Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Комбинат ритуальных услуг

Священник отказался крестить девочку «жидовским именем», ее родители подали на него заявление по 282-й статье за разжигание межнациональной розни. Что это было?

Незатейливая история случилась в Саратове. Родители трехлетней Миры решили ее покрестить, выбрали для крестин имя Манефа и отвели в храм. А батюшка им возразил: имя-то «жидовское», как можно!

Родители обиделись и написали на батюшку заявление в Следственный комитет: привлеките его, дескать, за разжигание по знаменитой 282-й статье. Священник уже наказан по церковной линии, но вины не признает, а будут ли юридические последствия — пока неясно.

О многом можно говорить в связи с этим событием. Например, о православном антисемитизме, который, казалось бы, давно вытеснен другими фобиями — но нет, живет себе потихоньку. О неведомом для батюшки происхождении русских имен из еврейского, греческого и латинского языков (то ли дело у православных братьев наших сербов: если мальчик не Горан, так он Драган, а девочка Милица или Любица). Или о том, что пресловутая 282-я рассчитана на очень благожелательное для «своих» правоприменение, а ведь ее очень легко будет при смене ветра обратить и в другую сторону.

Но я, собственно, о другом. Что напоминает эта история? Ну вроде как в советские времена пришли люди в химчистку или автосервис, им там нахамили, обслуживать отказались — вот они и написали заявление куда следует, чтобы виновных наказали. Надо же повышать культуру обслуживания населения, в самом-то деле.

Церковная жизнь бывает разной, и нет общих шаблонов, которыми можно было бы описать любой православный приход в России. Но в этой истории отчетливо отразилась картина жизни огромного количества приходов, похожих на комбинаты ритуального обслуживания. Обслуживание может быть хорошим и плохим, клиенты — привередливыми или неприхотливыми, но картина будет примерно одинаковой: священники исполняют обряды и ритуалы, прихожане получают нужный им результат за соответственное пожертвование или даже на благотворительной основе.

Есть, разумеется, и совсем другие приходы, а точнее, общины, похожие скорее на семьи. В каждой семье есть свои проблемы и несогласия, но важно, что люди там друг другу не чужие, что они выстраивают отношения на основе не инструкций и денег (хотя и они есть), а скорее личных отношений, в данном случае — с Богом и друг с другом. Собственно, обращение к священнику «отец» или «батюшка» отсылает именно к такой ситуации. Но она слишком неудобная слишком для многих.

Церковному начальству (если оно именно начальство, а не старшие в семье) не нравится иметь дело со сплоченной и неформальной общиной, которая хорошо понимает и смело отстаивает свои интересы.

Кроме того, такие общины склонны к слому шаблона, они начинают экспериментировать, а значит, иногда ошибаться. Как знать, не ересь ли вот то или это подозрительное новшество (например, молитвы на русском вместо церковнославянского)? Лучше вернуть все к шаблону, так спокойнее, а будут сопротивляться — разогнать и запретить.

От приходского духовенства такая общинная жизнь требует полной включенности. Тут уже нельзя повесить на вешалку вместе с рясой свои обязанности и свое служение до следующего всенощного бдения. И уже не получится директивно управлять своими «духовными чадами»: с ними придется советоваться, находить общие решения, искать свои подходы к каждому — а они временами ох какие капризные, эти люди, без них намного проще.

Но и прихожанам все это очень неудобно. Если храм — их второй дом, то буквально за все, от протекающей крыши и до хода богослужения, отвечают они сами, и никто за них ничего решать не обязан. Напротив, за жизнь своей общины отвечают они, и только они. Разве не проще жертвовать по прейскуранту за крестины и отпевания или просто приходить на литургию время от времени, когда сам ощущаешь потребность, — исповедоваться, причащаться, выстраивать отношения с духовником, но и только с ним, оставаясь индивидуальными потребителями таинств?

Словом, чтобы преодолеть этот стереотип, всем участникам процесса нужен какой-то очень серьезный стимул, например стремление к идеалу церкви, который изображен в Евангелии и явлен в жизни святых разных времен. Но это уже очень тонкая материя, ее не измеришь, не втиснешь в рамки инструкций, ее не предъявишь сильным мира сего как доказательство своей силы и полезности. Может быть, именно поэтому в последнее время от церковных спикеров мы слышим в основном про защиту святынь (раз и навсегда данных) и про традиционные ценности (так, кстати, совпадающие с пресловутыми духовными скрепами)? И потому слово «церковь» все чаще используется в значении «официальные церковные структуры», но и не более того?

Ну а кто же прав в той саратовской истории? Похоже, что никто. Почему не прав священник, кажется, всем понятно. Но не больше правоты у его прихожан, которые решили научить его любви к пастве с помощью 282-й статьи и при посредничестве Следственного комитета. И взаимная эта неправота возникла не в момент самого конфликта, а тогда, когда приход начал жить по законам комбината ритуальных услуг и всем это показалось практичным и удобным.

Новости и материалы
Путин назвал красоту Крыма идеальной
В США предрекли потерю Украиной еще четырех областей
Вышел флагманский смартфон Nubia в стиле фотоаппарата
Apple ускорила беспроводную зарядку старых iPhone
Названы старые автомобили, которые могут дать фору современным суперкарам
Apple выпустит уникальный процессор для своих компьютеров
СБУ заочно предъявила новое обвинение главе ДНР Пушилину
Лена Катина рассказала, почему считает выступление «Тату» на «Евровидении» личным позором
На Украине хотят отказаться от привязки курса гривны к доллару
Основателя криптобиржи FTX приговорили к 25 годам тюрьмы
Пока еще несуществующий смартфон Huawei стал самым желанным у китайцев
Стало известно будущее Федотова после расторжения контракта с ЦСКА
Судья чемпионата России по танцам подала иск из-за травли после теракта в «Крокусе»
В Польше предрекли Киеву скорое поражение из-за Зеленского
Генпрокуратура потребовала изъять «Кубань-Вино» в собственность государства
В Краснодаре водитель чуть не сбил пенсионера, а затем пнул его ногой
Экс-игрок «Динамо» считает, что клуб поборется за победу в РПЛ
Японцы выпустили смартфон, который можно мыть
Все новости