Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Когда водитель водителю враг

На днях ехала на такси по объездной. И поняла, что каждый раз, когда я еду по КАД или обычному скоростному шоссе, то перед заездами на эти шоссе замираю. Дело в том, что у нас всегда найдется водитель, который, заходя на шоссе с нескоростной дороги, не понимает, что едет медленней потока. Ты несешься со скоростью 110 км/час, а товарищ справа заезжает со скоростью 60 км и еще только разгоняется. Бывает, что с этой скоростью он встраивается как минимум в средний, а то и выруливает напрямую в левый, быстрый ряд. И те, кто едут в этом ряду следом, вжимаются в кресла, потому что резко тормозить на скоростной магистрали не хочется никому. А почему не хочется? Потому что никто никому на дороге не доверяет. Я, например, не уверена, что едущий следом водитель новенького седана успеет среагировать на торможение.

Я раз и навсегда пообещала себе не садиться в России за руль после первого же возвращения из долгого пребывания в Европе. Посмотрела на наши дороги и поняла, что они полны глупцов. У нас люди водят не просто грубо и опасно, но и глупо.

Посмотрите на наши пробки. В Лондоне, оказавшись впервые в жизни в пробке, не сразу поняла, что же меня удивляет. А удивительно было, что пробка медленно, со скоростью 3–4 км/ч, но двигалась. Никто не передвигался рывками, не перестраивается из ряда в ряд, едва завидев свободные два погонных метра дороги. Спросила тогда с непривычки водителя: «У вас все так культурно по пробкам ездят?» Он даже вопроса не понял. Как именно так? Разве можно иначе?

А у нас люди не соображают, что стартовать каждые 15 секунд неполезно и даже накладно. Что езда такая будет медленной и дорогой.

У нас и без пробок машины туда-сюда перестраиваются. В городах от перекрестка до перекрестка некоторые умудряются перестроиться в рядах по несколько раз. Полагают, что так быстрее. Когда присматриваюсь, всегда замечаю, что такие вот шмыгающие из ряда в ряд машины в итоге радикально далеко не уходят. Что это? Непонимание простой истины, что постоянное перестраивание сделает путь не короче, а длиннее? Что чем больше таких «шашечников», тем медленнее движется поток? Или это — всего лишь нервы?

Я живу за городом, на машине даже и в деревне передвигаюсь редко. В город, в Санкт-Петербург, и вовсе выезжаю на ней несколько раз в год. И каждый раз, еще не съехав с объездной, переполняюсь как злостью, так и жалостью к нашим людям. Мне искренне жаль этих бедолаг, что изо дня в день, из года в год проводят часы своей жизни в пробках. Если ты живешь на окраине или в дешевом пригороде, а работаешь на другом конце города, то в нервной спешке проводишь минимум 10–12 часов своей жизни еженедельно. Понятно, что такие люди очень дорожат каждой минутой, вырванной у дороги. Поэтому все спешат, обгоняют и кричат друг на друга. Общая нервозность приводит к беспорядочному движению и сплошной ненависти на дорогах.

Стоит хотя бы половине водителей успокоиться, как пробки в час пик поедут быстрее. Но нет, они, наоборот, нервничают, сигналят, обгоняют и кричат друг на друга матом.

Люди так измотаны дорожным вопросом, что кричат даже на пешеходов. Кого из вас хотя бы раз за последние годы не обругали из окна автомобиля? На меня, например, никогда не сыпалось на дороге столько ругательств, как во время беременности и после родов: что с животом, что с коляской я передвигалась медленно. Немного зазеваешься на светофоре, застрянешь над бордюром, пойдешь на мигающий зеленый — тут же доносится: «Куда прешь?», «Шевелись!».

Это обладатель красной толстой рожи кричит из окна новенького хетчбэка, на котором потом и кровью написано: «Меня купили в кредит на последние деньги и нервы».

Нервничают наши люди на дорогах с каждым годом не только все сильнее, но и дольше. Время пробок понемногу отодвигается. На ранний час с утра и на более поздний вечером. Это значит, что люди больше работают. И меньше отдыхают.

Разумеется, что таким нервным заработавшимся хозяевам кредитных машин я не доверяю. В городе стараюсь ездить общественным транспортом. Так не только удобнее (не надо искать парковку), ответственнее (считаю, что каждый, кто может себе позволить отказаться от автомобиля, должен это сделать немедленно), но и спокойней. Ехать постоянно в потоке нервных и не очень умных людей для малоопытного водителя, который садится за руль не каждый месяц, тяжело. Семейная поездка на машине в Санкт-Петербург становится жутким испытанием. После такого приключения я чувствую себя так, словно два часа провела не в собственной машине, а на заполненном пьяными фанатами стадионе.

Когда я вижу на встречной полосе двухполосной загородной дороги вереницу машин, прошу сразу сбавить ход и немного прижаться к обочине — я знаю, что из цепочки в пяти-десяти автомобилей кто-нибудь обязательно пойдет на обгон и выскочит на нашу полосу. И успеет ли заскочить обратно, неизвестно. Можно, конечно, положиться на здравомыслие обгонщика, но я не полагаюсь. А как им доверять?

Наши люди на двухполосных загородных дорогах часто попадают в аварии, потому что не понимают, что если на их полосе в течение полукилометра обгон запрещен, то для встречной полосы он разрешен и оттуда может выехать машина. Нет пространственного и перспективного мышления. По этой же причине у нас стоящего в правом ряду велосипедиста или мотоциклиста жестами и даже криками часто спрашивают, куда он поворачивает, хотя поворот из этого ряда для всех один. Не мигает поворотником — значит, непонятно. Люди не успевают за несколько секунд вспомнить ПДД и сориентироваться. Понимаете? Не успевают!

Когда ездила по городу на велосипеде, страдала от другого вида дураков: стоя на аварийке, порой уже вторым рядом, они неожиданно открывают дверь. Например, решают вытряхнуть коврик.

Им в голову не приходит, что в этом время на полной скорости мимо них едет велосипедист или, того хуже, автобус. Однажды я, уворачиваясь от внезапно открывшейся двери, насмерть сбила кошку. В другой раз — разбилась сама (трещина ребра) и разбила велосипед. Третьему такому дураку своим велосипедом открыла дверь в противоположную сторону.

С пересаживанием на велосипед для меня люди открылись совсем по-другому. Насколько грубо и глупо ведут себя наши водители, я поняла только в качестве велосипедиста, который, как и подобает, ездит по проезжей части, а не пугает пешеходов на тротуаре. Первая новость, с которой сталкиваются все велосипедисты, заключается в том, что наши люди — и водители, и пешеходы — велосипедистов боятся, не понимают и ненавидят. Водители массово не знают, что велосипедист должен на дороге вести себя как полноценный участник движения. Не знают, что он подчиняется почти без исключения тем же правилам, что и автомобилист. Часто водители не просто кричат тебе в окно, чтобы ты съезжал на тротуар, но и могут для этого даже остановиться и выйти из машины.

Велосипедистов не любят просто за то, что они есть. Ты только выезжаешь на проезжую часть, а тебе уже сигналят. Ты раздражаешь их сам по себе. Потому что водители не знают, как вести себя с велосипедистом.

В России, даже и в небольших городах, уже очень много велосипедистов. Но единицы из них выбирают велосипед как альтернативу моторному транспорту. Потому что по тротуарам ехать долго и неудобно, а по дорогам — страшно. И никакие велодорожки, никакая инфраструктура велосипедная, никакая удобная система аренды не заставит людей массово пересесть на велосипеды, потому что не будет главного — безопасности на дорогах. Безопасности если не от аварии, то хотя бы от грубости. Люди пересядут на велосипеды, когда автомобилисты начнут считаться с ними на дороге. А пока многие водители, видя велосипедиста на дороге, просто про него забывают.

Поэтому у нас в порядке вещей внезапно затормозить на длинном участке дороги. Резко перестроиться. Встать на аварийке у магазина, и, пока жена бегает в магазин, стоять возле машины, прямо на проезжей части, и разговаривать. Припарковаться перпендикулярно бордюру, с половиной кузова на тротуаре. При такой филигранной парковке велосипедисту не объехать машину ни на дороге, ни на тротуаре.

У нас пешеходы ходят по велосипедным дорожкам не потому, что забывают, для чего они, — люди просто уверены, что их все объедут.

Они не понимают, что разогнавшийся велосипедист может не суметь остановиться или свернуть. Часто идут по дорожке целой семьей: мама, папа, по центру, держась за руки, будто натянутая струна, малыш. Семья растягивается во всю дорожку, чтобы никто другой точно не прошел.

Так же ходят и по тротуарам. Компания больше двух неизменно вытягивается во фронт — не то, что велосипедист не объедет, их и пешеход не обойдет. На замечания реагируют, как правило, грубо.

Это какой-то глубинный комплекс, связанный с отсутствием у человека своего места. Наш человек, где бы ни появился, стремится занять как можно больше места.

В автобусе — рассесться на двух сиденьях. В метро даже и при давке — расставить пошире ноги. На дороге — ехать ровно по середине двух полос, чтобы не появилось соседей.

Наших людей очень хорошо видно за границей и сейчас, спустя 30 лет после падения занавеса. Они все еще не могут привыкнуть к спокойному вождению. Да, в Европе они научились не обгонять без дела, не ехать на красный и не мельтешить туда-сюда по рядам, потому что за это моментально штрафуют. Но российских водителей неизменно можно узнать по тому, как они едут по границе двух полос, как на двухполосном загородном шоссе всегда движутся впритык к встречной полосе, будто бы приготовившись к обгону. Еще наши граждане, вырвавшись на отдых, любят гудком подогнать неторопливого пешехода или слишком осторожного водителя. Видимо, штрафы за пустые сигналы в черте города приходили пока немногим.

Несколько раз за свою жизнь слышала, как наши мужчины хвастаются тем, что их в Европе опознают как русских даже в машине. Один товарищ мне написал, что европейки безошибочно вычисляют русских мужчин, потому что те, дескать, ухоженны, хорошо одеты и прекрасно себя ведут. Говорит, подъехал к магазину, вышел из машины, а меня русские эмигрантки с восторгом встречают: «Ооо, да вы русский!» Не поверил товарищ, что русских в Европе узнают чаще не по стильной обуви, а по манере вождения.

Ездить у нас стали лучше. Я за год с небольшим семейной езды видела лично только одну аварию. Обгоняют нагло все реже. На суетливо перестраивающихся между рядами «шашечников» презрительно фыркают все чаще. И даже пропускать велосипедистов начинают. Но до цивилизованного вождения нам еще далеко. Поэтому я пока предпочту за руль в России не садиться. И вообще автомобильного транспорта избегать — уж слишком страшно на наших дорогах.

Новости и материалы
В Палестине утвердили состав нового правительства
Зеленский заявил, что ВСУ не смогут отразить крупное наступление РФ
В Ингушетии подростки на Lada устроили дрифт у Вечного огня
Овчинников высказался за ужесточение лимита на легионеров в РПЛ
Лавров прокомментировал легитимность президентства Зеленского
США продадут Польше авиационные ракеты JASSM-ER, AMRAAM и AIM-9X
Макрона предупредили об ответе России при отправке войск на Украину
Mercedes-Benz признали виновным в занижении данных о выбросах автомобилей
Экс-разведчик США рассказал, почему Украина может не удержать контроль над Харьковом
Двоих россиян наградили за мужество при спасении людей из «Крокуса»
Пикетчики у посольства РФ в Аргентине издевались над пострадавшими в «Крокусе»
Стало известно, что может помешать «Краснодару» сохранить второе место в РПЛ
Валерия назвала «Крокус» лучшим залом Москвы и призвала восстановить его после теракта
Уфимец повис на балконе, спасаясь от пожара в многоэтажке
Ученые выяснили, что алкоголизм разрушает тормозные сети мозга
В Новосибирске пройдет «Супердискотека 90-х»
Бывший глава EA Russia возглавил издателя Atomic Heart
Рада Украины закончила работу в марте, не приняв на последней встрече ни одного документа
Все новости