Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Прощание с народом

Журналист, писатель

Где интеллигенция? Где русская интеллигенция с ее совестливостью, моральной чистоплотностью, жаждой справедливости, с ее неизбывным чувством вины и ответственности перед народом? А также с такими мелкими, но приятными чертами, как ум, образованность, восприимчивость к доводам разума? Плюс к тому воспитанность, вежливость, терпимость, умение посочувствовать, войти в положение, понять своего оппонента? Не говоря уже об умении не толкаться в транспорте, не дышать в лицо собеседнику и соблюдать правила личной гигиены?

Где эта соль земли? Ау!

Нету. Но в исчезновении интеллигенции меньше всего ее собственной вины. Хотя легче всего обвинить бывшего интеллигента в том, что он охамел, огрубел, отупел, омещанился и вообще потерял свое интеллигентское самосознание и самоотождествление. Идентичность, проще говоря. Старый профессор, герой фильма Ильи Авербаха «Монолог» (1972) говорил о себе: «Да, я русский интеллигент!». Потом говорить «я интеллигент» стало отчасти неприлично. Все равно как «я талантлив» или «я благороден». Надо было, чтобы о тебе так сказали другие люди. А потом некоторые интеллектуальные радикалы (Юрий Олеша и Лев Гумилев) стали говорить нечто вроде «Я не интеллигент, у меня есть профессия». Потом слово «интеллигент» стало бранной кличкой. Кстати, с термином «благородный человек» произошла примерно та же история. Сначала «благородный» было сословной идентичностью, почти синонимом дворянина, и, значит, это человек чести, внутренней дисциплины и высоких принципов. Но увы, довольно скоро появились пьяненькие герои Достоевского, благородные с длинным «а» и раскатистым «р», «блаа-аррродные» скандалисты и воришки. А там и само слово стало сомнительным, особенно в разгар советской власти.

Но, повторяю, вины интеллигенции тут практически нет.

Если бы все интеллигенты как один соблюдали бы кодекс интеллигентской чести и целыми днями читали бы умные книжки и гладили белые рубашки перед походом в театр — интеллигенция все равно исчезла бы.

Почему? А потому, что она существует, постольку-поскольку существует народ. Интеллигенция сочувствует народу, защищает и просвещает его. Но с народом у нас проблемы. Народ в смысле народонаселения есть, и никуда он не денется. А вот «народ» в старинном нравственно-политическом смысле, тот самый «народ», от которого отстраивается и элита, и интеллигенция (как бы «сверху»), и маргиналы с подонками общества (как бы «снизу»), тот самый «народ», на который опирается власть или который эту власть в случае чего может скинуть — вот этого народа больше нет.

Что же такое народ в нравственно-политическом смысле?

Это не просто большинство. Не просто около 68,2% населения, две сигмы влево и вправо от медианы (если по Гауссу), и не 80% (если по Парето). Это большинство, отвечающее как минимум четырем критериям. Это должны быть люди (a) бедные; (b) либо необразованные, либо же наивные; © при этом хранящие некие традиции морали; (d) что особенно важно — не просто бедные, но социально обездоленные, эксплуатируемые. «Подпольный человек» Достоевского безусловно беден, живет на грошовый доходец от своего именьица, справный крестьянин богаче, обеспеченнее, просто даже сытее его, но справный сытый крестьянин — это «народ», а нищий дворянин и отставной чиновник — черт знает кто, но не народ уж точно.

«Но не ходил старик Багров на этих пароходах, и не ловил он осетров в привольных волжских водах. Его плоты сплавлял народ, его баржи тянул народ, а он подсчитывал доход…» (речь идет о волжском купце в стихотворении Маршака «Быль-небылица»). Народ — это те, кто в силу какой-то чудовищной несправедливости горбатится на богатых, кто живет в тесноте и обиде, считает копейки до получки, мечтает отдать ребенка в четырехклассную школу — чтоб хотя бы дети освободились от ярма нищеты и тяжкого труда.

Здесь очень интересный момент. Оказывается,

классический «народ» (народ романтиков и народ социалистов) совершенно не ценит в себе эту свою «народность». Ему бы выбиться в буржуазию, в бюрократию или хоть бы в интеллигенцию (стать учителем в той же четырехклассной школе).

А вот буржуазия, бюрократия и интеллигенция народ обожает: источник дохода; электорат и рекруты; предмет стенаний и забот. Поэтому перечисленные социальные группы стремятся удержать народ в его границах. Чтоб не разбегался по мелким группам, не лез вверх во власть, не усиливал конкуренцию в бизнесе и не обессмысливал существование интеллигенции.

Чуть раньше я перечислил четыре базовых свойства нравственно-политического народа. Повторю: бедность, малообразованность, духовность, зависимость. Но есть и некое сверх-свойство: однотипность. Человек из народа – это некая стандартная и всем известная модель поведения. Ясно, во что он верит, кого уважает, кого презирает, что ест на обед, сколько зарабатывает и как тратит. По деталям обстановки его квартиры можно сказать, что он скажет о власти, а по его словам о власти можно сказать, что за картинки у него висят на стене. Впрочем, то же самое относится и к «не народу»: слова «типичный барин (интеллигент, чиновник)» не были пустыми словами, во всяком случае в XIX – XX веках.

Вот этот однотипный «народ» — порождение массовой однотипной занятости.

В России народом были примерно 83% крестьянства. Это были бедные, темные, наивные, подчиненные люди, но зато они были хранителями народной (традиционной, деревенской) культуры. Собственно, и в Европе до модернизации дело обстояло примерно так же. Но когда произошла городская революция и когда количество городских жителей примерно втрое превысило количество сельских, «народом» стали фабричные и отчасти офисные. В СССР главным «народом» стал рабочий класс и люди массовых интеллектуальных профессий: учителя, врачи, инженеры, низовые служащие бесчисленных министерств и ведомств. Короче говоря, все те, кто зарабатывал 120 – 150 рублей в месяц. Моя первая зарплата была 125 рублей. Это меня причисляло к народу, я был как все.

Так вот этого «все» сегодня уже нет.

Социально-политический «народ» ХХ века — это дитя модерна, дитя индустриальной цивилизации, дитя массовой однотипной занятости, повторю еще раз. Сегодня прежняя структура занятости рухнула. Больше нет (или почти нет) огромных трудовых коллективов. Нет и единой для этих коллективов системы социального и морального контроля и самоконтроля, нет воспроизводимых шаблонов поведения. Нет и единой системы зарплат.

Уровень доходов, место жительства, жилищные условия, вера в Бога, ценностные привязанности, симпатии или антипатии к действующей власти — по всем этим параметрам общество рассыпается на куски. Можно быть абсолютно нищим сторонником Путина и при этом читать Хайдеггера, а то и Аристотеля в подлиннике (знаю таких); можно симпатизировать Путину, будучи богатым, и при этом читать Хайдеггера и Аристотеля в подлиннике (и таких тоже знаю); можно не любить Путина и все равно читать тех же философов в тех же подлинниках… Те, кого остатки интеллигенции называют «народом» — в половине случаев гораздо богаче и социально пронырливее своих непрошеных заступников. В другой половине — они действительно бедствуют, но яростно отвергают любую структурную помощь, как от «либералов», так и от «лоялистов», соглашаясь лишь на денежные выдачи.

Население никак не сбивается в народ. Кстати говоря, классического мещанства, бюргерства (составлявшего в индустриальную эпоху чуть ли не ядро «народа») тоже нету.

Носители мещанских бытовых навыков сегодня встречаются везде. Раньше интеллигенция от народа и от мещанства отличалась всем, начиная от уровня образования, количества прочитанных книг, кончая эмоциональностью и даже внешностью — костюмом, ногтями, фасоном бороды. Поэтому, когда «братишки» на улицах Петербурга ловили «очкариков» и «шляп», они в 99% случаев не ошибались. Среди очкариков в шляпах не было ни рабочего, ни крестьянина, ни даже мещанина.

Теория Кювье: по зубу ископаемого животного можно реконструировать весь его скелет и даже внутренние органы. Но сейчас по любви к иномарке в кредит, салату с майонезом и ток-шоу на федеральных каналах нельзя сказать, что перед тобой мещанин, изоляционист, не шибко образованный, и непременно будет голосовать за власть. И наоборот: если человек владеет иностранными языками, живал за границей, оппозиционен к власти – нынче это ничего не значит, потому к этому человеку не прилепишь никаких надежных ярлыков и не угадаешь его поведения.

Чем больше мелких бизнесов и развлекательных центров — тем меньше «народа» в классическом нравственно-политическом смысле.

Военачальники готовятся к прошлым битвам. Любовники — к прежним свиданиям. Писатели — к старым добрым читателям. А интеллигенция все мечтает об исчезнувшем народе.

Представляю себе, как написал бы об этом Константин Кавафис. Есть у него знаменитое стихотворение «В ожидании варваров». Вот вам «В ожидании народа»:

«Терпение лопнуло. Народ должен сказать свое слово. Сегодня народ наконец-то выйдет на площадь. Народ беспощаден. Но народ справедлив. Как скажет народ, так и будет.
С утра на площади ждут его разные люди. Чиновники и журналисты, учителя и политики, рабочие и крестьяне, торговцы, врачи, бедняки, богачи, художники, домохозяйки. полиция, армия, инженеры и даже бездомные нищие, как ни смешно.
Бездомные думают: если народ возьмет власть в свои руки, у них будет крыша над головой. Домохозяйки уверены, что народ, взяв власть в свои руки, снизит цены. Политики выучили слова, которые они скажут народу. Они надеются ему понравиться.
Богатые бизнесмены убеждены, что сумеют объяснить народу про рабочие места и валовой внутренний продукт. Хотя, конечно, они слегка волнуются. Небогатые бизнесмены ничего не боятся. Они продают народу еду и одежду на рынках. Народ их поймет.
Чиновники хотят рассказать народу, что даже в дни революции надо собирать налоги, обеспечивать горячую воду и электричество. Они готовы служить народу.
Рабочие толкуют о том, что терпение народа не безгранично. Посланцы крестьян им вторят, они говорят, что деревня ждет, что же скажет народ, наконец.
Журналисты готовы вести репортажи. Художники – воссоздавать ситуацию в образах. Философы – ее осмыслять. Ученые – делать открытия ради народного блага.
На площадь подтянулась полиция. Но в толпе видны люди в армейских фуражках. Армия, вне политики. Но она защищает народ. Офицеры и солдаты говорят полицейским, что в трудный час надо все-таки быть на стороне народа.
Загудели сирены. В своем лимузине приехал президент. Он смело вышел на площадь. Он не боится народа, он готов к нему обратиться. Больше того — он готов вести диалог с его вожаками.
Площадь заполнена до отказа. Соседние улицы тоже. Люди торчат из окон. Цепляются за деревья и водосточные трубы.
Солнце садится.
Народ так и не появился.
Стало прохладно.
Люди расходятся по домам и говорят друг другу:
— Но неужели народ согласен терпеть еще и еще? Доколе же? Как это странно, однако! А может, народа на самом деле вовсе нет? Может, народ — это выдумка интеллигентов?»

Не выдумка, а тоска-печаль. Интеллигенция существует, постольку-поскольку существует народ. Вот она и лелеет эти прошловековые фантазии.

Новости и материалы
Секретная служба США приготовилась защищать Трампа в тюрьме
В Одессе произошли взрывы
Мировая премьера фильма Ивана Соснина «Пришелец» пройдет на ММКФ
В марте россияне активно покупали товары для рассады
В России вырос средний платеж коллекторам
В Китае ответили на выделение помощи США Тайваню
Синоптики рассказали о погоде в Москве 24 апреля
Южная Корея и США провели учения по противодействию помехам работы GPS со стороны КНДР
Японский лунный модуль SLIM неожиданно пережил третью лунную ночь
Директора московской школы осудили за организацию покушения на жену депутата
Колумбия направила США ноту протеста
На Украине пропали четыре бразильских бойца Иностранного легиона
В КНР назвали состав новой миссии на станцию «Тяньгун»
Названы самые популярные ноутбуки у россиян
Трамп и Байден выигрывают праймериз еще в одном штате
В «Лаборатории Касперского» предупредили о главной в этом году цели хакеров
У побережья Панамы произошло сильное землетрясение
Сестра лидера Северной Кореи в очередной раз обвинила США
Все новости