Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

В мире розовых единорогов

Марина Ярдаева о том, как мы превращаем детей в нравственных инвалидов

Детоцентризм — концепция воспитания, в которой интересы семьи и внимание обращены только на ребенка. В таком мире никто не болеет, не мучается, не умирает. К чему приводит ограждение детей от чувств и эмоций?

Пушкин ездил в разные ссылки, из которых привозил друзьям сувениры и стихи. А еще он написал «Дубровского» — роман про жестокое обращение с животными. А Лермонтов сочинил странную поэму, в которой герой зачем-то убежал из безопасного монастыря в какие-то джунгли, где никакой инфраструктуры. А Тургенев очень волновался, что дети гуляют в лесу без присмотра родителей. А Некрасов рассказывает нам о том, что когда-то не было экскаваторов и айфонов, и учит нас трудиться всем вместе, несмотря ни на что.

«Что это за бред?» — справедливо спросит читатель.

А это не бред, это так воспринимают литературу современные подростки от 12-ти до 17-ти. И значит как-то так криво, не чувствуя реальности во всей ее сложности и противоречивости, они воспринимают и жизнь вообще. Ведь о мирах придуманных дети судят на основе мира, который окружает их в повседневности, на основе собственного жизненного опыта.

И этот опыт у многих сегодня ущербен. Почему? Да потому что он формируется в особых условиях — каких-то оранжерейных.

Спасибо родителям. Это они, боящиеся всего на свете, сооружают для своих кровиночек мир, в котором всегда радостно и уютно, в котором всегда все получается, в котором не то чтобы добро всегда побеждает зло, а в котором уже нечего побеждать.

Понятно, что такой мир может существовать только абсолютно автономно. Он обособляется от всего даже физически — ограничивается специальными детскими центрами (игровыми и развивающими), особым городским пространством (зеленым и безопасным). Но что гораздо печальнее, этот мир ограждается от реальности и по идейным соображениям.

В этом мире свои книги. Причем литература отсекается не только по принципу возрастных маркеров. Литература здесь выхолащивается. Тут даже «Золушку» читают с купюрами, избегая упоминания о смерти матери героини. Никакой Чуковский со своими тараканищами и крокодилами вообще не пройдет. Андерсен для неокрепшей детской психики все равно что Чикатило. Это не шутки — отдельные родители уверены, что датский сказочник запрещен в Европе, поскольку он издевается над маленькими читателями — заставляет плакать над судьбами своих героев.

Какие могут быть слезы, когда переживания в этом отдельном детском мире тоже строго регламентированы. Грустить дозволяется только о том, что кончается лето, иногда можно умеренно пожалеть бездомных котиков. Но не дай бог задуматься о том, как непереносимо тяжело может быть человеку, не дай бог дойти до мысли, что человек смертен (а порой и внезапно смертен) — чур нас, чур. Так и психотравму заполучить можно, ходи потом по психологам. Нет, нет, нет, никто не болеет, не мучается, не умирает.

И под запретом в этом мире не только вопросы о жизни и смерти, табу распространяется и на вполне безобидные вещи. Психологи советуют не ругаться при детях? Доведем все до абсурда — будем приторны со всеми как зефир. Психологи предостерегают от обсуждения при детях взрослых проблем? Не вопрос, при них — никаких разговоров про работу, политику, никакой социальной критики.

В общем, добро пожаловать в мир розовых единорогов.

Этот мир — не открытие. О нынешнем детоцентризме, о том, что мы слишком балуем своих детей, слишком их опекаем, чересчур оберегаем от всяких там изнанок жизни, не разглагольствовал только ленивый. И только ленивый не предостерегал от того, чем все может обернуться. Но вот какое дело, предостережения эти пока еще редко заходят дальше практической стороны жизни. У нас боятся пока только, что дети, лишенные отрицательного жизненного опыта, позврослев, не научатся подтирать себе задницы да зарабатывать деньги.

Но ведь проблема глубже. Да и не проблема, а уже беда. Наши дети не научаются чувствовать. У них что-то происходит с эмпатией, атрофируется что-то в душе. Они рискуют превратиться в нравственных инвалидов.

При этом они, эти дети, как будто добрые (за все хорошее и против всего плохого), как бы милые (вечно вам улыбаются), вроде неглупые (тесты по физике решают на четыре и пять). Они, эти дети, как будто эстетически развиты (и поют, и танцуют, и рисуют), а раз эстетически развиты, то должны быть развиты и этически и — и внешне они даже вполне производят впечатление таковых.

Но! При всем при этом эти цветы нового прекрасного мира потрясающе бесчувственны и пусты.

Как бы это объяснить?

Ну, допустим, урок литературы. Пушкин. «Узник». Лес рук — все хотят выразительно прочитать стихотворение. Вы, пожимая плечами, выбираете, например, Машу. И Маша выстреливает: «Сижу за решеткой в темнице сырой»... захлебываясь от восторга. Вы в замешательстве. Тут как тут с инициативой Петя: «Можно я, можно я прочитаю?! Я знаю, как надо!» Ну, ладно. И вот Петя восхищенно орет: «Кровавую пищу клюет под окном!»

И тут до вас доходит.

Того мира, что создал Пушкин в своих двенадцати строчках, для детей просто не существует.

Дети просто не в состоянии его представить. И стихотворение, оно совсем не для того, чтоб что-то почувствовать и подумать. Оно для того, чтоб активные, старательные, целеустремленные Пети и Маши продемонстрировали свои актерские способности (пусть и весьма сомнительные).

Вы пытаетесь выправить ситуацию, спрашиваете, а почему, собственно, кровавая пища, зачем она в стихотворении. Правильного ответа, понятно, нет. Но у них есть. Они смотрят на вас, как на законченного идиота, и выдают:

— Ну, так орлы — хищники. Они едят мясо. Это нормально.

Вы пытаетесь намекнуть, что орел он вроде как образ, чего-то там символ. Но что же он символизирует? Что олицетворяет? Может быть, стремление к свободе? А может деградацию человека в неволе? Вариантов, как водится, множество — выбирай. Но они непреклонны.

— Орла! — кричат. — Орел символизирует орла! Птица такая!

И нет, они вас не троллят. Они это от чистого сердца. Чистого и ничем незамутненного. И они искренне не понимают, почему остались после этого без пятерок — они же так здорово работали на уроке, так много отвечали.

И это не какой-нибудь коррекционный класс, а — наоборот, класс, считающийся сильным, чуть ли не гимназическим, в котором учатся дети, чьи портреты не сходят с досок почета, они и в самодеятельности, и в конкурсах, и в соревнованиях — везде первые.

У них все хорошо. Слишком хорошо.

Только не спрашивайте их, мог ли Дубровский не стать разбойником. Им не понять Дубровского, он сам виноват, надо было, как нормальному, просто оспорить решение суда. И вообще Дубровский этот... он медведя убил, его самого судить надо за жестокое обращение с животными. Так и говорят!

И не спрашивайте их, актуальны ли сегодня проблемы, поднимаемые Некрасовым в «Железной дороге». Что за глупый вопрос?! Конечно, этих проблем нынче нет — теперь есть экскаваторы и еще много разной техники! А скоро все будет еще прекраснее — робототехника рулит. Что, «Железная дорога» это не про технику, а про несправедливость? Про жестокость? И еще про какое-то рабское сознание? Серьезно? А что такое несправедливость? А рабское сознание — это как?

В их мире нет несправедливости, нелюбви, бедности, подлости, одиночества, боли, горя, смерти.

В их мире нет проблем, а есть только задачи, которые решаются при помощи усердия и понятного алгоритма. Будешь вести себя послушно, будешь стараться, учиться, не будешь отчаиваться, и тебя не обманут, не предадут, не разлюбят и вообще все получится.

А что из этого всего реально-то получается?

А ничего хорошего.

Вот допустим, участвуют дети в какой-нибудь благотворительной акции, ну там всем классом собирают новогодние подарки в дом инвалидов или престарелых. Сейчас это модно. Что они чувствуют? Думаете их накрывает каким-то смутным трагическим чувством жизни?

Нет, они испытывают бодрость духа, радость от сплоченности, приятное щекотание от осознания правильности задуманного и еще что-то совсем немного, самую капельку, грустное. Последнее от сентиментальности. Эти изнеженные дети всего лишь сентиментальны.

А вот сострадание, настоящее сострадание, им недоступно. Ведь почувствовать то же, что и другой, можно, лишь если самому испытать хоть что-то подобное — ну хоть отдаленно похожее.

Вот тому же медведю у Пушкина такие подростки ведь тоже не сострадают, они же не чувствуют за него. Они просто знают, что это нездорово — мучить животное. Зоозащита в тренде. Но, зная, они не чувствуют.

Эти дети хотят быть хорошими, но не понимают зачем. Они стараются поступать правильно, как принято среди порядочных и добрых, но в глубине души остаются равнодушными. И даже не осознают этого.

Что ж, в будущем их ожидает новый, странный мир.

Автор — журналист, педагог.

Новости и материалы
Российские солдаты отбили атаку украинских войск в ЛНР
Силы ПВО за сутки уничтожили почти 300 беспилотников ВСУ
Александр Розенбаум рассказал о дополнительном источнике дохода: «Не бомжовые заведения»
Работников рынка в Нальчике заподозрили в вербовке новых членов «Исламского государства*»
Россиянин обстрелял мать из лука, когда она попросила его найти работу
Шольц подтвердил свою позицию по передаче Taurus Украине
Путин предложил обсудить работу по защите регионов от паводков
ВСУ потеряли очередной HIMARS
Ярмольник назвал «идеальным» свое самочувствие после сообщений о госпитализации
Парашютистка выжила, упав с высоты 4,5 км
Дома и квартиры около 30 тыс. жителей Орска оказалось в зоне затопления
Microsoft передумала блокировать свои программы в России
Полиции Испании удалось пресечь деятельность крупнейших в Европе фальшивомонетчиков
Автопроизводитель Polestar выпустил фирменный флагманский смартфон
Стало известно насколько рухнул экспорт из России в Европу
В Крыму пожарные потушили железнодорожную цистерну
Французский политик назвал изъятие активов РФ «выстрелом себе в ногу»
Командиру ВСУ дали срок за атаку на брянскую нефтебазу
Все новости