Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Год простоять да два продержаться

Какую стратегию выхода из кризиса выбирает правительство

Особых идей по выведению страны из кризиса, кроме как ждать улучшения международной ситуации, у правительства все еще нет. Планируя бюджет, кабинет министров исходит из того, что для достижения хотя бы минимального роста экономики придется экономить на всем, и все больше за счет населения. После президентских выборов, видимо, придется резко повышать налоги, сборы, сокращать социальные обязательства. Собственно, из этого стоит исходить и гражданам.

Кризис идей — пожалуй, главное, о чем свидетельствуют новые бюджетные планы правительства в сочетании со свежей статьей его председателя в журнале «Вопросы экономики». Слова говорятся правильные, лозунги провозглашаются привлекательные, а прорывных идей, как выводить экономику страны из состояния пике, — не видно и не слышно. Только — как экономить за счет населения.

Сегодня с особым интересом читается статья Медведева «Россия, вперед!» семилетней давности, опубликованная в «Газете.Ru». Вот уж где прорывных задач хватало. Достаточно напомнить буквально несколько.

Нам обещали превратить страну в одну из лидирующих «по эффективности производства, транспортировки и использования энергии». Разработать и вывести на рынки новые виды топлива, а также поднять на «новый качественный уровень ядерные технологии». Влиять на глобальные информационные сети, «используя суперкомпьютеры и другую необходимую материальную базу». Создать «собственную наземную и космическую инфраструктуру передачи всех видов информации». Наконец, занять «передовые позиции в производстве отдельных видов медицинского оборудования, сверхсовременных средств диагностики, медикаментов для лечения вирусных, сердечно-сосудистых, онкологических и неврологических заболеваний».

Там же еще было про создание «предельно открытой политической системы».

В полной мере не реализовано ничего, а где-то работа, похоже, просто не начиналась.

По сравнению с тем текстом нынешняя статья Медведева выглядит как пошаговая инструкция по тому, как правительство собирается «сводить дебет с кредитом». Хорошая новость в том, что чуть ли не единственный конкретный пассаж статьи Медведева посвящен тому, что правительство не планирует включать печатный станок. Плохая — что больше ничего особенного кабмин, похоже, делать тоже не собирается. Слов про «структурные реформы» в статье много, но что под ними подразумевает премьер, непонятно.

Кто-то скажет, что жанр статьи продиктован форматом научного журнала. Но если иметь в виду контекст — свежее бюджетное планирование, — то логичнее предположить другое: экономика окончательно перешла в подчиненное «геополитическим» задачам положение.

Об этом, собственно, говорит и сам Дмитрий Медведев, который отмечает «политизацию экономической жизни». Правда, он говорит только о «разного рода санкциях», да еще — не без некоторой обиды — намекает, что колебания цен на нефть не обошлись без «политических договоренностей», очевидно, врагов России. Так, будто на протяжении всех нулевых экономисты не предупреждали: нефть за сто — это не навсегда.

Но главное, похоже, он переносит на остальной мир сегодняшнюю установку российской власти на то, что политика важнее экономики, безопасность — благосостояния. Достаточно вспомнить яркую иллюстрацию этого подхода, выражающуюся в ответе Владимира Путина на предложение Алексея Кудрина снизить геополитическую напряженность — «мы своим суверенитетом не торгуем».

Именно в этих жестких рамках работает сегодня любое экономическое планирование.

Вот и обещает Медведев «всем людям... дать возможность свободно работать, и они заработают — и для себя, и для всей страны». Так, кстати, сделало правительство Евгения Примакова в кризисном 1998-м, и люди действительно сами худо-бедно выкарабкались. Но поскольку сегодня стоит задача сохранить монолитность элит, то актуальны слова того же Примакова о том, что «армия чиновников, ищущих, что еще можно отрегулировать, добьет экономику куда надежнее, чем все санкции, контрсанкции, военно-ориентированный бюджет и дешевеющая нефть, вместе взятые».

Премьер также обещает повысить пресловутое «благосостояние населения», пока его министры на этом фоне планируют уже в следующем году опережающими темпами увеличивать тарифы на жилищно-коммунальные услуги, в том числе на газ и свет. Стоит напомнить, что от инфляционной индексации правительство отказалось: как объяснил тот же Медведев, лучше один раз дать пять тысяч рублей, чем «размазывать» повышение по всему году.

Спустя семь лет после объявления планов о создании «предельно открытой политической системы» премьер уже ставит во главу угла сохранение «политической стабильности». А его министры строят планы, исходя из «отсутствия геополитических шоков». Хотя за львиную долю этих «шоков» в последние годы ответственны как раз сами наши власти. Более того, создав не в теории, а на практике предельно закрытую политическую систему, вероятно, только этими шоками и смогли отвлечь внимание от нарастающих экономических проблем.

Премьер гордится тем, что Россия устояла перед ухудшением сырьевой конъюнктуры и санкциями, и иронизирует над словами Обамы о том, что российская экономика «порвана в клочья». Но он просто не учитывает, что для западного политика падение реальных доходов населения на 7% за год, в общем-то, и есть те самые клочья. Просто в нашей стране, по тонкому замечания социолога Льва Гудкова, в «тучные годы» вырос уровень потребления, но не изменилась его структура: люди не стали больше вкладывать в жилье, образование, здравоохранение, солидарные отношения с окружающими.

Вот и закончился потребительский бум не протестами против ухудшения уровня жизни, а уменьшением ожиданий по формуле: «могло быть и хуже».

С таким долготерпением народа власти, конечно, удобно рапортовать о том, что институты, выстроенные ей, выдержали кризис. И других способов дать экономике переждать неблагоприятный период, кроме как постепенно забирать деньги у населения, не видно. Премьер пишет о повышении инвестиционной привлекательности, но о чем тут говорить, если курс на противостояние развитому миру — читай, источнику инвестиций — никто не отменял?

Характерно, что авторы бюджетной стратегии исходят из того, что в ближайшие три года санкции не отменят. Значит, не ждут, что Запад и Россия пойдут навстречу друг другу.

Так что стратегия, судя по всему, вырисовывается одна — дотянуть год до президентских выборов, желательно не сильно раздражая население. Показать небольшой рост, чтобы сказать — вот, процесс пошел, «от дна оттолкнулись». А после выборов, судя по всему, придется резко повышать налоги, сборы, сокращать социальные обязательства. Собственно, исходя из этого стоит строить свои планы и гражданам. Год до выборов будет относительно спокойным, потом — станет тяжелее. Можно что-то успеть накопить за этот год или принять какие-то важные для себя решения.

Правда, если выборы президента решат проводить досрочно, то и этого года в запасе не будет.

Новости и материалы
Путин утвердил министров силовых ведомств
В Волгоградской области пациенты попали на прием к пьяному травматологу
50-летняя Хайди Клум пришла на открытие Каннского кинофестиваля в платье с разрезом
Путин встретится с новым составом правительства
Стало известно, где тренер «Динамо» Личка проведет новый сезон
В Подмосковье произошел пожар на электроподстанции на заводе «Прогресс»
Депутат Госдумы ответил Мамаеву на обвинение руководителей «Химок» во лжи
Путин утвердил новый состав кабмина
Клубы РПЛ хотят сократить число участников стыковых матчей
В Херсонской области объявлена авиационная опасность
Стало понятно, куда подевались украинские укрепления в Харьковской области
Канчельскис рассказал, кто заслуживает чемпионства в РПЛ
МИД прокомментировал заявление Блинкена о проведении выборов на Украине
США заявили о готовности «фундаментально пересмотреть» отношения с Грузией
В Тбилиси напали на российскую журналистку
«Реал» выгоняет легенду клуба
Байден признался в желании честной конкуренции с Китаем
Премьер Грузии прокомментировал возможное введение санкций со стороны США
Все новости