Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Матерь всех войн»: что готовит Трамп Ирану

Георгий Асатрян о возможных последствиях американо-иранской войны

Для президента США Дональда Трампа Иран остается едва ли не главным внешнеполитическим врагом. Новые санкции против Тегерана, односторонний выход США из ядерной сделки с Исламской Республикой, публичные заявления Трампа в отношении этого государства заставляют аналитиков реально рассматривать угрозу полномасштабной американо-иранской войны. Насколько вероятен такой конфликт и какими могут быть ее последствия для всего мира?

Понять истоки американского поведения в отношении Ирана несложно. Антииранские настроения в правом истеблишменте существуют давно. Желание начать войну и превратить в историю иранский режим появилось почти сразу после Исламской революции, то есть еще на исходе прошлого тысячелетия.

Появление на Ближнем Востоке клерикального режима, первая и пока единственная религиозная революция, нефтяной фактор, а также потенциальная угроза Израилю — все было против интересов Штатов.

В одночасье Иран из союзника превратился в злейшего врага, ядро фанатичного антиамериканизма, противника Вашингтона в ключевом регионе мира. Экономический фактор играл не меньшую роль.

В конце XX века Америка была крупнейшим покупателем ближневосточной нефти. Вся региональная стратегия США строилась на постулатах обеспечения бесперебойных и безопасных поставок нефтепродуктов. Иран был не только надежным поставщиком, но и фактически «своим парнем» на этом поле. Американские и британские нефтяные мэйджоры чувствовали себя вольготно в Иране, были, что называется, в доле, хорошо зарабатывали.

Исламская революция, словно война, все списала. История началась с чистого листа. Абсолютный комфорт США в этой части света в одночасье испарился, а регион превратился в самый проблемный для Америки узел.

Со временем этот конфликт приобрел новые детали. Иран в новом обличии лидера исламского мира начал вести активную и даже агрессивную внешнюю политику на Востоке. Попытки Тегерана экспортировать шиизм и свое влияние встречали сопротивление со стороны стран региона и США.

Иран стал центром силы, альтернативным Америке. Со своими интересами, потенциалом и видением региональных процессов. Политика Тегерана не соответствует интересам США.

В Ираке Тегеран борется с американским влиянием, поддерживает антиамериканских политиков. В Сирии Иран всеми правдами и неправдами поддерживает Башара Асада, которого пытались свергнуть американцы. Противоречия у Ирана и США есть по всему периметру Ближнего и Среднего Востока: в Афганистане, Ливане, Йемене, Бахрейне и т.д.

Короче говоря, Иран априори представляет экзистенциальную угрозу влиянию и авторитету США в регионе. Само успешное существование Исламской Республики — против интересов Америки.

Американо-иранские контакты после Исламской революции нельзя назвать простыми. Дипломатических отношений, как известно, нет. Прямое общение — крайняя редкость. Политические лидеры скорее избегают прямого личного диалога. Контакты в основном идут через посредников, которые имеют авторитет у обеих сторон.

Ярким примером служит недавний визит в Тегеран премьер-министра Японии Синдзо Абэ. Он встретился с Высшим руководителем Ирана великим аятоллой Хаменеи и президентом Рухани, обменялся мнениями и, самое важное, передал послания от Дональда Трампа и объединенной вокруг США части Запада.

Как известно, у Запада нет единой позиции в отношении Ирана. США, Великобритания и некоторые страны северной Европы занимают крайне жесткую позицию и не против проведения определенных военных операций. В свою очередь, западная, центральная и южная Европа против войны с Ираном в любом виде и под любым соусом.

Лидеры ЕС — Германия и Франция, хотят торговать и сотрудничать и не видят каких-либо серьезных угроз со стороны Тегерана. Получается, что Трамп не может сформировать сколько-нибудь серьезную коалицию против Ирана. Легитимизации и широкого международного консенсуса не получается. Война и даже ограниченные ракетные удары не получат поддержки международного сообщества. Ни ООН, ни НАТО, ни прочие международные организации не согласятся с идеей бомбить Иран.

Можно предположить, что Россия, Китай, Индия, Германия, Франция, Япония и другие влиятельные игроки выступят с жесткой критикой возможной военной операции США против этой страны. Более того, вероятно, что Россия и Китай окажут определенную политическую, экономическую, а, может быть, и военно-техническую или разведывательную помощь Ирану. Как говорится, враг моего врага — мой друг.

Теоретическая война США с Ираном — это не шутки. Аналогии с Ираком и Афганистаном не стоят и ломаного гроша. Это совершенно другая история, с иным масштабом, атмосферой и людьми. Президент Рухани не сильно преувеличил, заявив, что «война с Ираном станет матерью всех войн».

У Исламской Республики огромное количество прокси на Ближнем Востоке и даже за его пределами. Возможно, Иран будет не в состоянии нанести удар по американской территории. Но США – это не только огромное пространство от океана до океана в Северной Америке. Десятки военных баз и сотни инфраструктурных объектов в странах Ближнего и Среднего Востока. Несколько десятков тысяч военнослужащих в Афганистане, Ираке, Катаре, Бахрейне. В случае войны иранские прокси и фанатичные шиитские организации непременно нанесут удар по нематериковой Америке.

Тегеран не может ответить симметрично. И поэтому будет действовать асимметрично, использую широкую сеть радикальных шиитских группировок. Война с Ираном будет означать для Америки новые теракты против военных баз, солдат, американских корпораций и посольств в странах Ближнего и Среднего Востока.

Потенциально Иран может пойти еще дальше. Диверсионно-террористический удар может быть нанесен и в Европе, и даже в самих США.

Для оккупации территории Ирана, которая сопоставима с Мексикой и в три раза больше Франции, необходима почти миллионная армия. Население Ирана превышает 80 млн человек. По иранским меркам, к мобилизации пригодна почти половина населения страны. Численность иранской армии — почти полмиллиона солдат и офицеров. Также имеется резерв, превышающий 300 тыс. человек. Но и это не все. Иранское полувоенное ополчение басиджы, имеющее офисы практически во всех иранских городах и провинциях, может мобилизовать около 10 млн человек. В Корпусе стражей Исламской революции (КСИР) служит, по разным данным, более 150 тыс. человек.

В техническом плане иранская армия достаточно отсталая. Разумеется, вооруженные силы США по всем параметрам превосходят своих визави. Но, дух — центральное явление в случае войны. Именно иранцы будут более мотивированы и мобилизованы, если против них будет затеяна война.

Американцы могут победить в войне с Ираном. Но какой ценой? И что считать победой? Свержение исламского режима? Оккупацию Тегерана и окрестностей? Что именно?

В любом случае, все рассуждения крайне эфемерны и туманы. Война с Ираном, действительно, станет матерью всех войн. По крайней мере, кроме мировых. Кажется, что новой большой горячей войны на Ближнем Востоке все же удастся избежать. Парадоксально, но столь воинственные заявления с обеих сторон как раз свидетельство этого тезиса. А пока остается только наблюдать за словесными перепалками, психологической и прокси-войной между США и Ираном.

Автор — политический консультант, президент Syndicate Consulting Group, эксперт РСМД .

Новости и материалы
Канье Уэст оголил ягодицы своей жены перед публикой
Российский зерновой союз назвал последствия новых пошлин ЕС на зерно из РФ
Муж экс-солистки «Тату» пошутил, что сделал операцию у Хайдарова: «Огребу»
Американский военный признал, что Запад не готов вести сложные бои, как на Украине
МОК назвал Игры дружбы циничной попыткой России политизировать спорт
Путин заявил, что нужно наращивать боеготовность не только на суше, но и на море
Путин назвал главную гарантию выполнения стоящих перед Россией задач
ЦБ Армении запретил обслуживать карту «Мир» из-за возможных санкций США
«Пришел Сережа»: Mia Boyka пожаловалась, что покинула «Маску» из-за Лазарева
МО РФ заявило об ударах бомбами по украинской ДРГ у границы с Россией
Буланова опубликовала редкое фото сына, который на пять лет моложе ее супруга
Путин заявил, что «хозяева предателей» России их не жалеют
Шольц ждет правильного момента для переговоров с Путиным
МОК призвал правительства и спортсменов отказаться от участия в Играх дружбы
ВС РФ уничтожили пункт дислокации украинских диверсантов у границ Курской области
В Тулуне задержали вице-мэра по подозрению в мошенничестве
50-летняя Хайди Клум снялась в топе-бюстгальтере из меха
В России выпустят замену игре God of War
Все новости