Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Министры-исполнители

Почему российскому правительству не поможет реструктуризация

Структурные перемены в российском кабинете министров вряд ли скажутся на эффективности его работы. Проблема кабмина не в дублирующих друг друга ведомствах, а в том, что с момента возвращения Путина в Кремль и с переходом Медведева в Белый дом правительство по большому счету перестало существовать как самостоятельный институт исполнительной власти.

«Я знаю, что у вас есть предложения по структурным изменениям [правительства], мы с вами их раньше обсуждали», — говорит на встрече президент премьеру, соглашаясь с предложением упразднить Минрегион, Рособоронзаказ и Рособоронпоставку. С одной стороны демонстрируя, что глава государства, конечно, в курсе таких вещей, как деятельность Министерства регионального развития, с другой — подчеркивая, что детали обсуждений все еще прорабатываются в правительстве и он лично эти решения будет уважать и принимать.

Впрочем, подобные интонационные тонкости уловят лишь опытные бюрократы, считывающие сигналы о весе той или иной структуры или, выражаясь проще, ломающие голову над проблемой, куда в первую очередь бежать «решать вопросы». В сознании большинства граждан, включая тех же чиновников, с момента возвращения Путина в Кремль кабинет министров как политически весомый игрок практически перестал существовать. Самые важные вопросы решаются ограниченным числом людей в Кремле, а то и вовсе одним человеком в одном кабинете.

Связано это не только с личными качествами двух первых лиц государства. В нынешних политических условиях сильный противовес на Краснопресненской набережной фигуре президента не нужен. В ближайшее время не ожидается ни выборов на высшем уровне, ни ротаций, а следовательно, главными качествами для правительства и его фигур становится лояльность и исполнительность.

Но даже лояльный и исполнительный кабмин мог быть куда более серьезной подпорой в легитимации политических решений главы государства, отстаивая наиболее разумные и наименее травматичные для страны варианты принятых решений.

Вот как, например, описывает Дмитрий Медведев историю введения эмбарго на западные продукты в интервью «Ведомостям»: «Никогда ни президент, ни правительство не принимают таких решений спонтанно... Этому решению предшествовали закрытые консультации, потом я переговорил с президентом, он подписал указ, дал поручение правительству. После этого я еще раз собрал своих коллег, мы еще раз прошлись по всем товарным позициям. И после этого я объявил на заседании правительства, что подписал конкретный документ».

А вот так рассказывают о технологии принятия решений анонимные чиновники Белого дома в статье журнала The New Times: «О санкциях России против западных продуктов питания спорили с июня, но даже высокие сотрудники кабинета узнали о том, что это решение принято, постфактум, за несколько часов до того, как его публично объявили». Другие анонимы рассказывают, будто черновик указа писали в аппарате Совбеза, третьи — что справки по эмбарго наспех писали в кабинете Улюкаева, которому ежеминутно звонили из Кремля.

Если следовать объяснению премьера, то напрашиваются вопросы: где проработанная позиция кабмина, где расчеты об оптимальной длительности эмбарго, где переходный период для компаний, которые уже заказали и оплатили поставки? Именно российские бизнесмены, особенно предприятия малого и среднего бизнеса, первыми оказались на грани разорения, поместив весь свой оборотный капитал в закупки, которые в одночасье не стали подлежать ввозу.Сам Дмитрий Медведев оправдывается, что это «форс-мажор» для компаний и вообще они дали «несколько дней на то, чтобы грузы, которые находились в пути, были доставлены».

Даже профильные ведомства уже прямо говорят о грядущем снижении уровня жизни в связи с политико-экономическими трудностями.

МЭР дает прогнозы по снижению экономического роста, ЦБ прогнозирует инфляцию, отток капитала в следующем году очевиден, но из кабинета министров, включая «Открытое правительство», пока не доносится серьезных предложений о вариантах альтернативных источников прибыли или новых точек роста.

Медведев в интервью приводит в пример Китай, попавший под санкции из-за событий на площади Тяньаньмэнь, но нашедший новые способы роста экономики и мобилизации ресурсов и ставший в итоге передовой мировой державой. Но при этом не упоминает о планах поиска подобных точек развития внутри самой России, кроме обещаний бесконечных субсидий и поддержек сельхозпроизводителям, хотя госсубсидии — далеко не бесспорный фактор роста любого из секторов экономики.

Наконец, уже понятно, что ведомства не смогут использовать и расходовать бюджетные средства с тем же энтузиазмом, что в последние годы. Именно правительство могло бы стать весомым органом, настоявшим на серьезной корректировке предстоящих расходов. Однако капитальных пересмотров подходов к бюджетному планированию пока не видно, хотя его обсуждение уже началось.

Впрочем, как показывает история с продуктовыми санкциями, правительство предпочитает роль молчаливого исполнителя, а премьер как фигура политическая от политической роли старательно дистанцируется.

Дмитрий Медведев культивирует собственный имидж открытости, публикуя забавные фото и отпуская шутки в соцсетях, что добавляет ему симпатий со стороны тех, кто в высших руководителях страны хочет видеть не только суровых вождей, но и просто людей. Вот только впечатления человека, с которым необходимо считаться при подготовке решений, имеющих важнейшие социально-экономические последствия для всей страны, он не производит.

Этот пример в большинстве своем подхватывают и подчиненные, которым проще пожаловаться в соцсетях, что «все решает ФСБ и Кремль, а не мы», чем попытаться проявить свою профессиональную позицию и отстоять решение, затрагивающее жизнь миллионов.

Новости и материалы
В Курской области отменили угрозу атаки беспилотников
Психолог дала советы, как помочь себе при ПМС
Стали известны четвертьфиналисты чемпионата мира по хоккею
В Сумской области на Украине повреждены энергетические объекты
В правящей партия Грузии заявили, что не соглашаются с критикой Венецианской комиссии
В России планируют запустить жилищные вклады
В Курской области снова объявили опасность атаки беспилотников
В Белгородской области объявлена опасность атаки беспилотников
Вероятность нанесения ракетных ударов сохраняется в Новороссийске
Британский аналитик назвал условие для окончания сражения за Донбасс
В Москве заявили о блокировании ЕС счетов Россотрудничества и культурных центров РФ
Новичка минского «Динамо» сравнили с одним из лучших российских вратарей НХЛ
Назван лауреат Международной Букеровской премии
Белоус считает, что «Зенит» может простимулировать «Краснодар» победить «Динамо»
Госсекретарь США заявил, что иранскому народу стало лучше от гибели Раиси
Представительство РФ заявило, что ЕС рано или поздно придется вернуть украденные активы
В одном из регионов Украины произошли взрывы
США перебросили в Британию стратегические бомбардировщики B-52
Все новости