Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Хорошее видится на расстоянии

О том, почему не все живущие за границей ругают Россию

Журналист

Мы не любим, когда Россию ругают люди, живущие за границей. Те, кого принято называть «бывшими соотечественниками», что не совсем справедливо, поскольку какие же они бывшие, с российскими-то паспортами. Соотечественники и есть, просто живут в какой-нибудь милой «цивилизованной» стране. Не любим, но в глубине души допускаем, что ругать страну, от «ужасов» которой уехал и увез детей, вроде как нормально. Противно, но нормально, потому что их негатив понятен: им было плохо в России, а теперь хорошо за ее пределами.

Но вот что совсем непонятно — когда живущие за границей, причем живущие давно, пустившие, можно сказать, корни, начинают говорить о России хорошо. Что, мол, не такой уж она и Мордор, историческая-то родина. Что не стоит без разбора мазать все, с ней связанное, черной краской. Вот это хорошо, и это, и это, пожалуй, и получше устроено, чем там, где сейчас мой дом.

А что ж ты уехала, раз тут так хорошо? Легко издалека-то родину любить, да? Живешь в Европе и мучаешься, но обратно не едешь? Значит, врешь. Или на зарплате, продажная ты шкура, получаешь свои тридцать сребренников от «кровавой гэбни», а тратишь ТАМ, в европейском житейском комфорте, и обратно тебя калачом не заманишь.

Откуда я это знаю?

А потому что я как раз из этих, которые не ругают, мордором не обзываются и на вопрос: «Правда ли, что в России все ужасно», отвечают: «Нет, неправда». Так сложилось, что вот уже больше года я живу в Португалии. Вы сейчас фыркнете: нашла тоже Европу, бедная маленькая страна, задворки континента, где всех богатств — океан, да и тот холодный. Кстати, если вы фыркнули, то с огромной долей вероятности вы — португалец. Потому что они тоже фыркают, когда их называют европейцами. Тут, за Пиренеями, это понятие не абсолютное, они, иберийцы, сами по себе. Ну да ладно, речь не об этом.

Речь, например, о вакцине. Когда я рассказываю друзьям-лиссабонцам, что в Москве можно пойти и бесплатно привиться от короны, они поначалу не очень верят. Как это «пойти»? Что значит «бесплатно»? А как же приоритетные группы, списки, строгий контроль за тем, чтобы кто-нибудь не протырился без очереди? А точно это вакцина, а не плацебо какое-нибудь?

Или, допустим, центральное отопление, предмет завистливых вздохов абсолютного большинства португальцев, которые минимум четыре месяца в году нещадно мерзнут. Серьезно, школьники сидят на занятиях в теплых куртках и перчатках, потому что холодно, зверски холодно, и потеплеет в классе тогда, когда потеплеет на улице. А вот еще такая маленькая деталь: записываешься ты, скажем, в спортклуб, и контракт у тебя минимум на год. Прекратить его ты не можешь ни при каких обстоятельствах, кроме, наверно, переезда на кладбище, потому что насчитают штрафов столько, что проще уж дождаться, пока год пройдет. И вот он прошел. Но если ты не уведомил — официально! бумагой! — что все, закончили, он продлевается по умолчанию. Опоздал на день — попал еще на год платежей. Вход, в общем, рубль, выход — пять. Интернета и мобильной связи это тоже касается, причем там уже не год, а минимум два. В России я с таким не сталкивалась ни разу. Зато всегда могла поменять тариф, нажав три кнопки в телефоне — а тут надо идти в офис.

Да, очень многие вещи в России устроены удобнее и проще. И тут самое время патетически спросить: что вся эта жалкая бытовуха по сравнению с настоящей свободой и глобальным ощущением безопасности? Рядом с ценностями «цивилизованного мира», демократией и подлинно гуманным обществом, чуждым ксенофобии и социального расслоения! Как можно сравнивать несравнимое, орков и эльфов!

Уж не знаю, огорчу или обрадую, но ксенофобия здесь тоже есть. И социальное расслоение, и коррупция, и даже власть, представьте себе, не такая уж сменяемая, как хотелось бы. Политические заключенные тоже имеются, а СМИ далеко не независимы, и не надо быть семи пядей во лбу, чтобы это понять. Всего-то надо жить так, как живут местные. Перестать быть туристом и попробовать выйти за рамки эмигрантского мышления. Смотреть на вещи спокойно и здраво, по-взрослому, потому что взрослый человек понимает: рая нет. Все везде устроено плюс-минус одинаково — с непременной поправкой на климат. И люди одинаковые, что особенно бросается в глаза сейчас, когда финансовое благополучие европейцев сильно пошатнулось.

И в этом нет никакой трагедии и никакого разочарования. А есть обычная жизнь среди обычных людей. Здравый смысл, который подсказывает, что есть вещи, которые лучше в Лиссабоне, — а есть, которые в Москве. Что глухая деревня в Псковской области не сильно отличается от глухой деревни в Алентежу: пустота, кругом одни старики, в иных домах и электричества до сих пор нет. Так бывает, что ж. И в Португалии, и во Франции, и в России.

Так почему же мне, не философу, не общественному деятелю, не моральному авторитету, а обычной женщине, живущей обычной жизнью, не похвалить страну своего рождения, если для того есть причина? Почему не признать «что хорошо — то хорошо»? Почему не испытать приятное чувство гордости за то, что является несомненным достижением моей родины? И почему не посмотреть косо на того, кто уверен, будто я переодетый орк на зарплате у «кровавой гэбни», а страна, где я выросла, — жуткий темный лес, куда не доходит ни единый солнечный луч?

Мышление уровня «у них все хорошо, а у нас все плохо» — это мышление ребенка. Довольно неразвитого ребенка, который не знает других цветов, кроме черного и белого. Который или любит, или ненавидит, а другие эмоции испытывать не способен.

Когда жизнь в Европе становится твоей повседневностью, когда ты читаешь местные газеты и следишь за местными выборами, ценами на продукты и коммуналку и тем, как работает, скажем, система здравоохранения, вопли про «кровавый Мордор» выглядят довольно глупо. И дело тут не в патриотизме, а в элементарном здравом смысле. Когда понимаешь, что две страны лучше чем одна, и надо не границы проводить и рвы копать, а брать лучшее от обеих. Но сначала все же следует признать, что там, откуда ты уехал, это «лучшее» тоже есть.

Так чего же я тут живу и «мучаюсь», спросите вы. Чемодан-вокзал-Россия, и хоть обхвались на исторической родине.

А я и не мучаюсь. И, вы не поверите, en masse люди, которые хорошо отзываются о своей стране, живя за границей, гораздо счастливее тех, кому Россия «Мордор». Счастливее — и спокойнее. Потому что живут без иллюзий и принимают свой новый дом со всеми его достоинствами и недостатками, которых в нем, поверьте, не меньше, чем в доме прежнем.

Новости и материалы
Правительство РФ профинансирует расчистку рек в ряде областей
Экс-чиновник Пентагона заявил об отправке Францией на Украину солдат Иностранного легиона
«Синька — зло»: Катя Гордон о конфликте Волочковой и Кудрявцевой
В РФС объяснили, почему сняли судью с матча «Зенита»
Неизвестный обстрелял машину с двумя детьми и похитил 10-месячного младенца
В Харькове прозвучали взрывы
Чехия официально отозвала посла из России
Путин встретится с уходящим в отставку правительством
В Москве инвалида похитили и потребовали деньги из-за переписки с 15-летней девушкой
Регина Тодоренко надела платье, созданное искусственным интеллектом
Сотни домов затопило в Тюменской области из-за разлива рек
Названы три российских тренера, которые могли бы работать в Европе
Финляндия планирует построить завод по производству взрывчатых веществ
Экономист предупредил о серьезных проблемах в расчетах России
Россиянам объяснили, почему нельзя покупать смартфоны с изогнутыми экранами
Жители Улан-Удэ взбунтовались против строительства новой колонии
В Бердянске сотрудник колонии погиб из-за взрыва автомобиля
Стало известно, какие проблемы ждут «Зенит» в Воронеже в матче с «Факелом»
Все новости