Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

В своем репертуаре

Зачем государство идет в театр

В России стремительно формируется идеология агрессивно-консервативного большинства. Все, что ему не по вкусу или непонятно в силу скудости мировосприятия, вроде как уже не имеет права на существование. Провозгласив борьбу с «пятой колонной» в политике, государство, похоже, хочет распространить всероссийские поиски «врагов народа» и на сферу культуры. А далее — везде?

Иностранные СМИ уже сравнивают «дело «Тангейзера» с процессом Pussy Riot в 2012 году, за которым, собственно, и взметнулась волна реакционного мракобесия под предлогом борьбы за традиционные ценности. Сегодня вторая волна поднимается вокруг новосибирского «Тангейзера», и на гребне этой волны представители власти прямо говорят о введении предварительной цензуры в государственных учреждениях культуры.

Замглавы администрации президента Магомедсалам Магомедов в ходе рабочей поездки в Новосибирск заявил, что «репертуар гостеатров не должен включать постановки, вносящие раскол в общество». Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, напомнив, что «творческая цензура недопустима», добавил при этом, что «государство вправе ожидать от творческих коллективов корректных постановок».

Вопрос в том, кто и как будет определять эту «корректность» и вносимый «раскол».

Эксперты театральной премии «Золотая маска» пишут в своем открытом письме: «Мы полагаем, что оценка спектакля должна формироваться на основе мнения профессионального сообщества — экспертов, критиков, коллег, а также зрительской реакции, которая, прежде всего, выражается в аплодисментах и заполняемости зала, а не на основании конфессиональных претензий и мнении прокуроров».

Но, судя по последним событиям в стране, под обществом, которое нельзя раскалывать и чьи все более ранимые чувства нельзя оскорблять, власть понимает вовсе не зрителей модернистских оперных постановок. А скорее то самое агрессивно-консервативное большинство, которое «оперы не слышало, но осуждает».

Во внутренней политике меньшинство, вносящее раскол в общество, уже наименовано «пятой колонной» и «нацпредателями». Во внешней политике тоже расставлены точки над i: все, кто безоговорочно поддерживает любые действия сегодняшней России (даже если это откровенные политические маргиналы в своих странах) — наши друзья. Все остальные — враги, прислуживающие Госдепу, кормящиеся с руки американских кровопийц.

Никаких полутонов. Никаких обсуждений. Термины определены, тезисы объявлены.

Даже на уровне бытовой жизни россиянам популярно объяснили: патриот — тот, кто потребляет только отечественное. А страдальцы по хамону и пармезану могут завтра за них и Родину продать. Ну, вы помните: «Кто носит фирму «Адидас», тот завтра родину продаст». Как недавно это было… Неужели снова?

После задания рамок в общественно-политической сфере у государства, похоже, дошли руки до искусства. Скандал с фильмом Андрея Звягинцева «Левиафан», а затем суд над «Тангейзером» показывают: класс принимающих решения, ссылаясь на некие «традиционные ценности», которые все больше, к сожалению, смыкаются с вульгарно и крайне узко понятыми православными, хочет видеть лишь фильмы, книги и спектакли, прославляющие великую страну и все ее победы.

Творческие поиски художников теперь — происки врагов страны и отдельных отщепенцев общества. Так было в начале 1930-х, когда советская власть провозгласила единственно верный стиль соцреализма, а все другие формы искусства стали «чуждыми народу».

Вот только современные радетели за традиционные ценности плохо учили историю. Соцреализм (окончательно был провозглашен в 1934 году на первом съезде советских писателей) в качестве единственно верного метода привел к тому, что Сталин благополучно разгромил не только носителей прежней «старорежимной» культуры. Под раздачу попали и участники радикальных просоветских группировок типа РАППа (Российской ассоциации пролетарских писателей) и ЛЕФа (Левого фронта, имевшего куда большую художественную ценность, чем откровенные доносчики из РАППа).

Так что если охранители консервативных ценностей, сумевшие уволить директора Новосибирского театра, и примкнувшие к власти мастера культуры думают, что сейчас они легко выиграют борьбу за установление единственно правильного искусства, их ждет разочарование. Борьбу-то они выиграют, только судьбу их произведений вскоре тоже начнут определять новые, далекие от религиозных ценностей и художественного вкуса политические комиссары.

Вечный российский вопрос «с кем вы, мастера культуры», к сожалению, сегодня опять становится политическим.

Практически все именитые деятели культуры, в том числе вполне лояльные власти, еще до отставки Бориса Мездрича выступили с осуждением ситуации вокруг «Тангейзера». Но этой отставкой их фактически поставили перед выбором: прогнуться под изменчивый мир и творить дальше под приглядом «корректировщиков» или, рискуя положением и работой, все-таки заставить Минкульт, который в идеале обязан ориентироваться не на РПЦ и даже не на администрацию президента, а именно что на культурную общественность, на культурное будущее страны, услышать свой голос.

А что касается раскола в обществе, которого так боятся и с которым так активно сражаются многие политики, то вряд ли он таится в оперных постановках.

Никто из официальных лиц пока не высказался, к примеру, по поводу съезда радикальных националистов в Санкт-Петербурге, часть из которых публично поддерживает идеи Гитлера. Никто из политиков ничего не говорит по поводу моральной реабилитации Сталина, которая особенно бросается в глаза накануне празднования 70-летия Победы, когда то в одном регионе, то в другом ему открывают музеи и памятники.

Член Совета по правам человека при президенте историк Николай Сванидзе сделал в понедельник на заседании СПЧ доклад, посвященный росту радикальных настроений в обществе, в котором, в частности, говорилось: «Есть люди, которые будут приветствовать его реабилитацию, но есть люди — их миллионы, для которых моральная реабилитация Сталина будет означать личное оскорбление, и они этого не простят».

Но почему-то этот раскол в обществе, куда более актуальный, государство предпочитает не замечать, бросая все силы на поиски врагов народа и «корректировку» искусства.

Очень не хочется возвращаться в страну, где все делается и говорится по единому шаблону, примитивному, жесткому, далекому и от правды жизни, и от ее разнообразия. Проходили. Ничем хорошим это не закончилось ни для людей, ни для искусства, ни для тех, кто это лицемерное однообразие насаждал. Не нужно поощрять примитивность слова, образа и мысли. Плохо будет всем.

Новости и материалы
ВСУ атаковали два детских сада Запорожской области
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Ушедшую на почту и пропавшую певицу два дня ищут в Перми
Гуцул заявила, что в аэропорту Кишинева задерживают ее советников
Судья Федотов: игрока ЦСКА надо было удалить в матче со «Спартаком»
В художественной гимнастике переименовали элементы, названные в честь россиянок
Новая Nintendo Switch получит магнитные держатели контроллеров
Власти Оренбуржья объяснили задержки выплат пострадавшим от паводка
Работница российского банка спасла клиентку от телефонных мошенников
Симулятор ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС выйдет в июне
В российском городе сдетонировало самодельное взрывное устройство
В Пентагоне назвали преимущество России перед Западом
Из App Store удалили программы для оголения девушек на iPhone
Стало известно, сколько рублей кабмин выделит Оренбуржью
Стала известна причина осторожной игры в матче ЦСКА — «Спартак»
Разработчикам Fallout предложили сделать следующую часть игры в России
Блогера-самбиста с Украины задержали за нападения на жителей Ростова-на-Дону
Булыкин назвал «Динамо» претендентом на чемпионство в РПЛ
Все новости