Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Богатства Москвы

В последнее время многие популярные блогеры резко повысили «градус критики» московских властей, а некоторые эксперты стали говорить о «размосквичивании» чуть ли не как о самой насущной нашей потребности. Однако все эти вздохи не учитывают очевидных обстоятельств.

С одной стороны, все исторически сложившиеся европейские нации объединены вокруг крупнейших городов, которые обычно притягивают к себе даже бóльшую часть населения, чем Москва (в ней сегодня живёт 8,5% россиян, тогда как в Лондоне с пригородами – 14% британцев, в Париже и banlieues – 16% французов, а в Вене – 29% австрийцев).

С другой стороны, все эти столицы давно не являются индустриальными центрами, но в то же время не могут считаться «нахлебниками» по отношению к провинции; обычно в таких городах уровень жизни выше, чем в остальной части страны, их бюджеты несопоставимы с финансовыми планами других территорий или субъектов, а новаторство в создании современной городской среды часто опережает представления бóльшей части общества.

«Богатства» Москвы – причём не как столицы России, куда федеральные чиновники собирают налоги со всей гигантской страны, а как города со своей собственной экономикой – многим не дают покоя, и особенно в канун обсуждения и принятия московского бюджета.

Не отрицая того, что московская экономика подвержена всем порокам российской (мэр Собянин даже отмечал: коррупция в столице больше, чем в любом российском городе ), я бы хотел отметить несколько моментов, которые обычно остаются вне поля внимания критиков.

Москва – самый богатый регион России; его валовый региональный продукт в 2015 году составил 20,8% общероссийского и превысил совокупный показатель 53 других субъектов Российской Федерации.

Но уникальность Москвы не только в масштабах: более существенным выступает тот факт, что московская экономика и московский бюджет всё заметнее отличаются от российских.

Москва – несмотря на все рассуждения о мощном бюрократическом прессинге в отношении бизнеса – развивается по более устойчивой траектории, чем страна в целом. Еще в начале 2016 года здесь была переломлена тенденция к сокращению реальных доходов населения, присутствующая в масштабах России до сих пор.

Экономика большого города имеет структуру, максимально приближенную к показателям развитых стран среди всех российских регионов: 32,3% ВРП создаётся в торговле и сфере потребительных услуг, 24,5% – в финансах, операциях с недвижимостью, госуслугах, научных исследованиях и разработках и около 12,6% – в обрабатывающих отраслях. В значительной мере именно это позволило столице легче справиться с недавним кризисом, хотя эффект растущей автаркии не мог не нанести урона наиболее интернационализированному элементу российской экономики.

Соответственно, на протяжении всех последних лет продолжали расти и доходы городского бюджета – причём, в отличие от страны в целом, где на т.н. «нефтегазовые доходы» в прошлом году пришлось 36,0%, Москва в последние годы устойчиво теряла средства, которые в той или иной мере можно было причислить к данной категории. Так, например, только переехавший недавно в Петербург «Газпром» в 2015-2016 годах уплачивал на территории города около 180 млрд. рублей налогов ежегодно. Можно вспомнить также и перевод из региональной в федеральную казну 1% налога на прибыль.

В результате Москва сегодня опирается, прежде всего, на налоги с граждан (в планах на 2018 года доля НДФЛ составляет 46,4% налоговых доходов) – что соответствует самым либеральным экономическим моделям. Так, например, в США, где налог на доходы поступает в федеральный бюджет, он в последние годы обеспечивает от 46 до 49% его доходов).

Город – в отличие от плодившего госкомпании федерального правительства – все последние годы активно избавлялся от коммерческих активов: были проданы доли в ТД «ЦУМ», Банке Москвы, гостиницах «Метрополь» и «Националь» и сотнях менее значимых бизнесов. При этом доля платежей малых и средних предприятий в совокупных налоговых и неналоговых поступлениях выросла с 15,2% в 2011 году до 20,7% за первые три квартала 2017-го.

Москва активнее всех других субъектов федерации начала выдавать патенты для индивидуальных предпринимателей – и сегодня получает из этого источника почти столько же доходов, сколько все остальные российские регионы, вместе взятые.

Иначе говоря, бюджет Москвы по доходам выглядит почти образцово, но я бы добавил, что у города есть потенциал для наращивания поступлений в виде традиционных налогов на недвижимость, которая в столице намного дороже, чем в целом по стране. Хотя в планах на будущий год налоги на имущество организаций повышаются с 1,0-1,6 до 1,3-1,9% кадастровой стоимости, их доля в доходах пока всё равно не превысит 3% (для сравнения: в бюджете Нью-Йорка она составила в этом году… 39,2%.

Тратятся московские деньги также намного «разумнее», чем это обычно принято считать.

На развитие образования и здравоохранения (если объединить эти две расходные статьи бюджета, они составят самую крупную долю ассигнований) город выделяет 545 млрд рублей – половину от тех 1,064 трлн., которые федеральное правительство намерено направить на эти цели в масштабе страны.

Стоит заметить, что это развитие происходит в условиях, когда в Москве уже имеются 152 из 500 лучших школ России, расположены самые известные в стране вузы, а доля работников здравоохранения, которых в Москве сосредоточена треть от общероссийского числа, превышает средние показатели по России в 3,9 раза . В целом же расходы социального характера на протяжении всех последних лет составляют более половины расходов московского бюджета, и непосредственно по программе «социальная поддержка» в следующем году предполагается их рост на 11,4%.

Строительство и реконструкция, на которые, как полагают сплошь и рядом, тратится львиная часть московских сверхдоходов, на деле поглощают лишь менее четверти бюджетных ассигнований, причём почти 95% этой суммы направляется на развитие транспортной системы.

Да, Москва часто, несмотря на усилия городских властей, находится в состоянии транспортного коллапса, но и тут нужно иметь в виду, что столица сформировалась не только как место проживания наиболее состоятельных россиян, что привело к взрывному росту числа зарегистрированных и используемых здесь автомобилей, но и как общероссийский/союзный транспортный узел.

Транспортная проблема – это не выбор Москвы, а её судьба, и сложно сказать, в каком состоянии оказался город, если бы с конца 1990-х годов транспортное строительство не «оттягивало» на себя немалую часть бюджетных расходов.

При этом благоустройство, часто раздражающее москвичей, но постепенно приближающее центр города к вполне европейским, со всеми их плюсами и минусами, стандартам, обходится в несколько процентов городских расходов. Которые предполагается сократить почти на 9 млрд рублей в будущем году по мере завершения ранее запущенных программ.

Одной из основных проблем российских регионов сегодня является дефицит их текущих бюджетов и их растущий долг как перед Министерством финансов по льготным кредитам, так и перед банками по коммерческим. В России в целом этот вопрос также стоит достаточно остро: дефицит феде¬ Not signрального бюджета в прошлом году превысил 2,96 трлн. рублей. Москва же, хотя и тратит по российским меркам очень много, тем не менее, живёт по средствам: долг городского бюджета за последние семь лет сократился в 8,4 раза и, как предполагается, составит на начало следующего года 35,8 млрд. рублей (1,7% к бюджетным поступлениям, 0,23% к размеру валового регионального продукта).

Иначе говоря, ни в одном из своих элементов московский бюджет не может считаться ущербным – скорее наоборот, он более сбалансирован и структурно выдержан и по доходам, и по расходам, чем бюджет любого другого субъекта Российской Федерации, и вполне соответствует задачам развития столицы.

Конечно, банальная мысль о том, что лучшее – враг хорошего останется неоспоримой во все времена и при любых обстоятельствах.

Было бы странным доказывать, что московское правительство не делает ошибок, что в городе решены все проблемы, или что те же работы по благоустройству не могут вестись оперативнее и с лучшим качеством.

Однако за отдельными – и даже многочисленными – фактами повседневности не стоит забывать об общих трендах и основных характеристиках, выгодно отличающих московскую экономику от той, которая сложилась в большинстве других российских регионов. И не стоит, на мой взгляд, говорить, что всё отмеченное выше – не более чем простое следствие столичного статуса или центрального положения города в управленческой и финансовой системе страны.

Даже те возможности, которые открыты перед Москвой историей и современным состоянием России, не обязательно должны были воплотиться в нынешнюю экономику нашего большого города. Экономику, которую стоит развивать и совершенствовать, а не хулить и отвергать.

Новости и материалы
Дело об убийстве семерых человек в Херсонской области рассмотрит военный суд
В музее современного искусства «Гараж» в Москве проходят обыски
В России на 30% выросли цены на обслуживание автомобилей
Постпред России заявил о сложных отношениях с Западом в Организации по запрету химоружия
«Есть проблемки»: Ташуев объяснил свой уход из «Факела»
Смартфон оказался популярной альтернативой вибратора
Названа самая большая проблема загрязненных после чернобыльской аварии областей России
Айза рассказала об интиме с Гуфом после развода
Суд вынес приговор обвиняемой в совершении теракта в центре Стамбула в 2022 году
ВСУ ушли с передней линии обороны в Бердычах
«Корочка хлеба, маслице с сахаром»: Елена Борщева о скромных радостях детства
Россиянин выгнал собаку из будки, чтобы спрятаться в ней от силовиков
В сети обсуждают свадебный образ Дарьи Поверенновой: «Идеальное платье для невесты»
В Томске лишили свободы мужчину, который украл цветы, чтобы сделать сюрприз девушке
Финансист оценил, как курс рубля отреагировал на сохранение ключевой ставки
Защита попросила Мосгорсуд отменить арест Тимура Иванова
ВЦИОМ замерил уровень доверия россиян Путину
Мужчина, оставивший 43 кошки без еды и воды в пустой квартире, получил 20 суток тюрьмы
Все новости