Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Ни Обломов, ни Штольц

Сергей Волков о том, какое сочинение имеет смысл вернуть в школу

Реанимировать школьное сочинение должны до 1 марта 2014 года. Впрочем, это не дата введения сочинения — в поручении президента сказано к этой дате «принять меры по совершенствованию ФГОСов, исходя из необходимости повышения требований к результатам изучения русского языка и литературы и необходимости учета при оценке… результатов… сочинения». Но главное даже не когда, а каким должно быть это старое новое сочинение? И нужно ли оно сегодня вообще?

Когда сейчас люди высказываются по поводу сочинения, они, как правило, вспоминают свое выпускное сочинение. А оно у всех было разным. Были времена, когда из конверта доставали три темы: одна по началу XIX века, другая — по второй половине, третья — про подвиг героев-молодогвардейцев.

Были времена, когда в школу хлынула свобода, и на сочинении давалось штук десять тем: и свободные, и по цитате, и традиционные, и нетрадиционно-интересные. Они тоже добывались из закрытого конвертика — известны были только типы тем. Скажем, будет сочинение по какой-то цитате или по афоризму. Будет свободная тема. Будет на сравнение двух произведений. Будет по какому-то мотиву («Мотив полета в романе «Мастер и Маргарита»). Будет тема, сформулированная в виде вопроса. И так далее.

Потом были времена, когда заранее публиковали все триста тем. Тут началась вакханалия, потому что издательства стали выпускать сборники золотых сочинений. Процесс написания обессмыслился — открытые карты (темы) сработали в минус.

Потом сочинение отменили. Пришел ЕГЭ.

О каком типе сочинений говорят сейчас? Те, кто против его возвращения, напоминают о жупелах: «Образ Онегина», «Чацкий и Фамусов» и другие. Когда-то и в чем-то полезные (ничем не плохо сравнить Чацкого и Фамусова), они обессмыслились от многолетнего замыливания.

Другой жупел: темы идеологические.

Нас опять хотят заставить писать про образ партии в поэме Маяковского? Не дадимся!

Те, кто за сочинение, имеют перед своими внутренними очами совсем другое: есть сложный, небанальный, неочевидный вопрос, который можно предложить подростку для обдумывания и формулирования своих мыслей. Этими вопросами полна наша литература. Пусть он погрызет карандаш, пусть поищет свой путь, свои ответы, сопоставит их с ответами, которые были в книгах. Пусть составит свой текст, где не будет, как в ЕГЭ, заранее выученных шаблонных ходов. Можно дать такие темы? Да сколько угодно. «Обломов vs Штольц: и-и, или, ни-ни». Пусть ученик выберет свой союз: «Обломов и Штольц», «Ни Обломов, ни Штольц», «И Обломов, и Штольц» — и расскажет о себе, читавшем роман, и вот так или так понявшем и принявшем героев.

«Если бы вместо путеводителя по России иностранцу попался первый том «Мертвых душ» — гипотетическая ситуация вполне гоголевского свойства. Посмотри через окно поэмы на свою страну. Ты в нее поедешь? Тебе любопытно, или страшно, или как? Ты что в ней захочешь посмотреть? «Что это было? Чья победа? Кто побежден?»: как спорят друг с другом герои русской литературы.

Культуре дискуссий сегодня очень нужно учиться. Почему только на примере передачи «К барьеру» — или как она там теперь называется?

«Романист или драматург: кому сложнее изображать человеческий характер и почему?» Это я навскидку придумал, чтобы показать, что можно давать вполне незаезженные формулировки для письменного диалога с автором темы.

А можно ведь и другие типы тем в тот же список ввести: Дать яркую цитату — размышляй о ней, опирайся на прочитанное. Дать неизвестные тексты — рассказы, стихи, не читавшиеся на уроке, современные, экспериментальные — выбери на свой вкус, прямо на экзамене, напиши об этом тексте, что понял, показав, как тебя учили расшифровке и пониманию текстов вообще.

Дать сопоставление литературы и других видов искусств (вот тебе иллюстрации разных художников к одному произведению — напиши, какие, с твоей точки зрения, подходят лучше и почему). Наконец, нужно обязательно не забыть глубокие филологические темы — для тех немногих, но все-таки существующих детей, кому интересно разбираться и в том, как сделано произведение, кому интересна настоящая наука.

Чем такие побуждающие к размышлению темы плохи? Почему нельзя собрать разные их виды и примеры и дать ученику на выбор? А я вам сам скажу, чем и почему. Чтобы по таким темам писать, надо перестраивать нынешнее преподавание литературы в школе. И не только литературы. Надо уходить от шаблона и в нем.

Надо опять начать читать с детьми книги. Надо опять их учить писать — эта задача вообще быстро, в считаные год-два, умерла, учителя не ставят ее перед учениками и перед собой.

Ведь ЕГЭ по литературе — необязательный. Его выбирает несколько процентов школьников. А к ЕГЭ по русскому натаскиваем другими способами и по другим алгоритмам. Зато сколько килограммов тетрадей теперь не проверяем! И дети не парятся. И мы — тем более, что нам, и так забот хватает.

И еще: такие сочинения трудно проверять по единым критериям. Хотя не невозможно. Но «времязатратно». И субъективно все-таки. Это то, от чего хотели уйти с введением ЕГЭ. Ушли не от этого, а от литературы. Вот когда все эти и другие трудности всплывают перед уставшим учительским сознанием, хочется сказать идее сочинения: «Нееееет!»

А совесть велит сказать «да». Потому что письменные культуры, выработавшие сложно устроенные тексты и несущие их внутри себя как стержень традиции, требуют отношения к себе как к священному, требуют усилий по поддержанию самих себя и вручению новым поколениям, передаче по наследству. Взамен они охраняют народ в целом и каждого принадлежащего к такому народу человека от распада и гибели. Волшебным таким, но вполне конкретным образом.

Мы обязаны учить людей читать и писать на том уровне сложности, который задан нам нашей культурой.

Ну, раз уж получилось так, что предшественники на этот уровень вышли. Всё, это нам — знак и приговор. Мы должны этот уровень поддерживать. Или погибнуть.

Можно упростить систему иероглифов или вообще ее заменить. Чтобы не париться. Но тогда найдите себе на новом языке новый этноним. А можно вновь и вновь учить и учиться медленно и терпеливо рисовать эти иероглифы кистью, десятками, сотнями и тысячами. Продолжая оставаться тем народом, который их придумал.

Сейчас все будет зависеть от того, по какому сценарию пойдет введение сочинений в экзамены. Чтобы этот сценарий был максимально оптимальным, все участники процесса в обсуждении вопроса должны навестись на резкость. Я хотел своим текстом немножечко этот наш общий объектив покрутить, чтобы к этой резкости приблизиться.

Автор — учитель литературы московской 57-й школы, главный редактор журнала «Литература», член Общественной палаты РФ

Новости и материалы
41-летняя Энн Хэтэуэй вышла на публику в облегающем платье с разрезами
Сестра Фриске назвала качества, которые ценит в мужчинах
Страны G7 будут снижать зависимость от России в области атомной энергии
В Томске будут готовить специалистов по работе с БПЛА
Участницу украинского нацбата задержали в Херсонской области
Тренер «Динамо» Личка рассказал о самой дорогой покупке в Москве
ВСУ атаковали дроном село в Белгородском районе
Ученые создали материал для безопасного удаления урана из почвы
Ивлеева удалила из Instagram* все фотографии и видео
Суд в США оштрафовал Трампа по делу о предполагаемой выплате денег порноактрисе
В Чехии заговорили о переходе на евро
Экс-советник Пентагона озвучил ежедневные потери ВСУ и предрек Украине крах
В Казахстане рассказали о встрече глав МИД Азербайджана и Армении
Меган Маркл не присоединится к принцу Гарри во время его визита в Лондон
Евросоюз призвали принять решение о передаче Украине граждан призывного возраста
Стало известно, когда страны G7 планируют отказаться от угля
Украинцам в Польше поставят условие для получения выплат
Бывший теннисист объяснил превосходство Медведева над Бубликом
Все новости