Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Школа на удаленке: уроки на будущее

Журналист, педагог

Ругать образование в России — дело настолько привычное, что даже скучное. В обществе давно установился консенсус: все плохо, хуже не бывает. Дистанционное образование между тем — это ни хорошо и ни плохо. Это всего лишь форма обучения. Одна из множества. У нас есть семейное обучение, домашнее, обычное, когда в школе от звонка до звонка, и вот есть дистанционное. И не вчера оно, к слову, у нас зародилось. Но важен контекст. Например, для кого оно вводится. Кем и как реализуется. И, главное, за чей счет банкет.

Если работает принцип добровольности, если дистанционку выбирают семьи, готовые взять на себя ответственность, тратить на это время и деньги, если с ними работают подготовленные педагоги — вообще никаких проблем (ну, почти). Если на удаленку резко бросают всех без исключения — конечно, это ад.

Но проблема не только в невозможности системы образования быстренько перестроиться. Проблема в неготовности общества.

Легко было смеяться над «убогими и отсталыми училками» обычных районных школ, пока не припекло. И смеялись ведь не только прогрессивные педагоги дорогих частных школ, и не только студенты-гики, подрабатывающие репетиторством по скайпу. Хохотали отчего-то и разнорабочие строек, и парикмахеры, и таксисты, и продавщицы. Особенно весело почему-то многим было на каникулах, отчего-то народу казалось, что никакой дистанционки не будет, что школы «не вывезут». И что же?

Теперь плачут горючими слезами все те продавщицы и парикмахеры, для которых установка зума и регистрация на обучающих платформах вдруг оказались высшей математикой. Которые с боем делят в семье из четырех человек два работающих смартфона. Которые не могут разбудить своих балбесов раньше двенадцати и не понимают написанного в учебниках.

Еще вчера обзывали учителей паразитами, кричали, что дети и без них все что надо нагуглят. Хвастались, что без учителей, без школы еще и быстрее да лучше дети всему научатся. Так откуда теперь за истерика?

А ведь все было предсказуемо. Мы бедная страна и массовая дистанционка нам просто не по карману. Это ведь только кажется, что учиться удаленно — это что-то вроде экономии, что достаточно пижамы и смартфона. Но нет. К такому формату нужно быть подготовленным. Смартфона все же недостаточно, лучше хотя бы планшет, а еще лучше ноутбук. И лучше собственный, а не мамин-папин и сестры-брата. И нужен хороший домашний интернет, а не мобильный по самому дешевому тарифу.

И желательно — сейчас вызову гнев многих родителей за требование роскоши — желательно все же ребенку иметь свою комнату, в которой можно спокойно учиться. Не под бубнеж бабушкиного «Пусть говорят» по телеку, не под ругань родителей, не под крики братьев и сестер.

Еще, конечно, учащиеся должны быть, как говорится, уверенными пользователями, а не только геймерами. От детей при учебе на удаленке требуются развитые навыки самостоятельного поиска и обработки информации, мотивация, самоорганизация. И хорошо, если дети выходят на дистанционку без существенных пробелов в знаниях.

Но все это достигается сильной поддержкой родителей, серьезной тратой их времени, сил и денег. А когда родители пашут как проклятые за какие-нибудь тридцать тысяч рэ до восьми вечера, а потом дома падают на диван, на том же диване ужиная готовыми салатами из супермаркета, когда «да отстань ты со своими дурацкими презентациями, назадают вам вечно всякую фигню» — тогда дистанционка не может не быть ужасом и карой небесной.

У нас за день до официального старта дистанционного обучения выяснилось, что только в Петербурге почти 17 000 школьников не имеют компьютерной техники и выхода в интернет. В Петербурге! А что в менее развитых регионах?

В Казани таких детей насчитали более 7000, в Алтайском крае — 30 000. В Туве (население республики в 15 раз меньше Петербурга) техники для дистанционного обучения нет у 5800 школьников. Тува, к слову, один из самых бедных регионов России, за чертой бедности там живет больше 40% населения. С образованием там тоже все плохо. Больше половины школьников там после девятого класса вообще заканчивают учиться, даже в ПТУ не идут. А смысл?

Помимо ужасающей детской бедности дистанционка высветила, конечно, и другие проблемы. Это и неподготовленность образовательных платформ — почти все они дружно легли в первые дни удаленной учебы. Это и бюрократия в образовании — чиновники, понятно, сразу озадачились вопросом, как бы так позаковыристее с учителей спросить за онлайн-уроки, какие бы такие придумать новые формы отчетности. Это и бессмысленная и беспощадная война родителей с учителями (нет бы вместе выступили против идиотских инициатив министерства, против бесконечных реформ).

Это и риски для здоровья наших детей:натурально голова раскалывается от такого количества времени проведенного с гаджетами, да и нервы шалят.

Обо всех этих проблемах надо говорить. И говорить громко. А то не ровен час начнут чиновники рапортовать, что после первых «неровных» дней, мы все справились и справились на отлично. Не дай Бог запудрят обществу мозги так, что оно само начнет агитировать за дистанционку как за нечто прогрессивное и суперэффективное.

Так уже случилось с семейным образованием. Некоторые купились на рассказы о том, какое оно замечательное само по себе, как оно не требует ни усилий, ни времени, ни денег. Купились и обожглись. А между тем на семейное уже уходят не способные ни к какой самостоятельности двоечники и хулиганы — их забирают родители, которые не могут и не хотят решать реальные проблемы с поведением и успеваемостью. Забирают и по сути лишают детей права на образование.

А государству такое положение дел выгодно: не надо создавать специальные службы по работе с трудными детьми, можно и дальше ликвидировать коррекционные школы, сокращать психологов в школах обычных.

Если вдруг сейчас выяснится, что дистанционное образование — это здорово, удобно и легко, то, боюсь, и оно может стать своеобразным резервуаром для всех неудобных детей: со слабым здоровьем, отстающих, плохо воспитанных. А учителям добавится нагрузки — дадут на каждого по паре дистанционщиков и предложат курировать. За копеечную прибавку. Государство не будет в это вкладываться по-настоящему. И будет профанация.

Во многих регионах, в малых городах, на селе это уже и сейчас профанация. Многие дети не справляются одни и забивают на учебу, даже на подготовку к экзаменам. Учителя на это повлиять не могут, родители не вытягивают.

Не поэтому ли для девятиклассников отменили экзамены? Кто-то очень не хочет получить на выходе огромный процент двоек по ОГЭ, потому что тогда провал дистанционки станет совсем уж очевиден?

По сути, мы все сейчас участники огромного эксперимента. И его результаты определяет наше будущее, будущее наших детей.

Нет, если дистанционка будет развиваться как дополнительное образование к основному, если ориентировано оно будет на мотивированных активных ребят, если делать это серьезно, а не за три копейки, если реализацию бросят не на обычные районные школы, а этим займутся отдельные специалисты, я только «за». Я бы и как педагог хотела бы себя проявить в таких условиях, и как мама была бы рада полезной онлайн-активности своих детей. Но в таком формате дистанционное образование может существовать для немногих желающих.

Массовое дистанционное образование возможно только как временный выход в кризисной ситуации.

И последствия от него такие же, как от любого кризиса: большинство выходят с потерями, только единицы выигрывают. Выигрывают умные, талантливые, любознательные дети. Дети, чье образование и раньше не сводилось к одной только школе. Дети всесторонне развитые. Дети, в которых много вкладывают родители. Но и эти счастливчики выигрывают лишь в краткосрочной перспективе. Ну оторвутся они сейчас от менее удачливых сверстников, ну легче им будет поступить в вузы из-за отсутствия конкуренции, а дальше-то что? Каково будет им — таким умным, таким хорошим — жить среди необразованной серой массы?

Новости и материалы
Эксперт рассказала, что будет с инфляцией в РФ в ближайшее время
Посол РФ отреагировал на обвинения США в применении химоружия на Украине
В США скончался еще один источник утечек о проблемах с самолетами Boeing
Ученые научились создавать живые программируемые материалы
Протестующие парализовали движение автомобилей в центре Тбилиси
Постпред Украины при ООН намекнул на уничтожение Крымского моста
В США заявили, что Россия может освободить существенные территории в зоне СВО
В США обвинили Россию и Китай в разрабатывании противокосмических вооружений
Исследователи выяснили, почему людей раздражают звуки жевания и дыхания
Полиция разыскивала киевлянина с автоматом
Участники протестной акции пострадали в Тбилиси
SpaceX начала бронировать места для полетов космических туристов
США уверены, что ВС РФ применяли на Украине хлорпикрин
Стало известно, где российские подростки будут подрабатывать на каникулах
Медведчук назвал организаторов трагедии в Одессе 2 мая 2014 года
Глава МИД Израиля назвал президента Колумбии антисемитом
Ученые раскрыли тайну происхождения полыньи размером с Чехию в Антарктиде
В МИД России назвали создание виртуального консультанта МИД Украины позором
Все новости