Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Кто здесь власть

Санкт-Петербург. Точнее, Питер — изнанка Санкт-Петербурга. Галерея вокруг Апраксина Двора, «Апрашки», знаменитого питерского вещевого рынка. Снаружи — сдержанный имперский классицизм. Внутри — 1990-е годы: товары на лотках, многонациональная толпа и ощущение опасности. Раз в месяц полиция проводит здесь рейд и всегда находит что-то интересное — оружие, экстремистскую литературу и, конечно, нелегалов. Раз в несколько лет правительство города объявляет инвестиционный конкурс. Рисуются красивые проекты, звучат модные слова — «урбанистика», «джентрификация», «качество городской среды обитания». Но все остается по-прежнему.

Молодой человек с нарочито суровым лицом — козырек бейсболки скрывает глаза от камер наблюдения, драная худи, подвернутые джинсы, но не хипстерским, а неуловимо другим способом — специальным маркером делает на внутренней стене галереи «Апрашки» тег: почти нечитаемую надпись на латинице. Он специально приехал из Москвы в Санкт-Петербург, в Питер, потегать. Рядом с его свежей надписью видны прежние теги. Парень уверенно читает: «Это питерские, это тоже питерские, это московские, наши враги, а этого не знаю. Может, новые, а может, кто-то случайный».

Такие городские художества регулируются неписаным кодексом. Например, нельзя писать поверх чужих надписей. Но иногда можно. Тогда это становится вызовом, началом войны. Такие надписи считаются высшей точкой искусства граффити. Одно дело — долго раскрашивать разноцветными баллончиками большую стену в заброшенном месте по заранее нарисованному эскизу. И совсем другое — в центре города за несколько секунд оставить свой след в искусстве. Затем знатоки будут оценивать твердость твоей руки, уникальность почерка, смелость в выборе места. Теггинг подобен искусству каллиграфии допечатной эпохи. Теггеры месяцами тренируют руку.

Магазин в питерском дворе-колодце, заполненный маркерами всех цветов и размеров. Девочка из хрестоматийной питерской хорошей семьи — виски выбриты, оставшаяся шевелюра разноцветна, в носу кольцо, креативные секонд-хендовские тряпочки, самокат — украдкой поглядывая на байронического вида продавца, покупает инструменты для самовыражения. Продавец не обращает внимания на очередную воздыхательницу — он принадлежит искусству.

Девочка выходит во двор, видит объявление: «Пацаны, не тегайте рядом с магазином», возмущается антифеминизму и приписывает к «пацанам» «и девчонки».

Невский проспект. Крыша дома напротив Гостиного Двора. В раме с лепниной, предназначенной для дореволюционной рекламы — многие десятилетия в раме рекламировался кусок питерского неба, — болтается транспарант молодой группировки граффитчиков. Высокий кудрявый мальчик, упиваясь властью над миром, показывает на смартфоне девочке из хорошей семьи — сегодня ее шевелюра раскрашена в 50 оттенков серого — видео снимающих транспарант гастарбайтеров. Она завороженно внимает тому, как он и его друзья планировали акцию, ночевали на крыше, с рассветом крепили произведение искусства, по-партизански уходили дворами. Ради такого взгляда девочки хочется написать что-нибудь цветное и нечитаемое на Александрийском столпе.

Через год мальчик поступит в Художественно-промышленную академию имени барона Штиглица, знаменитую «Муху», станет дизайнером, будет ходить на работу в модный офис и проектировать виллу для коррумпированного муниципального чиновника. Но сейчас он герой!

Так они говорят с нами, с городом, со страной, с миром, с властями. Все делается ради того, чтобы рано утром обыватель, едущий на свою скучную работу, увидел свежий знак неведомой ему культуры и подумал то, что должен думать обыватель. А дите обывателя, увидев этот знак и возмущение родителя, завистливо подумает: «Круто!» А муниципальный чиновник устало подумает: «Опять ремонтировать!» А коррумпированный муниципальный чиновник радостно подумает: «Опять ремонтировать!»

Современные искусствоведы считают некоторые подобные городские знаки современным искусством. Работы самого известного уличного художника британца Бэнкси продаются за огромные суммы. Но в России художественный рынок не развит, хотя последнее время уличным художникам стали давать престижные премии. Недавно власти стали использовать граффити для оживления улиц — например, портрет актера Сергея Бодрова-младшего на стене электрической подстанции стал питерской достопримечательностью. Используются граффити и для официальной пропаганды.

Однако настоящий уличный художник выше коммерции и политики. Возможно, он этого не осознает, но в нашей не отягощенной развитыми демократическими институтами стране его произведения становятся одними из зримых, буквально видимых всеми проявлений народной демократии.

Рисуя граффити, вешая транспаранты, наклеивая стикеры, тегая, он участвует в управлении страной — наглядно проверяет силу власти.

В Москве нелегальные граффити закрашивают очень быстро. Но в Петербурге есть дворы, где граффити сохраняются месяцами и закрашиваются не властями, а другими граффитчиками — у питерских властей меньше денег, они слабее московских и не могут выбить деньги на благоустройство дворов. К тому же в Питере молодое андерграундное сообщество более развито — продвинутость молодых людей сравнима со столичной, а возможностей для приложения талантов куда меньше. Поэтому молодые москвичи и понаехавшие строят карьеру, а питерцы ищут альтернативу. И очень часто альтернатива становится художественной.

В городах поменьше граффити могут жить годами и исчезают лишь по воле природы — от дождей и снега или от разрушения стен. Здесь местная власть совсем слаба. Особенно многозначительно граффити смотрятся на долгостроях и недостроях.

Сформулированная в 1980-х годах «Теория разбитых окон» говорит о том, что большое количество мелких правонарушений создает среду, в которой с большей вероятностью возникают и более тяжелые преступления. Теория получила название от одного из социальных экспериментов, ее подтверждающих: если в здании не чинить разбитые окна, то в итоге все окна будут разбиты.

С граффити эту теорию связал известный практик — мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани. Он начал активно ловить безбилетников в метро и закрашивать граффити на его стенах и вагонах. Казалось, что власти занимаются ерундой: граффитчики поначалу восприняли это как своеобразную игру, они раскрашивали за ночь целые поезда и станции, но утром метро было чистым. Снижение уровня безбилетников и постоянная очистка стен и вагонов быстро подняли престиж администрации Нью-Йорка — горожане каждое утро видели, кто здесь власть.

Рисунки на стенах с точки зрения властей — преступление. Но для провинциального молодого человека граффити становится чуть ли не единственным способом заявить родной стране:

«Я есть, мне нечем заняться, я думаю, что мне есть что сказать, у меня есть желание изменить мир!»

На первый взгляд, кажется, что не стоит слушать того, чей язык непонятен. Однако в истории уже были примеры, когда молодые активные люди, говорящие непонятные даже им самим слова, совершали революции. Один из наиболее ярких примеров — французская студенческая революция 1968 года. Все началось с волнений в крупнейших французских университетах — пока к протестам не присоединились профсоюзы, власти не могли понять, чего хотят протестующие. Самые известные лозунги были самыми бессмысленными: «Запрещать запрещено!», «Будьте реалистами, требуйте невозможного!», «Под булыжниками мостовой — пляж!», «Пролетарии всех стран, развлекайтесь!» Плакаты и граффити с этими и другими лозунгами вызывали раздражение непонятностью не только у властей, но и у французских обывателей. В итоге формально власти победили — на внеочередных выборах партия де Голля даже укрепила свои позиции. Однако в результате изменилась не только Франция, но и весь цивилизованный мир, научившийся слушать новые поколения. В известном смысле мы сейчас живем в мире, созданном тогда на баррикадах в парижском Латинском квартале.

Политологам — это такие специалисты, говорящие, что в России нет политики, — стоит провести исследование: вычислить индекс работоспособности региональных властей в зависимости от количества и времени жизни граффити во вверенных им городах. Это исследование, кроме адекватной властной картины, в очередной раз продемонстрирует, что искусство сильнее жизни. По крайней мере сильнее политики.

Новости и материалы
Генерал Кривонос рассказал к чему приведет потеря ВСУ Очеретино
«Роскосмос» опубликовал космические селфи
Стас Михайлов вспомнил, как заработал первые деньги у заключенного
МУС может арестовать Нетаньяху и Галанта из-за событий в Газе
Блинкен рассказал о работе над нормализацией саудовско-израильских отношений
Генсек НАТО заявил, что Украина находится на «необратимом пути» к членству в альянс
Стало известно, когда Овечкин прибудет в Россию после вылета из плей-офф НХЛ
Эмираты анонсировали создание аэрохаба на 260 млн пассажиров в год
Генсек НАТО призвал в приоритетном порядке передавать вооружение Украине
Машков понадеялся на проведение «Золотой маски» до конца театрального сезона
Стало известно, какую роль планирующие бомбы ВС РФ играют на фронте
Samsung решила сэкономить на будущем флагмане
Западные страны предупредили о последствиях нового пакета помощи Украине
Глава Приднестровья обратился к гражданам с призывом
В ЯНАО нашли полуживого шпица, выброшенного неизвестным в мусорный бак у кемпинга
Израильский министр покатался на мотоцикле у границы с Газой и сломал ногу
В офисе Зеленского выступили против закрытия единого телемарафона на Украине
Игрок «Спартака» не увидел вины Абаскаля в неудачах команды
Все новости