Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Пролетая мимо Рио

Как реагировать на отстранение легкоатлетов от Олимпиады-2016

Российские легкоатлеты не смогут участвовать в летней Олимпиаде. Более того, Россия вплотную приблизилась к тому, что еще год назад не воспринимали и не озвучивали как угрозу даже самые большие пессимисты — одну из трех величайших спортивных держав планеты могут полностью отстранить от участия в летних Олимпийских играх — 2016 в Рио-де-Жанейро. Самое недальновидное, что можно сейчас сделать, — ничего не менять в спорте, считая антидопинговые наезды на Россию политическим заказом.

Совет Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF) принял решение не восстанавливать членство Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА). Это означает, что российские легкоатлеты не смогут принять участие в Олимпиаде в Рио-де-Жанейро. В итоговом голосовании участвовали 24 из 27 членов совета IAAF: избранный уже после «допинговой бомбы» генеральный секретарь Всероссийской федерации легкой атлетики Михаил Бутов ранее сам отказался голосовать, представителя Кении не допустили из-за подозрений в причастности к коррупционным схемам, а член делегации Саудовской Аравии не попал на голосование по личным обстоятельствам.

За несколько дней до голосования Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) опубликовало отчет, в котором рассказало о махинациях с допинг-пробами и срыве 736 допинг-проверок у российских спортсменов только в 2016 году.

Решение об участии остальной сборной России на Олимпиаде будет принято на заседании Международного олимпийского комитета в Лозанне 21 июня.

Сам факт того, что мы, по сути, согласились с выводами докладов ВАДА в легкой атлетике, дисквалифицировали ряд спортсменов и тренеров, экстренно сменили руководство национальной федерации, и факт того, что до сих пор, несмотря на все громкие заявления, нет ни одного судебного иска ни к авторам антидопинговых фильмов с германского телеканала ARD, ни к ВАДА, показательны.

Показательно и то, что непосредственно накануне сегодняшнего решения почти одновременно появились письмо главной звезды российской легкой атлетики Елены Исинбаевой в The New York Times и письмо комитета спортсменов при ОКР главе МОК Томасу Баху с одинаковым посылом, практически с мольбой: допустите до Олимпиады чистых спортсменов, они не должны страдать за нечистых.

В этом посыле есть логика и справедливость. Исинбаева вернулась в спорт только ради Рио. И лишать ее этой возможности, ставить крест на тяжелой подготовке при том, что лично в адрес легендарной прыгуньи с шестом не выдвигалось никаких обвинений, не совсем справедливо.

Олимпиада в Рио была целью номер один для многих наших немолодых спортсменов, и для них это решение означает, по сути, бесславное окончание карьеры.

Правда, есть еще минимальные шансы на то, что чистые легкоатлеты вроде той же Елены Исинбаевой смогут поехать на Игры и выступить под флагом МОК.

Но одновременно эти «письма» означают и признание обвинений в адрес нашей легкой атлетики.

В России действительно существовала если не государственная, то как минимум не пресекавшаяся государством система применения допинга. Достаточно посмотреть на количество попавшихся российских атлетов в разных видах спорта, скажем, за десять последних лет. Достаточно вспомнить обещание министра Мутко сделать российский спорт «чистым» сразу после зимней Олимпиады-2010 в Ванкувере, то есть еще шесть лет назад.

Получается, уже тогда допинг на словах воспринимался в самой России как системная проблема. Только слова так и остались словами.

Понятно, что сам факт неучастия легкоатлетов значительно снизит количество медалей, которые сборная России завоюет в Рио. Хотя в нынешней ситуации нам уже точно не до медальных планов, теперь нужно ждать решения МОК 21 июня по поводу допуска всей остальной сборной России к Олимпиаде.

Тем не менее самое недальновидное, что мы можем сделать сейчас, — ничего не менять, считая антидопинговые наезды на Россию политическим заказом, «местью за Крым и Донбасс». Даже если так, у нас фактически не нашлось возражений по существу предъявленных обвинений (по крайней мере, по части легкоатлетов). А если подтвердятся обвинения по Сочи, нас ждет еще и лишение победы на домашней зимней Олимпиаде в неофициальном командном зачете, которой мы так громко гордились.

Опять же в последние дни вскрылись новые подробности: оказывается, сигналы о наличии в России государственной системы употребления допинга поступали и раньше, до начала известной политической конфронтации с Западом. В частности, еще в 2012 году от дискоболки Дарьи Пищальниковой, получившей за повторное использование допинга 10-летнюю дисквалификацию. Но ВАДА эти сигналы игнорировала.

Важно понимать, и об этом прямо сказал Владимир Путин на Петербургском международном экономическом форуме, что «проблема допинга является не только российской, это проблема всего спортивного мира» и что «тему спорта нельзя политизировать». При этом российский президент подчеркнул, что Россия категорически против любого допинга: «Мы боролись и будем бороться с допингом в спорте».

Именно это и надо делать.

Никакие политические отговорки, никакая «игра в незаслуженно обиженных» сейчас не помогут.

Ситуацию с допингом в России надо воспринимать не как глобальную катастрофу нашего спорта. Ведь никто не мешает нашим спортсменам и тренерам строить процесс подготовки так, чтобы не применять запрещенные препараты или не попадаться. Это даже не скандал. Это просто предельно болезненный сигнал, что время пустых громких заявлений, попыток договориться с международными спортивными чиновниками или просто попытаться обвести вокруг пальца международную систему допинг-контроля, кончилось. Нас разоблачили. Явка провалена.

Точно так же как и в политике, в спорте нашим словам, что мы честные, белые и пушистые, верить больше не будут. Свою честность теперь надо доказывать исключительно делами, а внимание к нам какое-то время будет очень пристальным.

Очищение российского спорта прежде всего пойдет во благо нам самим. Чтобы спортсмены и тренеры знали: их победы честны. А если мы пока не выполним какие-нибудь медальные планы, не суть важно. Россия остается великой спортивной державой. Через громкие допинговые скандалы с развенчанием имен настоящих кумиров нации, с дисквалификацией целых видов спорта (в частности, китайских пловцов) проходили и другие великие спортивные страны. Те же США и Китай.

Нам просто надо научиться играть по правилам. И в спорте, и в политике. Тем более что в спорте за игру против правил, как мы убедились, наказать гораздо легче.

Новости и материалы
В московских аэропортах застряла тысяча граждан Таджикистана
Экс-премьер Украины рассказал, зачем Киев пытался надавить на Telegram
Лувр планирует перенести «Мону Лизу» в подвал
Россиян не оказалось в списке награждаемых японскими орденами
Овечкин заявил, что гордится «Вашингтоном» после вылета из плей-офф НХЛ
Стало известно о состоянии полицейских в Карачаево-Черкесии после вооруженного нападения
В Волгограде обрушившийся балкон жилого дома едва не придавил прохожих
Уровень воды в реке у села Викулово Тюменской области достиг 874 см
Россиянам рассказали, сколько километров можно проехать на пробитом колесе
Парламент Грузии усилил меры безопасности на фоне второго чтения закона об иноагентах
В Турции ответили на вопрос о сроках визита Путина
Экс-глава НАТО назвал две главные ошибки Запада на Украине
В ЦСКА объяснили сенсационное поражение от «Балтики»
Глава минфина Саудовской Аравии раскритиковал геополитическую напряженность
Ночное торнадо разрушило часть города в Оклахоме
В ПМР рассказали об уничижительных эпитетах в адрес региона со стороны Кишинева
Израиль заявил об ударе по объектам «Хезболлы» в Ливане
Провал «Зенита» в 2024 году объяснили потерей мотивации
Все новости