Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Россия плюс США: миссия невыполнима

Арег Галстян о том, почему американо-российский кризис вечен

Год президентства Дональда Трампа показал, что полноценной «перезагрузки» отношений США с Россией пока не случилось. Эксперты находят тому массу геополитических причин. Но есть и цивилизационно-ценностные.

Многие высокопоставленные политики и эксперты, приближенные к Кремлю, были уверены, что победа республиканца Дональда Трампа изменит характер американо-российских отношений. По мнению Москвы, новый президент США, будучи реалистом-консерватором, должен был перезагрузить межгосударственные отношения.

Если более конкретно – американцы должны были ослабить свои позиции на Ближнем Востоке и в Восточной Европе.

Более того, российские эксперты активно пропагандировали тезис о неизбежности конфликта между Вашингтоном и Брюсселем, что привело бы к расколу и распаду НАТО. Ведущие государственные СМИ одаривали Трампа положительными эпитетами, представляя его как будущего партнера в международных делах.

Однако реальность оказалась совершенно иной. В какой-то момент это осознание пришло. После введения новых санкций президент Владимир Путин заявил, что при Трампе Россия доверяет США меньше, чем при Обаме. Ужесточение риторики говорит о том, что в ближайшем будущем вряд ли стоит ожидать положительного развития политического диалога.

Почему Вашингтон и Москва не могут выйти из турбулентного состояния? На этот вопрос пытаются найти ответ как американские, так и российские эксперты.

Однако большинство из них зациклены на геополитических аспектах противостояния стран в тех или иных точках мира (в первую очередь, Сирия и Украина).

Между тем без должного внимания остаются такие фундаментальные вопросы, как цивилизационное различие и общественно-политический менталитет стран и народов. Для того чтобы понять суть американо-российского кризиса, необходимо рассмотреть цивилизационные компоненты и элементы, заложенные в государственную философию двух стран.

Многие историки и ученые убеждены, что современная Россия является преемницей Киевской Руси, которая в результате территориального расширения разрослась до огромных масштабов. Сильное воздействие на формирование государственного мышления и политической культуры оказали два важнейших исторических события: принятие православного христианства по византийскому образцу в 988 году и татаро-монгольское иго, которое продолжалось более 200 лет.

Российский историк и философ Лев Гумилев, которого любят цитировать высокопоставленные политики современности, писал, что монгольское нашествие способствовало формированию обновленного русского этноса, а также дало стране дополнительный импульс в развитии. В период этого ига будущей России были имплементированы такие элементы государственности, как самодержавие, централизация власти и укрепление военных институтов. Коррупция и взятки были основными компонентами общественной жизни на Руси в период правления татар-монголов, что также не могло не отразиться на формировании экономической культуры Российской империи.

Нынешний глава российского МИД Сергей Лавров в своей статье «Историческая перспектива внешней политики России» уделяет важное значение монгольскому фактору в процессе формирования российской политической культуры. При этом Лавров не отрицает и факт влияния западных политических философий, которые пытался внедрить в российское общество царь Петр Великий.

Действительно, в отдельные исторические периоды в царской России преобладали идеи западников о необходимости утверждения идеалов свободы личности и гражданского общества. Против западников выступали славянофилы, которые считали, что у России особенная миссия и свой собственный цивилизационный путь. Их учение говорит о том, что формально все нации равны между собою перед лицом человечества, ведь каждая из них имеет определенное призвание, известную миссию. Долгое время именно борьба западников и славянофилов определяла политическое развитие страны и общества.

Другие важные факторы – это византийство и православие.

Идея «Москва --третий Рим» до сих пор остается важной идеологической подпоркой российской политической культуры.

Многие высокопоставленные политики отмечают, что Россия является наследницей Византийской империи, а значит, обязана взять на себя священную миссию защиты христианско-православных ценностей по всему миру. В прошлом году в пресс-центре МИД РФ прошло учредительное собрание организации «Византийский клуб».

Основатели отмечают, что задачей клуба является утверждение России как продолжателя великой византийской цивилизации. Члены этого клуба подчеркивают, что Россия – это другая Европа, для которой важны не только законы и экономика, но и духовность. Многие эксперты, приближенные к официальному Кремлю, считают, что активность российской политики и дипломатии привела к возрождению идеи «Москва – третий Рим» и укрепила веру людей в могущество России как преемницы Византийской империи.

Америка – это цивилизационный антипод России. Нельзя забывать, что политическая культура этой страны формировалась под воздействием религиозных идей пуритан, которые подвергались гонениям в Европе.

Важная особенность американского протестантизма состоит в твердой вере его последователей в возможность совершенствования человека, в отличие, например, от католицизма или православия, которые принимают человеческую греховность как данность.

Важно обратить внимание на то, что Декларация независимости США имплементировала две особенности американского государственного мышления и политической культуры. Первая – это убеждение в том, что люди наделены правами и свободой по воле Бога. В России же традиционно сложилось иное восприятие: правами и свободой человека наделяет государство в лице царя, императора или президента.

Вторая особенность — это видение места государства в жизни общества. Американская политическая философия твердит, что основная функция государства заключается в том, чтобы защищать естественные права человека, свободу и равенство. В России же человек традиционно был призван обслуживать потребности государства.

Эти идеологические особенности отразились и на техническом оформлении политической системы. Республиканский принцип сдержек и противовесов, по замыслу Джеймса Мэдисона, должен был гарантировать верховенство интересов неорганизованного большинства над желанием организованного меньшинства узурпировать власть ради реализации собственных целей и задач. Томас Джефферсон называл это строительством национального иммунитета, который был законодательно укреплен Первой и Второй поправками к Конституции Соединенных Штатов.

Победа Трампа четко продемонстрировала работу этой системы. Иммунитет почувствовал проникновение чужеродных элементов и выработал соответствующие антитела, которые привели к отставке советника по национальной безопасности Майкла Флинна и Стивена Бэннона – главного архитектора победы Трампа, его старшего советника.

Законодательная система, почувствовав угрозу со стороны исполнительных органов, преодолела партийные разногласия, взяв под свой контроль ряд важнейших внутри и внешнеполитических направлений. Именно двухпартийный консенсус в Конгрессе позволил принять беспрецедентный закон, запрещающий президенту в одностороннем порядке отменять санкции против России.

Ориентированность на институциональные (ветви власти) и неинституциональные (лоббисты, СМИ, организации, группы влияния) факторы усложняет процесс принятия политических решений, что гарантирует соблюдение широких национальных интересов. Исторические особенности развития делают некорректным сравнения роли личности в американской и российской действительности. Когда мы говорим о Соединенных Штатах, важно анализировать не фактор конкретного президента и его убеждений, а институт президентства и его основные функции («американское политическое кредо»).

В России все наоборот – личность олицетворяет систему и является гарантом ее функционирования, а институты подстраиваются под работу конкретно действующей модели.

«Американское кредо» резюмирует национальную идею и задает координаты системы ценностей: достоинство человека, фундаментальное равенство всех людей и бесспорные неотъемлемые права на свободу, справедливость и равные возможности. Согласно профессору Самюэлю Хантингтону, «американизм» также воплощает политические принципы свободы, равенства, демократии, индивидуализма, прав человека, законности и неприкосновенности частной собственности.

Таким образом, политическая система США изначально создавалась для человека, во имя человека, для удовлетворения его фундаментальных прав и потребностей. Первые поселенцы сохранили и передали следующим поколениям неизгладимую неприязнь к гонениям любого рода, которым они подвергались в старой Европе. Они были намерены не допустить повторения деспотии в Новом мире.

Эти идеи не могут не отражаться на внешней политике. Вера в свою исключительность и правоту, универсализм и абсолютизм национальных ценностей, а также ощущение ответственности за остальной мир — все эти черты объясняют специфическое американское видение мира.

Именно ощущение исключительности в высокой степени формировало внешнеполитическую стратегию страны, в особенности после выхода Америки из изоляции в начале XX века. Убеждение в том, что Америка является символом свободы и надежды для всего человечества всегда лежало, лежит и будет лежать в основе международной политики Соединенных Штатов. Демократы и республиканцы не имеют принципиальных противоречий в представлении предначертания США как града Бога на Земле (концепция Рейгана) и священной исключительной миссии американской нации. Отличаются лишь механизмы и инструменты достижения этой цели.

По сути, речь идет о серьезном цивилизационном столкновении. Москва считает себя «третьим Римом» с особой цивилизационной миссией наследницы Византийской империи. В свою очередь Америка видит свою миссию уникальной и исключительной. Отсюда возникает вопрос о том, на каком цивилизационном фундаменте может быть основан политический диалог между США и Россией, которые совершенно по-разному видят будущее мира и человечества. Ни Москва, ни Вашингтон не откажутся от своих миссий, ибо они заложены в исторической памяти и политической культуре, которые посредством разных инструментов передаются новым поколениям.

Конечно, можно попытаться найти точки соприкосновения по точечным проблемам: терроризм, украинский вопрос, сирийская проблема и т.д. Но меняет ли это фундаментальное взаимовосприятие между странами и народами? Маловероятно, так как в цивилизационно-ценностном контексте американо-российский кризис вечен, и с этим придется смириться. На нынешнем этапе важно признать существующие различия и выработать новую культуру взаимного стратегического сдерживания.

Автор – политолог-американист, кандидат исторических наук.

Новости и материалы
Жительница Подмосковья родила двойню-богатырей
Украину оштрафовали на «Евровидении» за футболки с надписями об «Азове*»*
В Китае придумали, как стабилизировать рынок недвижимости
Ребенок с ДЦП попал в больницу в тяжелом состоянии из-за оставившей его одного матери
Коронавирус может вызывать проблемы со зрением, выяснили ученые
Швейцария упростит процедуры продажи оружия воюющим странам, за исключением Украины
Вспышка на Солнце вывела из строя американские тракторы
Австралийка нашла в машине ядовитую змею, дала имя и стала с ней ездить на работу
В «Зените» ответили на претензии по снижению мотивации
Зеленский отменил международные поездки из-за ситуации на фронте
На Nintendo Switch запустили ARM-версию Windows 11
ЕК предупредила о рисках для экономического роста ЕС из-за конфликтов
В ВСУ пожаловались на сливы данных и дефицит мобилизованных
На Западе заявили о крепких отношениях России и Китая
В России заявили, что рассчитывают на сотрудничество с новым кабмином Сербии
Принц Гарри и Меган Маркл нарушили правило королевской семьи во время тура по Нигерии
Евросоюз предостерег Грузию от принятия закона об иноагентах
Игорь Петренко назвал актуальную цель российской культуры
Все новости