Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Пустите меня в очередь за мечтой»

Евгения Пищикова о том, как очередь стала спасением от хаоса

Ларьки сломали. Придется идти в магазин. А в магазинах скоро будут очереди. Так две самые популярные темы последних двух недель смыкаются друг с другом. Еще недавно мы должны были радоваться тому, что стоим в добродетельной культурной очереди к российской бель эпок. Но на самом деле, возможно, мы готовы уже забиться в любую очередь – не из страха, не для компании, а в качестве спасения от хаоса.

Несколько лет тому назад, в скучные годы покоя, телевизионщики решили сделать передачу о фриганах — радикальных вегетарианцах, культивирующих стиль добродетельного потребления и поэтому таскающих свои обеды из помойки.

Экзотические люди – в Нью-Йорке, по слухам, фриганов целая колония – утром они яппи, а в перерыве идут на ланч к задам соседней закусочной. Но телевизионщикам денег на Нью-Йорк не отсыпали, а велели найти московских оригиналов. Да пожалуйста.

Фриганом был назначен стажер Артемий, местом добродетельного потребления – задний двор «Жан-Жака», а я должна была рассказывать о сути движения. Сгустились сумерки, Артемий вздохнул и залез рукой в бак за пучком увядшего салата. С большим интересом за его судорогами наблюдала женщина в собачьей шубе, сидящая на ящиках и ждущая – как потом выяснилось, – когда из задней двери вынесут черствые багеты. Она, собственно, и была фриганом – только по жизненным обстоятельствам, а не по убеждениям. Когда вся эта композиция прояснилась, и дама успела категорически отказаться от съемок, и лжевегетарианец Артемий опять полез в бак за салатом, обиженная отказом тележурналистка (втележурналистка – это, если хотите, я не про нее, а про себя) мстительно сказала: «А не стыдно вам брать то, что выбросили?»

«Нет, — сказала дама в собачьей шубе. — Я ж советский еще человек. Для меня это слово не стыдное. Мы с подругами, помню, каждое утро созванивались и справлялись друг у друга, где товар выбросили, в какую очередь бежать!»

И в тот момент, как она сказала эти слова, воздух сгустился, телевизионщики завалились в иллюминированные недра «Жан-Жака», белой электрической молнией грянуло от троллейбусных проводов, и я провалилась в Москву моего отрочества, в самую середину зимней, сердитой очереди.

Потому что немалую долю своего отрочества я провела как раз в очередях самого советского толка – с 1980-го по 1985-й год. Своей тщательно культивируемой любовью к этому времяпрепровождению я повышала внутрисемейный статус, который у всякого подростка невысок, – и немало гордилась умением узнать раньше многих о готовящемся выбросе товара и навыком отстоять положенное время за добычей. Я была охотником, старателем, добытчиком. А скорость взаимооповещения? Вот о чем полезно вспомнить – о свирепой скорости слуха. Какой такой фейсбук, чего разбирать значение социальных сетей в деле организации волнений, когда слухи распространяются куда стремительней.

Бастилию и без твиттера взяли.

Скорость слуха — одна из общественных загадок. У Георгия Иванова в «Распаде атома» есть слова: «...уносятся в пустоту со страшной скоростью тьмы, за которой лениво, даже не пытаясь ее догнать, движется свет». Точно так же скорость звука уступает скорости молчания – вернее скорости распространения умалчиваемого. А слух – это и есть рассказ об умалчиваемом.

Об очередях сейчас говорят много – в сухом остатке осела мысль, что очереди выстраиваются от страха перед жизнью, и о желании быть ближе друг другу.

Возможно, очередь — наше будущее. Давайте вспомним о том, что она действительно такое.

Очередь – важная телесная и поведенческая практика, совершенно ненормальная, которая, став нормой, явилась одной из причин особой близости советского человека и системы — как всякая ежедневная абсурдная практика, общая тайна, общий заговор играющих в норму. Более того – она стала символом государства и во многом определила нашу жизнь – например, семейное устройство начала XXI века.

«Советские граждане проводили в очередях более 80 миллиардов часов, что приблизительно равняется рабочему времени 40–45 миллионов человек в год» (И. Земцов, «Энциклопедия советской жизни»).

Идеологически очередь – это метафора светлого будущего:

«Особый подвид представляли очереди за квартирами, машинами и мебелью и пр.; такие очереди длились месяцами и даже десятилетиями, ориентируя советского человека не на настоящее, а на будущее. Картина будущего рисуется предсказуемой и известной — будущее лучше, чем настоящее, все, что нужно, это умение ждать, сила терпения. Идеологический проект советского общества рисует историю как очередь к светлому будущему, и Советский Союз стоит в этой очереди первым» (Константин Богданов, «Советская очередь: социология и фольклор»).

Этика очереди, ее спонтанная иерархия многому (до сих пор крайне актуальному) учила вынужденного наблюдателя нравов. Как и школьный класс, она – грубая модель внутриобщественного устройства. Человек, «лезущий без очереди», понимался и принимался чаще, чем доброхот, который брался бороться за права всех «стоящих». Праведник, человек в шляпе, стихийный диссидент чаще всего бывал обвиняем в том, что «мешает работать продавцу».

Продавец – символ абсолютной власти, пока товар не кончился.

Именно в очередях произошло перевертывание мужских и женских ролей. Очередь – женская вотчина. У Лидии Гинзбург: «Особенно плохо переносят очередь мужчины, привыкшие к тому, что их время оценивается. (…) они твердо знают: очередь — это бабье дело». И вот при почти равном заработке советская женщина оказывается значительно более приспособленной к охотничьей роли поиска еды, терпения и ожидания при ее добывании. И что же мы видим?

Если Фаддей Булгарин в своих нравоучительных заметках под названием «Дамская гостиная или нежное общество взаимного сострадания» описывает в качестве общего места следующий взгляд на женскую природу: «Но – скажет мне кто-нибудь – по вашему определению женщины ничем не разнятся от детей. А это старая мысль, и гораздо прежде вас называли женщин взрослыми детьми», то проходит время, и в массиве советских нравоучительных очерков (а все эти отделы морали и права наследовали Булгарину, конечно) журналистка Татьяна Тэсс («Близко к сердцу, 1980) пишет точно с такой интонацией о детскости мужчины, не умеющего справится с бытом: «Мужчины как дети, каждая хозяйка это знает!» Для г-на Онищенко, оратора и мыслителя, суждение о том, что мужчина – ребенок, уже кажется той самой привычной и старой мыслью.

Ловушка захлопнулась. Уже давно не прекрасная эпоха на дворе, из-под дверей истории поддувает, а мужчина у нас ребенок.

И, наконец, очередь – это порядок (противовес толпе) и Справедливость, наглядная метафора равенства: и внутри каждой очереди поддерживался принцип справедливости, и наличие разных очередей – в которых обязаны стоять даже и избранные – поддерживало то же соображение. В советские избранные стояли в элитный распределитель, сейчас – за машинами: в России, между прочим, рынок элитных иномарок в 2015 году вырос вдвое, и были очереди.

Сейчас в обществе проговаривается идея добродетельной очереди.

Добродетельная очередь в советской массовой идеологии – это военная очередь за хлебом (в противовес стоянию за мещанскими шмотками), это очередь №1 – в Мавзолей, это очередь «за счастьем» — в ЗАГС, за комсомольской путевкой на целину и т.д. и, наконец, очередь за книгами и в музей.

Мы должны радоваться тому, что стояли в добродетельной культурной очереди. Но на самом деле, возможно, мы готовы уже забиться в любую очередь – не из страха, не для компании, а в качестве спасения от хаоса. Очередь – это покой; оазис «советскости», покой и доверие к будущему. Если достоишься.

Не так давно Левада-центр выдал данные об общественных настроениях: «уровень депрессивных настроений в стране за минувший год достиг максимума за все время проведения соцопросов центром».

И привычное: «На этом фоне все больше россиян стали ностальгировать по временам СССР и проникаться симпатией к советской политической системе. Доля таких респондентов заметно увеличилась с июля 2015 года по январь 2016-го».

Что усталый человек ищет в советском? Привычных врагов? Глупого праведника в шляпе и дядю Сэма?

Что бы он ни думал, что бы ни говорил сам себе, по большей части, верите ли, ищет справедливости и ту самую блуждающую условную Европу, которая поет в каждом из нас, как внутренняя канарейка. Образ уверенности и общественной чистоты.

Потому что есть некоторые сходства в приемах общественного воспитания, принятого в советском социуме и практикуемого в условном «западном мире». Основа воспитания – наличие гражданского идеала («советский человек так поступать не может!»), контроль друг за другом, за правильностью жизни, и самоуважение. А самоуважение – великая вещь, и главное, что бы помимо коллективного оно было и частное, индивидуальное. Конечно, когда твою (твою ли по праву собственности, или твою по праву ежеутренней привычки покупать в ней хлеб) булочную ломают, трудно чувствовать себя победителем.

А победа государства складывается из суммы личных жизненных побед его граждан.

Трудно в сети найти открытого человека. Сеть – не для расслабления. И только вечером, когда война затихает, а домашние ложатся спать, усталый пятидесятилетний герой, навоевавшийся в интернете с пособниками пиндосов, идет в великий YouTube, и находит там раздел «Советские песни».

Почитайте отзывы под этими песнями. Там многое можно понять. Там говорят о жажде чистоты – помимо того, что говорят о жажде величия. И нужно видеть все настроения, что бы понять друг друга. Усталый человек не знает, как начать жить хорошо, правильно. Он хочет вернуться в чистое, встать в очередь, и получить хорошее. Как бы это сделать? Темно на дворе, расчувствовавшийся герой включает «Прекрасное далеко», слушает три раза подряд и пишет: «Я — обеспеченный человек, сажусь за комп и плачу. Мне холодно и одиноко на просторах России. Я хочу назад. Готов отдать все до копейки, только не запирайте дверь окончательно в мою страну». Или еще пишет: «Алиса, забери меня в прошлое! Слова «Я клянусь, что стану чище и добрее, и в беде не брошу друга никогда…» звучали не просто, как пустой звук, мы ж действительно работали над собой!»

И — под конец: «Пустите меня в очередь за моей мечтой!»

Новости и материалы
Подозреваемые в убийстве американца Рассела Бентли задержаны
Комментатор дал прогноз на седьмой матч серии «Даллас» – «Вегас»
Рублев стал победителем «Мастерса» в Мадриде
Лавров назвал причину всех мировых проблем
Лавров заявил о «чудовищных» экономических проблемах Европы
Дадонова назвали игроком, который уже мог закончить серию с «Вегасом»
Найдено сходство между иммунитетом растений и человека
Лавров оценил слова главы МИД Британии о праве Киева наносить удары по РФ
Найден способ лечения опасной для жизни черной плесени
Ученые выяснили, что боль может быть заразной
Врач назвала простой способ улучшить здоровье мужчинам среднего возраста
Диетолог Дианова: мужчинам рекомендовано отказаться от красного мяса
Избавиться от коронавируса может помочь препарат от диабета
Зарема раскритиковала футболиста «Спартака»
Завод оборонного концерна Diehl в Берлине полыхает уже третьи сутки
Названы БАД, которые могут облегчить синдром раздраженного кишечника
В Запорожье произошли взрывы
«Байер» повторил рекорд, который держится 59 лет
Лавров не поверил заявлениям Швейцарии о желании видеть РФ на саммите по Украине
Все новости