Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

История большой дисгармонии

Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»

В большой политике всегда можно найти символизм дат и событий. Украина, Молдавия и Грузия подписывают соглашения об ассоциации с Европейским союзом 27 июня 2014 года. Почти день в день 20 лет назад, 24 июня 1994-го, президент России Борис Ельцин подписал с ЕС Соглашение о партнерстве и сотрудничестве — документ, который до сих пор составляет правовую основу отношений.

Тогда считалось, что это начало большого европейского пути России — если и не к членству в Евросоюзе, то к тесному сближению и вхождению в общее пространство норм, правил, ценностей и т.д. Это был, наверное, момент самых чистых и ничем еще не замутненных надежд.

О том, почему все пошло не так и кто в этом виноват, с тех пор сказано и написано очень много. Если подняться над частностями, можно обобщить.

Во-первых, мир показал, что он много сложнее, чем думали на волне послевкусия победы Запада в «холодной войне». Во-вторых, Россия и Европейский союз, которые по всем объективным характеристикам идеально дополняют друг друга, всегда оказывались в состоянии дисгармонии, которая не позволяла достичь устойчивого партнерства.

20 лет назад, когда настроения были самыми благоприятными, Европа занималась перевариванием трофеев после распада СССР: новые страны и новые возможности, связанные с «мирным дивидендом» — не надо больше тратить время и силы на противодействие внешней угрозе.

Россия тогда выглядела как нечто важное, но слишком уж сложное: острый социально-экономический кризис, правовая неразбериха на грани хаоса, высокие риски инвестициям и пр.

При этом отсутствовало понимание того, что настоящее переустройство всей Европы («от Атлантики до Урала» — по известному выражению Шарля де Голля) возможно только в том случае, если будут установлены сбалансированные отношения с Россией. Тогда и «промежуточные» страны обретут комфортную возможность для развития в единой институциональной и нормативной среде.

Вместо этого приоритеты были расставлены наоборот. Прежде всего расширение на соседние страны, восстановление единства Европы в ее классическом понимании, то есть с центральной и восточной частью. А во вторую очередь — создание другой рамки отношений с Москвой.

Мог ли Европейский союз двинуться по-иному пути, учитывая его внутреннее устройство и установку на нормативную экспансию? Вероятно, да, если бы Россия изначально была выделена из общеевропейского подхода и рассматривалась как нечто совсем особое. Но с технократической точки зрения (а Еврокомиссия мыслит только так) Россия стояла в том же ряду, что и посткоммунистические страны-кандидаты, хотя никогда не имела шанса таковой стать.

То есть обсуждалось не согласование принципов взаимодействия, а условия, на которых Россия примет и приспособит к себе уже имеющееся европейское законодательство. При этом, с точки зрения европейских политиков (во всяком случае подавляющего их большинства), Россия никогда не была членом «семьи», она всегда отделена не только геополитически, но и в историко-культурном смысле.

А что, если бы на том радужном этапе отношений Россия все-таки получила статус кандидата на вступление в ЕС?

Схожий пример есть — Турция, которая и сегодня официально стоит в очереди на вступление. Турция похожа на Россию тем, что на протяжении столетий была неотъемлемой частью европейской политики, соотносила себя с Европой как образцом прогресса, но при этом базируется на отличающемся культурном фундаменте и обращена не только к западу, но и к востоку. Примечательно, что Реджеп Тайип Эрдоган, премьер-министр, который больше всех сделал для правового сближения Турции с Евросоюзом и действительно хотел привести свою страну в ЕС, считается сейчас в Европе олицетворением «неевропейскости» — авторитарного самодурства, да еще и с исламским оттенком.

А разочарование турецкого общества в безрезультатности попыток прорваться в «элиту» отражается в резком падении популярности ЕС.

Россия до некоторой степени повторила турецкий путь. При Ельцине страна была слишком погружена во внутренние проблемы (как, кстати, и Турция в тот период), но с приходом Владимира Путина «европейский выбор» стал на какое-то время лейтмотивом. В начале 2000-х Россия уже начала восстанавливать управляемость самой собой, что было обязательным условием успешного сотрудничества с ЕС, однако еще не обрела уверенности в себе, которая стала диктовать формы и линию поведения через пять-семь лет.

Путин никогда в полной мере не принимал идею о том, что именно Россия должна подстраиваться под готовые европейские нормы, но несколько раз предлагал серьезные сделки по объединению интересов и возможностей. Начиная с экстравагантной идеи ранних 2000-х «долги в обмен на инвестиции» и до концепции совместной реиндустриализации уже в бытность его премьер-министром при Медведеве. Основная схема, к которой российский лидер возвращался неоднократно, — «обмен активами», российское сырье за европейские технологии, но не на уровне примитивного бартера, а системным слиянием отраслей. Что-то вроде Европейского объединения угля и стали, положившего начало Европейскому союзу в 1951 году.

Принято считать, что камнем преткновения стала ценностная несовместимость. Раньше на это указывали из Европы, а Россия спорила, доказывая, что она не хуже других, просто еще не достигла нужного уровня.

Теперь роли поменялись — на ценностном превосходстве настаивает сама Москва.

Однако куда важнее другое противоречие — относительно роли и места институтов.

Европейский союз — это система институтов, которая и удерживает крайне разношерстные и разнокалиберные государства в едином сообществе. Объем полномочий наднациональных структур всегда был предметом торга и острой борьбы, но очевидно, что без них, без единого свода правил ЕС просто исчезнет. Отсюда институциональный культ.

В современной России все наоборот: система почти полностью переведена в ручное управление, а ее главный оператор институтам не доверяет в принципе.

Ну по крайней мере сегодня, пока они слабы и неразвиты, а общество не готово к дисциплинированности. Отсюда особенности не только внутренних, но и внешних проявлений.

В этом смысле, кстати, характерна основная проблема Евразийского экономического союза, объединения, которое во многом строится по образу и подобию европейской интеграции. Там отсутствует баланс между межгосударственным и наднациональным уровнем управления, иными словами, между политическими договоренностями лидеров, которые все и решают, и работой Евразийской экономической комиссии и других центральных органов согласования интересов и их воплощения в жизнь. Президенты всерьез не воспринимают чиновников, назначенных ими же самими «в центр». Но недоверие к институтам ведет к тому, что они и не развиваются.

Неслучайно наибольшие надежды на прорыв в отношениях с ЕС Россия испытывала в период «личных дружб».

Тесные отношения Владимира Путина с Герхардом Шредером, Сильвио Берлускони, Жаком Шираком, а совсем давно даже с Тони Блэром (как ни странно это сейчас вспоминать) породили ощущение, что возможен переход на качественно другой уровень. Но этого не произошло.

Справедливости ради надо сказать, что в годы, когда Россия была наиболее готова к серьезным договоренностям с ЕС, само объединение, пережив пик на рубеже веков, начало погружаться в кризис. Причем связан он был как раз с институциональными проблемами, быстрой утратой внутреннего баланса из-за слишком масштабных и не вполне продуманных перемен. А дальше начался уже замкнутый круг. Запросы России росли по мере восстановления возможностей, а Европейский союз старался компенсировать внутренние неурядицы внешней экспансией и ужесточением нормативного давления на соседей.

Это провоцировало уже откровенное соперничество, апофеозом которого стала Украина.

Россию и Евросоюз ждут тяжелые времена. Крым внес в отношения острый дисбаланс. Коммерческие интересы европейских стран служат мощным ограничителем любой антироссийской кампании, это мы наблюдаем сегодня.

Еврокомиссия заявляет о необходимости остановить проект «Южного потока», а Австрия подписывает с «Газпромом» соглашение о его строительстве и т.д. Но не стоит рассчитывать на то, что корысть европейцев станет надежной гарантией сохранения отношений с Москвой. ЕС сейчас фактически озабочен выживанием. И внутренний разлад, вносимый конфликтом из-за России, является для него не меньшим риском, чем потери, которые понесет Европа по причине сворачивания связей с Москвой. Чем жертвовать менее опасно, ЕС будет решать по ходу дела.

Новости и материалы
Легенда «Локомотива» заявил, что Джикия нужен команде
В Минобороны Украины объяснили процесс вручения повесток
В «Крыльях Советов» признали слабость «Зенита»
Израиль и ХАМАС пристановили переговоры по обмену пленными
Ведущий «Модного приговора» назвал мужским трендом цвет, на который всегда делают наценку
Разведка Китая раскрыла шпионаж в космическом секторе
Роза Сябитова рассказала, как поднимает себе самооценку: «Гордись, ты молодец»
Названы три лучших iPhone, которые можно купить в 2024 году
Только пять матчей последнего тура РПЛ пройдут с VAR
На Украине мужчина напал с ножом на военкома
Ольга Бузова сравнила себя с принцессой Дианой: «Меня не принимали»
Президент Болгарии охарактеризовал покушение на премьера Словакии
Звезда «Голоса» Бубнар впервые появился на телевидении после избиения пылесосом
Сломавший 38 костей Джереми Реннер заявил, что засыпает на съемках
Ученые выяснили, что кишечные бактерии влияют на решения человека
Xiaomi выпустила дешевый геймерский монитор Redmi с частотой 180 Гц
«Байер» установил рекорд бундеслиги, завершив чемпионат без поражений
Найден новый способ обратить вспять возрастное снижение памяти и внимания
Все новости