получилась его жизнь — прямо готовая глава для будущего учебника «Основы смысла жизни» для средних общеобразовательных школ. Библейская такая жизнь. Долгое — 17 лет — прозябание в Институте проблем управления АН СССР, правда, с карьерным ростом от инженера до начальника лаборатории. Статьи в «Советской России» о перестройке экономики. Ему уже сильно за сорок, когда он в течение каких-нибудь пяти лет превращается из советского ученого средней руки в крутейшего бизнесмена, владельца заводов, газет, пароходов. Более того, в одного из основных вершителей политических судеб страны. Лет пять-семь политической славы, «главный подвиг» — замена Ельцина на Путина. Потом опала и 10 лет эмиграции, нарастающего забвения, разорения на бессмысленных судебных процессах и нелепых попытках изменить неумолимый ход истории. В этой жизни случилось все: взлеты и падения, любовь красивых женщин и разлуки с ними, яхты и виллы. Шестеро детей, наконец. Это счастливая жизнь или несчастная?

Давайте на секунду поверим, что Березовский таки написал личное покаянное письмо Путину. И вот Путин его прощает. Березовский продает за долги свой особняк. Возвращается в Москву. Все уголовные дела против него закрывают за отсутствием состава преступления. Устраивается в Институт проблем управления, или как он там теперь называется. Его заставляют вступить в «Единую Россию» или «Общероссийский народный фронт». В новых фильмах и телепередачах НТВ он клеймит оппозицию. Конечно, лучше сразу удавиться.

Мы уже никогда не узнаем, какой смысл был у жизни Березовского. Нам более или менее понятно, что стало поражением и трагедией его жизни, но не дано понять и узнать, как выглядел бы его триумф. И это касается любой человеческой жизни, включая наши собственные.

Как прикажете преподавать «смысл жизни» в школе? В чем состоит сам предмет изучения? Все искусство мира — попытки ставить вопрос о смысле жизни. Вся наука — усилия найти корректные основания для обретения человеком этого смысла.

Любые наши действия — эксперимент в рамках опыта по обретению смысла жизни. Все религии — пропаганда готовых ответов на этот вопрос. В принципе, любой хороший учитель всегда преподает и «смысл жизни» тоже. Но только этот смысл не может стать универсальным знанием. И уж тем более не может быть приватизирован никакой церковью. Вопрос о смысле жизни — несомненно, самый или даже единственно важный для многих людей, но всегда сугубо индивидуальный и факультативный. Нельзя обязать человека задаваться этим вопросом. Нельзя требовать от него (от себя) ответа. Иногда самоубийство и есть ответ.

Россия. Второе десятилетие ХХI века. Обычная средняя школа. Идет урок «смысла жизни».

— Сидоров, к доске! В чем смысл твоей жизни?
— Не знаю, Мариванна.
— Садись, два.

А отличников по этому предмету не бывает…

Новости и материалы
ВСУ атаковали два детских сада Запорожской области
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Ушедшую на почту и пропавшую певицу два дня ищут в Перми
Ученые научились предсказывать артрит по анализу крови задолго до его появления
Глава Гагаузии призвала главу МВД Молдавии уйти в отставку
Суд в Москве получил жалобу защиты Тимура Иванова на его арест
Авария с Audi и BMW произошла на пересечении улиц в Челябинске
На Украине усиливают цензуру в ожидании негативного развития событий
Судья Федотов: игрока ЦСКА надо было удалить в матче со «Спартаком»
В художественной гимнастике переименовали элементы, названные в честь россиянок
Новая Nintendo Switch получит магнитные держатели контроллеров
Власти Оренбуржья объяснили задержки выплат пострадавшим от паводка
Работница российского банка спасла клиентку от телефонных мошенников
Симулятор ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС выйдет в июне
В российском городе сдетонировало самодельное взрывное устройство
В Пентагоне назвали преимущество России перед Западом
Из App Store удалили программы для оголения девушек на iPhone
Стало известно, сколько рублей кабмин выделит Оренбуржью
Все новости