Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

С Марьиванной заодно

Наша семья опять готовится к последнему звонку и выпускному. Для нас это будет особый рубеж: с сентября 1994 года в ней постоянно кто-то ходит в школу. В мае 2017-го ее покинет последний школьник, наш младший сын.

Школа нам обычно кажется чем-то незыблемым. Да, меняются учителя и порой программы, но вот она, стоит все на том же месте (пусть даже перестроенная), в ней все те же дневники с двойками (пусть даже электронные), все та же домашка (пусть даже скатанная не у соседки по парте, а из интернета). А о внутренних проблемах учительское сообщество предпочитает вслух не говорить, разве что пожалуется на недостаток финансирования — так кто у нас в стране на него не жалуется? Да и зарплаты учителей на общем бюджетном фоне выглядят не хуже прочих.

А проблемы, конечно, есть — просто учителям не с руки о них говорить, слишком они уязвимы, учителя. И дело даже не в том, что за выступление могут наказать конкретного человека — карающий меч опустится на всю школу. На полях замечу, что когда я пишу о проблемах церковной жизни в России, мне зачастую говорят знакомые священники, что они сами не могут ни о чем подобном сказать вслух, чтобы не поставить под удар свой приход, так что многие вещи говорить про церковь лучше мирянам. Ну, а про школу, стало быть — родителям.

И поэтому я не буду называть никаких конкретных имен и номеров, чтобы не повредить никому, я просто поговорю о том, как изменилась школа за эти двадцать два года с точки зрения обычного родителя. Ну, или необычного, как хотите — мы живем в ЦАО Москвы, мы не настолько богаты, чтобы отдавать детей в частные школы, но для нас крайне важно было отдать их в наилучшую из возможных и потом внимательно следить обо всем, что в школе происходит. И нас таких, подозреваю, немало.

Знаю, что девяностые официально у нас объявлены проклятыми, но для родителей школьников они были благословенными.

Старая советская система еще работала, а все ограничения были устранены — и те учителя, кто годами вынашивал мечты об идеальной школе, получили возможность их осуществить. Возникло много разных и удивительных мест, где детей учили те, кто всегда только этого и хотели, а те, кто в свое время стал учителем случайно, отправились зарабатывать деньги более легкими способами.

Тогда, впрочем, появились «эксклюзивные предложения» и «элитные клубы», но сразу стало ясно: большие деньги и качественное обучение далеко не всегда ходят рядом. А вот без фанатизма (в хорошем смысле) педагогов ничего не получится, и без достаточной степени свободы.

И все же в девяностых и в ранних двухтысячных эти оазисы педагогики цвели на фоне хиреющей массовой школы. Дорабатывавшим до пенсии Марьиваннам было совсем некуда деваться, талантливая молодежь в педвузы шла крайне неохотно, разве что за дипломом, чтобы потом его повесить на стенку в своей фирме. Работаешь в школе — значит, неудачник, никуда не пробился.

Зато срывать раздражение можно было почти без помех на детях, а также на их родителях.

Вы почему не научили своего ребенка? Почему не следите? Почему не обеспечиваете? Кстати, не забудьте сдать на то, на се, на пятое и десятое, и еще Марьиванна обижается, что подарок ко Дню учителя ей сделали не такой, как Клавдьсемённе.

Я уж не говорю о том, что в классах стало появляться все больше детей, совсем не знавших русского языка, и попытки обучить их азам грамматики отнимали основное время урока. Ну, и о том, что советские материальные ресурсы тоже постепенно оскудевали… Так что педагогический рай в девяностые соседствовал с педагогическим чистилищем, если не адом. И так не только в педагогике.

А в сытые двухтысячные в школы стало возвращаться государство. Одной рукой оно повышало зарплаты, выделяло средства на переоборудование, экскурсии, конференции (иногда удивительно щедрые) — а другой требовало от учителей все больше отчетности и все строже им грозило за всякие нарушения, а особо — за конвертики «на классные нужды».

И к середине нулевого десятилетия мы, родители, заметили, что раздерганной Марьиванне стало очень сложно чморить наших детей. А вот нам затроллить школу — легче легкого.

Малейшая неприятность с ребенком в учебные часы — уже повод для разбирательства и серьезных оргвыводов, да и финансовые нарушения — сразу уголовная статья. И нам поначалу понравилась эта перемена ролей.

Самое, пожалуй, интересное — что мы, родители, стали пересматривать былые договоренности (в том числе и неписанные) с педагогами. Например, возникло движение «дети вместо цветов»: по предложению самих учителей на первое сентября вместо тонн букетов, которые потом увядают по кабинетам, родителям предлагалось сделать взнос в благотворительный фонд на лечение больного ребенка. Интересно, что восстали на идею скорее некоторые родители, нежели педагоги: как это, ломать скрепы и устои? Как это мой без букета? Всегда было, а теперь нет? И приходилось объяснять: это только для желающих. Мы разные, вы имеете право не меняться.

Словом, общество начало договариваться само с собой. Еще один важнейший разговор — это скандал вокруг элитной (во всех смыслах) московской школы, в которой учителя, как оказалось, десятилетиями совращали подростков. И не сказать, чтобы это было секретом от всех, у кого в той школе были знакомые.

Но ведь это было личной драмой тех подростков, не правда ли? А вот в десятые — стало общественной проблемой.

Эта история стала поводом заново, не по отмашке сверху, определить границы приемлемого в отношениях между учителями и учениками. И родителями, которые, как всегда, всё прохлопали.

Но теперь, к середине десятых, неусыпный контроль над школой со стороны государства стал казаться нам, родителям, тяжким бременем. Про ЕГЭ и прочее ГТО даже говорить сейчас не буду. Важнее — пресловутая «оптимизация», когда стали сливать (какое удачное слово!) школы с целью уменьшить затраты на их содержание. В результате те самые оазисы педагогической мечты могли быть соединены с обычными микрорайонками — и понятно, по какому уровню прошло бы выравнивание. На защиту своих школ встали сами родители, четко осознав свои права и интересы, которые в данном случае расходились с интересами бюджетной бухгалтерии. Многое удалось отстоять.

Теперь главное пугало — идея ввести единые учебники и сплошные уроки патриотизма пополам с духовностью. Что нужно нам, родителям? Обеспечить детям безопасную, комфортную и интересную среду и наделить их знаниями и умениями, которые понадобятся для жизни в середине XXI века в бурно меняющемся мире. И у родителей как у граждан и налогоплательщиков есть право требовать этого от государства.

А что нужно ему, государству? Пожалуй, совсем иное — куда-то деть всю эту массу детей и по дороге приучить их хорошо себя вести. Например, не выходить на протестные митинги. Не случайно в последнее время появился «антирейтинг» школ, выпускники которых чаще всего заметны на митингах, и не случайно он, в общем и целом, совпадает с рейтингом призеров олимпиад.

Если школа учит думать, значит, ее выпускники иногда набредают на мысли, не санкционированные начальством.

Опытный учительский коллектив, переживший и безденежную вольность девяностых, и забюрокраченную реорганизацию десятых, не так-то просто скушать, но все же учителя — наемные работники государства и могут требовать гораздо меньше, чем родители. Так мы наконец-то встали в одни ряды с пресловутой Марией Ивановной (заранее прошу прощения у всех учительниц с этим именем) и осознали, что у нас есть общие интересы — интересы наших детей. И учимся их грамотно и последовательно отстаивать, причем отстаивать вместе.

Теперь, выслушивая очередные новости о школьных реформах, я все чаще вздыхаю: слава Богу, наших уже не коснется. Успели проскочить. Только в сентябре 2019 года, как мы рассчитываем, в школу пойдет наш старший внук. Что, растерянный первоклашка, встретит он за ее порогом? Как изменится она за следующие одиннадцать лет, каким выпускником будет он в 2030-м? Это зависит в основном от нас, сегодняшних.

Новости и материалы
Мама спасшего людей в «Крокусе» подростка рассказала о звонке из администрации президента
Министр обороны Ирана рассказал о новом уровне отношений с Россией
В Польше обещали не лишать защиты украинцев без паспорта
Названа причина задержания журналиста Forbes
Правительство РФ предложило применять оружие против должников
Названы минусы внедорожника Lada Niva Travel
Названо лучшее вино для употребления с шашлыком
Нарколог Исаев: к шашлыку лучше взять безалкогольное красное вино
Шойгу рассказал об интересах России в отношениях с Пакистаном
Российский посол предупредил о возможной провокации Киева с отравляющими веществами
Девушка попала в реанимацию, выпив в аэропорту кофе из автомата
«Мебель дрожала»: жители Туапсе рассказали о землетрясении
Постпред РФ обвинил США в составлении сценариев преступления Украины
Бывший футболист сборной оценил попадание в руку Чалова в штрафной ЦСКА
Войска РФ поразили технику ВСУ на ж/д станции в Харьковской области
В Крыму сообщили об учениях на море
Стало известно, чем занимаются ученые на Украине
Стало известно о мощнейшей DDoS-атаке в момент старта «Диктанта Победы»
В США объяснили, почему Киеву нужно с осторожностью пользоваться новым пакетом помощи
Все новости