Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Патриархат ведет к диабету

Весна, поехали в нашу деревню дачники. Вечерние пятничные электрички полны бабушек и дедушек, которые увозят внучат на выходные в свой маленький загородный рай.

Если кто-то думает, будто шутки про столичные пригородные электрички, пахнущие колбасой, ушли в прошлое, они ошибаются. Запах колбасы, шуршание пакетов с сосисками разносятся по вагонам нашей дачной электрички еще в Санкт-Петербурге. Это заботливые бабушки кормят внуков. Сразу после посадки они разворачивают заготовленные вещмешки с провиантом. Первыми в ход идут копченые окорочка, бутерброды с колбасой, сосиски в тесте, за ними — сладкие булочки, после булочек — глазированные сырки. На десерт — шоколад и газировка либо сладкий сок в коробочке. Через час пути малыша подкрепляют чипсами или солеными орешками.

И в этом всем, в этих шуршаниях сосисочных оберток, в этом невыносимом запахе дешевой колбасы, в искусственных ароматах газировки, кроется чудовищная для современного общества проблема. Мы живем в XXI веке, в мире без границ, в эру искусственного разума, интеллектуальных роботов и полетов в космос. Но живем патриархальным укладом.

По большому счету патриархальное — это то общество, в котором старшим оставляют право быть неправыми. Право не меняться, не учиться, не считаться с другими.

Именно в патриархальном обществе люди развиваются медленно в том числе и потому, что новые поколения тесно связаны с поколениями, в культурном и образовательном плане отсталыми. В нашей стране массово не знают о принципах здорового питания разве что бабушки и дедушки. Не хотят знать. Интернет переполнен жалобами молодых на их родителей: те и слышать не хотят ничего нового. Поэтому продолжают «лакомить» внуков чипсами, до черной корки зажаривают на сковороде картошку и во все блюда льют из бутылок дешевое подсолнечное масло. А слова «Не учи меня» — главные для российских стариков.

Они не хотят разбираться ни в чем новом, в том числе и в питании. «Всю жизнь так едим, и ничего!» А «ничего» — это больные, отечные лица, повальный диабет, ишемия, атеросклероз, смертность раньше 70 и целые деревни вдов — мужчины умирают совсем рано. Потому что тоже никого не слушают.

Старики из деревень, полностью разрушенных и деморализованных колхозами, не умеют нормально огородничать, но не хотят ничего слышать о грамотном земледелии и все работы совершают по газетному лунному календарю. А когда говоришь им, что эти календари сочиняют наугад молодые выпускницы журфаков, старики снова бурчат «Не учи меня!».

Наши старики не хотят слышать от молодых и прогрессивных детей о настоящих, а не телевизионных новостях. Когда грядут выборы, старики, которые по десять лет не выходят дальше дворовой лавочки, смотрят только «Поле чудес» и читают разве что программу телепередач, берутся поучать детей и внуков. «Бабушка длинную жизнь прожила — бабушка лучше знает». А что она лучше знает, если даже подпись свою ставить разучилась?

С детства меня настораживал постулат о безусловной правоте старших. Помню, читали мне советскую книжку, в которой молодая и, конечно, жестокая дочь, устав просить отца не чавкать и не швыркать за столом, отсадила его за другой стол. В книге такой поступок приравнивался к убийству.

А мне было непонятно, почему дед, который в этой книжке после еды встал и пошел в лес, спилил дерево, напилил досок, выстрогал их и сколотил табурет, не мог научиться нормально есть.

Непонятно было, почему он, судя по всему, находящийся в здравии и в рассудке (маломощный дурак дерево не повалит), имеет право портить всем настроение.

Я была во многих странах, как развитых, так и не очень. В странах современных, например в Европе, я не встречала столько самоуверенных стариков, которые ждут, что их за их возраст будут не просто любить, но еще уважать и прислушиваться. В таких странах тоже есть конфликт поколений. Но нет конфликта формационного. А у нас есть. Потому что молодые люди живут в мире знаний и опыта, а старики остаются там, где для безусловного положения в обществе достаточно просто дожить до старости.

Но ведь и дураки доживают до старости. Проблема патриархальных обществ в том, что при таком укладе дураков нельзя изолировать от принятия решений и воспитания детей. Передавая свои отсталые представления о мире детям, они тормозят развитие общества. И просто-напросто ему вредят. Если бы наши старики были более гибкими, менее спесивыми, если бы хотели учиться новому, дети сегодня росли бы куда более здоровыми, образованными и воспитанными. Они не запивали бы чипсы газировкой, не смотрели днями «Поле чудес» и шоу Малахова. И не повторяли бы вслед за бабушками «угурец» и «поехалите».

И, знаете, если бы наши старики перестали наконец противиться переменам, они бы и сами стали здоровее.

В словах «Не учи меня» скрывается много вреда и чудовищная опасность как для старика-самодура, так и для его семьи. Да-да, самодура, потому что нежелание кого-либо слушать, неприятие критики, уверенность в собственной правоте и в праве на лидирующую позицию — это и есть самодурство.

Старики-самодуры часто очень больны, потому что не хотят слышать о новейшем лечении, о важности профилактических обследований, о правильном питании. Думаете, кто в супермаркетах сметает с полок уцененные колбасы по 100 рублей, ведра майонеза и двухлитровые коробки ярко-оранжевого сока? Старики, которые не хотят слушать своих детей! Ну и люди предпенсионного возраста, идущие к старческому слабоумию с опережением графика. Позиция таких стариков очень непорядочная: я буду делать, что хочу, а ты меня потом лечи.

В России очень мало бабушек, которые в 70 лет могли бы самостоятельно жить и себя обслуживать. И уж совсем мало таких дедушек. В Европе старики водят машину, путешествуют, ходят на концерты, в театры, много гуляют, пишут в фейсбук. У нас бабушка 70 лет — это почти всегда дряхлая женщина с жидкими волосами, в полинялом халате и выцветшем платке. Она с трудом ходит, не может сообразить, как записаться к врачу, и жалуется, что у детей нет времени каждый день привозить ей свежий хлеб.

Беспомощный пожилой человек — это всегда для детей проблема. Как бы ты ни любил маму и папу, но необходимость каждый день за ними ухаживать угнетает.

Любой человек хочет иметь здоровых родителей. Но не любой родитель считает нужным об этом позаботиться.

В патриархальном обществе пожилые люди считают, что у них нет никаких обязанностей перед детьми. В том числе обязанности следить за своим здоровьем. В обществе существует правило безусловной любви, уважения и заботы о родителях. Поэтому мы получаем бабушек, которые исключительно из-за своей глупости и упрямства наживают себе диабет, одышку, астму и потом с чистой совестью ложатся на детей тяжелым бременем.

Чем дальше от мегаполисов живут старики, чем ниже уровень их образования, тем хуже они выглядят, тем больше болеют и тем медленнее соображают. Потому образованные более открыты новому, они чаще прислушиваются к детям и не склонны считать себя умнее других. Как итог — пенсионеры в Москве, Петербурге, в наукоградах выглядят моложе, здоровее, подтянутей. Они больше двигаются, у них много интересов, они доживают до старости в своем уме. А пенсионеры в глубинке рано начинают болеть и также рано впадают в слабоумие. Причиной этому становится как плохое питание, так и дурной характер.

Наши сегодняшние пенсионеры всю свою жизнь плохо питались. В советское время и в 90-е большинство людей откровенно недоедали. А в 2000-е годы, в годы условного изобилия, они уже вступили пенсионерами с устоявшимися привычками, нулевым представлением о здоровом питании, неумением готовить и полным нежеланием учиться. В итоге мы получили десятки миллионов людей, наевших себе болезни дешевой мусорной едой и передающих свои привычки внукам-правнукам. И страдают от этих недугов сегодня даже те, кто может себе позволить хороший рацион и медицину (например, благодаря финансовой поддержке детей).

Но бедность настолько прочно укоренилась в их культуре быта, что они не успевают изменить привычки.

Из-за самоуверенности и безусловного доверия собственному, как правило, нерелевантному, опыту пенсионеры наши порой и в достатке продолжают жить как бедняки. Видела в Лондоне эмигрантские семьи, где дети становились очень богатыми, покупали дома в центре Лондона, забирали туда престарелых родителей, которые и в Лондоне жарили плавающие в жире свиные котлеты и заказывали из России майонез. Тому же учили и внуков. Знаю как минимум двоих очень успешных людей: у них на счетах сотни миллионов, а дома их кормят сосисками за 150 рублей и супом из магазинных фрикаделек. Это стараются мамы миллионеров. Кто приготовит вкуснее мамы? А кто посмеет учить маму, как ей заботиться о сыне?

Кроме недоедающих в зоне риска по слабоумию находятся люди упрямые, гордые, своевольные. Потому что такие люди не умеют слушать других, не воспринимают критику и сами не склонны критически мыслить.

Одной из наиболее вероятных профилактик болезни Альцгеймера является регулярная умственная активность: чтение, изучение языков, настольные и карточные игры. Входят в число мер и споры, дебаты, в целом — регулярное столкновение мозга с новой информацией, ее осмыслением.

Но в патриархальном обществе старикам не нужно изучать новое, не нужно осмысливать информацию, не нужно прислушиваться к чужому мнению. Поэтому именно они — в группе риска. Упрямство и самоуверенность действительно делают человека глупым. Это не фигура речи.

И нет лучшего способа загнать пожилого человека в слабоумие, чем во всем ему потакать.

Поэтому в обществах с традиционной культурой так много дряхлых безумных стариков. Жители мегаполисов, особенно Москвы и Петербурга, просто не представляют, как плохо сохраняются пожилые люди в провинции и деревнях. Они просто их не видят.

Чтобы посмотреть на настоящую старость в России, достаточно приехать в приемный покой какого-нибудь крупного медцентра, куда привозят на лечение людей со всей страны. В клинику Святослава Федорова, например, в Петербурге или в клинику Гельмгольца в Москве. В петербургский центр имени Алмазова или в московский институт Бакулева. Там вы увидите толпы немощных стариков, которые не в состоянии сообразить, в какой им отправиться кабинет, которые при хорошем слухе не понимают смысла сказанного, потому что не могут воспринимать длинные синтаксические конструкции. У этих стариков трясущийся подбородок и шаркающая походка. Они держат в руках медицинские документы, и можно увидеть, что многим нет и 70. И почти всех привозят сопровождающие. Даже в районных поликлиниках много пенсионеров с сопровождением. Далеко не все в 70 лет способны сами дойти до врача. И ведь далеко не все те, кого на улицу выводят дети, больны тяжелыми недугами. Думаю, что большинство одряхлели из-за неправильного образа жизни. Иными словами, из-за своего упрямства.

Они всего-навсего не хотели прилагать усилия к тому, чтобы отсрочить беспомощную старость и не упасть на плечи детей. Не считали нужным. Наши люди поколения условно 45+ живут в обществе, где тебе не нужно заботиться о собственной старости. Да-да, именно так.

Они живут надеждами на детей. Детей и внуков рассматривают как приложение к стакану воды, который ждет их в старости. В их мире обязанность нести заботу о родителях не обсуждается.

Поразительно, как такая норма уживается в традиционных обществах с суровостью по отношению к детям. Осуждать наказание детей ремнем и грубостью у нас начали лет десять назад. И до сих пор в стране не сформировалась однозначная норма, что детей бить нельзя. Большинство людей, выросших до, условно говоря, середины 2000-х, были в России пороты и воспитывались в духе бессловесного подчинения родителям. И мне всегда было интересно, как у человека, который уверен, что ребенок будет обязан за ним ухаживать, поднимается рука этого ребенка бить. Ведь многие годы... да что там годы — столетия! — две эти нормы в России сосуществовали.

И мне казалось, что они парадоксальным образом существовали мирно, без больших издержек. Казалось до тех пор, пока я не попала впервые в дом престарелых. Знаете, а ведь там живут далеко не одни лишь одинокие или бездомные старики. И далеко не всегда в «деддома», как называют их сами пенсионеры, попадают люди из асоциальных слоев. Среди них много и таких, у кого есть дети и внуки, есть дома и квартиры, даже не по одной. Просто старики эти часто такие вздорные и упрямые, что не нужны своим детям даже и с квартирами.

Мы живем сейчас на кромке большого излома. Во времена, когда в одной семье соседствуют не то что разные культуры — разные формации.

Именно сегодня особенно очевиден конфликт поколений. Поколения современного, открытого новому, и того, что цепляется за патриархальный уклад как за единственную гарантию старости.

И пока молодые гадают, что последует за информационным обществом, пожилые уверены, что обладают безусловной правотой просто в силу возраста. Думаю, последнее поколение таких самоуверенных стариков вымрет лет через сорок. Это сегодняшние 45-летние. Вот тогда страна совершит резкий качественный рывок в развитии. В Европе, Северной Америке, где патриархальные мастодонты почти вымерли, старики двигают общество вперед так же, как и молодые.

А нас тормозят. Если мы хотим застать при своей жизни настоящие перемены, если хотим успеть увидеть Россию современной и прогрессивной, нам недостаточно сплотиться самим и сплотить молодых — нужно что-то делать с патриархальным укладом. Подтолкнуть его к выходу с исторической сцены. Смех смехом, но в этой стране не будет никаких явных перемен, пока бабушки повально кормят внуков чипсами и газировкой.

Новости и материалы
Врач рассказал о факторах риска развития аллергии у взрослых
Иммунолог Болибок: жизнь в городе повышает риск развития аллергии
В приграничном регионе РФ сбили украинский дрон
Dongfeng Honda покажет седан с шестью мониторами
Жена Николая Носкова о здоровье певца: «Мы следим»
Android 15 будет помещать в карантин потенциально опасные приложения
По всей территории Украины звучит воздушная тревога
Пашинян озвучил свою позицию по диалогу с Россией
В Санкт-Петербурге и Ленобласти появился временный снежный покров
На северо-востоке Украины произошел взрыв
В честь будущего ребенка российского фигуриста загорелось самое большое колесо обозрения Европы
Никита Михалков ответил словами Антона Чехова на вопрос об экранизации классики
В армии США объяснили необходимость помощи ВСУ нежеланием самим воевать на Украине
Звезда «Интернов» намекнула на второго ребенка
В Microsoft показали, как созданная нейросетью Мона Лиза читает рэп
Кремль назвал большой трагедией гибель военкора «Известий» Еремина
Беременная женщина погибла при обстреле со стороны ВСУ
На фоне успеха Fallout может выйти сериал по Diablo
Путин поручил обеспечить сельхозпроизводителей газом
Все новости