Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Пей по-русски

Михаил Захаров о попытках русифицировать реальность

Пользователи соцсетей вдоволь уже поиздевались над предложением переименовать американо в «русиано». Но, как представляется, тема тут куда серьезнее, чем повод для неудачной игры слов главы правительства и более-менее удачных шуток сетевых острословов. Речь здесь идет о приручении языка и попытке при помощи разного типа перевертышей организовать уже пространство реальной жизни.

Прежде всего поясним специально для премьера контекст. Американо — вполне конкретный способ приготовления кофе, придуманный, как считается, в годы Второй мировой войны в Италии после высадки там союзников. Едва ли нужно уточнять, что никакие «русские» или «советские» войска в Италии высадки не осуществляли, потому слово «русиано» является лингвистическо-историческим нонсенсом.

В 2014 году в Крыму, впрочем, посчитали не так — и американо действительно уступил место в каких-то кафе напиткам со схожими с предложенным Медведевым названиями. Да и кое-где еще после введения антироссийских санкций появлялись объявления с отказом обслуживать Барака Обаму. Эти проявления стихийного патриотизма или народной поддержки действий своего правительства можно оценивать как угодно — но публично, на государственном уровне до сих пор никто названия «антироссийских блюд» переименовывать не собирался.

Потому как оно работает не так: названия получают свою собственную жизнь и начальственными постановлениями вытесняются с трудом.

Никакие изгибы новейшей внешней политики России не заставили нас пока готовить кофе в какой-нибудь «руске», мы все еще пользуемся привычной туркой. В этом смысле и американо пока может чувствовать себя в относительной безопасности — для его уничтожения должен сложиться определенный консенсус не в воспаленном воображении отдельных квасных патриотов и уж тем более не в бурлящем и деятельном мозгу белодомовского начальства.

И меж тем этот феномен русификации является вещью весьма и весьма показательной. Понятно, что сам механизм приручения чуждой и даже враждебной реальности через наименования, интуитивно понятные, созвучные «исконно нашим», не нов. Но в актуальной российской традиции к нему добавляется еще кое-что.

А именно стремление бюрократическим путем организовать окружающее пространство через создание «своей» — захваченной путем переименования или просто вновь выдуманной — «русской» реальности.

Создаются искусственные и обычно нежизнеспособные конструкции, из которых «русиано» является, пожалуй, самым безвредным. Поскольку не ведет ни к упразднению самого напитка, ни к трате бюджетных средств в гигантских масштабах, ни к широким геополитическим экспериментам.

То ли дело, например, концепция «Русского мира», выстроенная и выпестованная после развала СССР и взятая на вооружение уже в начале 2000-х российскими властями. Мало того что одноименный фонд, учрежденный нашим правительством, освоил многие миллиарды без сколько-нибудь внятных итогов своей деятельности (вообще все время его работы Россия последовательно отступала с очередных, как казалось, совсем уж «русских» рубежей). В широком смысле именно эта концепция привела к конфликту вокруг Крыма, а затем и к серьезным неприятностям в Донбассе.

Представления о том, что «русское» — значит «наше», то есть требующее вмешательства России как государства, не раз звучали в выступлениях, скажем, Владимира Путина.

Есть и другие примеры того, как неудовольствие враждебными силами вне страны побуждает начальство к поиску чего-то «русского». Оставим разговоры о русской идее, возьмем сферу более материальную. Сколько лет уже твердят о том, что России необходим собственный национальный поисковик (будто «Рамблер» или «Яндекс» таковыми не являются), какая-нибудь отечественная операционная система, соцсеть отдельно для чиновников национального производства и так далее вплоть до построения своего интернета «в отдельно взятой стране»? Мотивируется все это, как правило, национальной безопасностью. Как некогда высказался опять-таки российский президент, «интернет возник как спецпроект ЦРУ США, так и развивается».

Жизнь большинство из этих планов легко корректирует. Анатолий Чубайс обещал некогда российский планшет, но в 2015 году был вынужден признать, что продукт не выдержал конкуренции с мировыми лидерами. Запущенный уже в производство «Йотафон» производится не в России, да и обнаружить его у пользователей непросто. Амбициозный проект «национального поисковика» так и остался нереализованным. Отечественный «автомобиль будущего» от Михаила Прохорова под забавным названием «Ё-мобиль» умер, так толком и не родившись.

Дело, разумеется, не в том, что Россия не способна предложить миру качественные и даже конкурентоспособные «русифицированные» аналоги. Может, конечно. Просто многие ниши уже заняты вполне аутентичными продуктами производства иностранных компаний.

А изобретение собственного велосипеда имеет смысл в двух случаях: если такой велосипед востребован вообще либо если он нацелен на внутренний рынок, защищенный, скажем, протекционистскими барьерами.

Проблема современной экономики заключается в том, что рынок должен быть емким — иначе возможности производителя для расширения и воспроизводства базы будут ограничены. Где-то были оценки, что современное технологичное производство разумно, если рассчитывает на рынок в 250 млн человек. Речь, кажется, о сфере IT шла, но не суть важно — важен приблизительный объем. В России населения меньше 250 млн, даже с учетом всего «русского мира» меньше.

Потому ориентированный только на Россию «исконно наш продукт» почти всегда будет слабо конкурентным по отношению к аналогам производства даже не мировых транснациональных мейджоров, но и вполне средних по размеру в мировом объеме игроков.

Грубо говоря: Китай и США могут позволить себе продукцию для внутреннего употребления. Бразилии, Японии или Канаде уже нужны внешние потребители.

В России это вроде бы понимают. И вполне делают вещи «глобального» значения и звучания. Скажем, нефть, газ, компьютерные программы, да даже кинофильмы. И все равно обиженные очередным «непатриотичным» по отношению к России голливудским блокбастером начальники требуют свой патриотический ответ — который, кроме России и отчасти сопредельных стран (с недавних пор еще и без Украины), все равно никто посмотреть не захочет. «28 панфиловцев» — это никак не удовлетворяет определению «не хуже, чем в Голливуде», поскольку это «анти-Голливуд». В том плане, что в остальном мире запрос на такого типа продукт минимален. А стало быть, и до голливудских бюджетов с их сборами по миллиарду долларов добраться никакой возможности нет.

Начальство, в свою очередь, просто вынуждает производителей внутри метаться от специфически понимаемого местечкового патриотизма к глобальным планам захвата мировых рынков и обратно.

Следует, пожалуй, определиться, начальству в первую очередь: оно живет в русском мире или в мире глобальном? Куда и в каком виде оно хочет продавать продукт под названием «сделано в России»? Попытки производства всего и сразу как-то не очень удаются.

И вот когда бессильны производители, в дело вступают идеологи со своим словотворчеством и пытаются заместить экономику заклинаниями. Переименовать кофе, да хоть непатриотичные галоши в патриотичные мокроступы, как призывал в начале еще XIX века адмирал Александр Шичков, можно. Не приживется (чему доказательством полное отсутствие в нашем обиходе слова «мокроступы»), но можно.

Но куда деться от осознания того неприятного обстоятельства, что кофемашины, которые разливают нам «русиано», произведены, скажем, в Китае по немецкой лицензии, а придуманы, если упростить, итальянцами в первой половине XX века? Теми самыми итальянцами, которые и назвали свой кофе американо, а никак не «русиано».

Новости и материалы
Куба станет ближе для россиян зимой и весной
В посольстве России отвергли обвинения США в кибератаках на Европу
Большинство россиян считают важными уроки Великой Отечественной войны для молодежи
Артиллеристы РФ не дают ВСУ спокойно закрепляться на правом берегу Днепра
Стало известно, какие навыки работодатели хотят видеть в каждом резюме
В РФ в два раза подешевели авиабилеты в Европу
Украинские войска отошли от границы с Белгородской областью
В Госдуме анонсировали повышение пенсий военным
На Украине объяснили, почему документы минобороны подписывает не Умеров
В России планируют увеличить штрафы для владельцев опасных объектов без страховки
Соблюдавшим пост людям рекомендовали не налегать на яйца на Пасху
Алжир запросил закрытое заседание Совбеза ООН по теме массовых захоронений в секторе Газа
Аномальный снегопад пришел на южный Урал
Россиянам назвали самое безвредное для фигуры мороженое
Для ударов в тылу России Украина запрашивает у США разведывательные дроны
СВО помогло минобороны Украины выявить коррупцию в армии
После взрывов в украинском Павлограде есть перебои с электричеством
В районе Сахалина произошли землетрясения
Все новости