Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Школа выбора

Недавно я ходила с племянницей на день открытых дверей в одну новую московскую школу. Эта частная гимназия, для которой построено новое сногсшибательное здание, набирает учащихся во все классы. Здание действительно впечатляет — таких просторных, красивых и светлых школ я еще не видела. Какие там пространства! Для обучения естественным наукам оборудованы лаборатории, для занятий искусством — мастерские, для танцев и музыки — залы, для спорта — бассейн и спортзал, есть и библиотека — для занятий гуманитарными науками. Отличная современная столовая, где совсем не пахнет рыбой и капустой, а еда красиво сервирована в дизайнерском антураже.

Неудивительно, что, несмотря на весьма существенную плату, в эту школу обращаются множество родителей, желающих отдать туда своих детей. Нас было более двухсот, и сначала, поделив на группы, всех провели по школе, показав и рассказав про методы и возможные направления обучения. А потом директор, собрав всех разом, стала объяснять про то, что они хотят получить от родителей и почему не каждый родитель и не каждый ребенок годятся для их школы.

Основа воспитания и обучения в этой специально созданной для новационных методик школе — выбор. Свободный и осознанный. То есть все — от обучения до питания — сделано так, чтобы у ребенка была возможность выбрать: что ему есть на обед, чем заниматься после основных уроков, как проводить свободное время, что изучать во время обязательных занятий. Конечно, ему помогают, в отличие от обычных школ, где на сорок человек один классный руководитель, в этой школе воспитатель объединяет группу около десяти-двенадцати детей, за которыми он следит, с которыми дружит, советует им индивидуальные стратегии, а при необходимости включает сигнал тревоги. Но вот что важно, и о чем специально очень подробно говорила директор — выбор всегда остается за ребенком.

Если родители считают, что выбирать должны они — чем заниматься, что изучать —, то они пришли не туда.

«Действительно, бывает так, — говорила директор, — что дети хотят заниматься макраме и кино, а родители требуют второй иностранный язык и скрипку. В этих случаях мы всегда на стороне ребенка, а не родителя».

Многих родителей это сразу повергает в шок. Как так? Мы лучше знаем, что нужно нашим детям, что пригодится им в жизни, что сделает их счастливыми, а нас спокойными.

Нет, отвечают им сторонники школы выбора, это неправильно. Если в детстве не научить ребенка выбирать самому и отвечать за свои решения, он не сможет справиться с вызовами нового мира. Да, вполне возможно, родитель видит будущее иначе, но жить-то не родителю, и не ему учить постылый сейчас испански, или пилить на скрипке, лишаясь естественных и важных вещей — удовольствия от обучения, любопытства, и, самое главное, удовлетворения от успехов. Учеба из-под палки, традиционная для всех обществ, имеет одну главную мотивацию — наказание — и не учитывает такого мощного двигателя, как естественный интерес и желание развиваться.

Конечно, ученики школ выбора все равно должны заниматься основной программой, это неизбежно, но помимо нее, вне общеобразовательной базы, они свободны. Другое дело, и школа этому тоже учит, что свободный выбор всегда идет в паре с ответственностью за него: выбрал 3D-моделирование, попробовал, не понравилось, можешь поменять, но только один раз за семестр. Если и в другой раз ошибешься — пеняй на себя, все равно будешь продолжать занятия. Выбор должен быть осознанным, он связан с умением планировать цели, достигать результатов и видеть издержки.

«Ни одно дополнительное занятие я детям не навязываю, — рассказывает мама двух учеников из этой школы. — Старшая дочь, например, занимается брейк-дансом, игрой на барабанах и программированием, потому что она этого хочет, и не мое право давить. Младшая ходит на танцы, а теперь решила еще и петь».

Не каждый родитель к этому готов. Тем, кто считает, что на уровне пятого или седьмого класса ребенку еще рано давать такие полномочия, точно не нужно отдавать детей в эту школу. А родители, готовые принимать участие в выборе детей, только когда это необходимо, например, в ситуации кризиса, получают возможность воплотить свои мечты, как говорит одна из родительниц: «Я реализую со своими детьми то, чего у меня не было в детстве, — свободу выбора. И не задумываюсь, кем бы я хотела их увидеть».

Увлечение выбором тоже уязвимо. Дети реально от выбора устают — потому что куда легче плыть по кем-то выбранному руслу, не напрягаясь в определении цели и способов ее достижения.

А им предоставляют это нелегкое право на всех этапах — даже в столовой, где выбор осуществляется между равнополезными, но тем не менее разными продуктами. Это сложная душевная работа — выбирать и нести ответственность.

Выбор – это ведь еще и отказ от части возможностей. Выбирая футбол, отказываешься от хоккея, сам лишаешь себя части прекрасного и, возможно, привлекательного будущего. Выбирая, человек травмирует свое воображение, тем более что последствия выбора могут быть для него по сути скрыты.

Это все непростой вопрос. Просто выбирать, если, как героиня Раневской в фильме «Подкидыш», предлагают : «Девочка, что ты хочешь, чтоб тебе оторвали голову или ехать на дачу?» Сложнее, когда взвесить нужно многое — и свои желания, и возможности, и проекцию будущего. Понятно, что нагрузка повышается.

Сейчас в современном искусстве идет постоянный тренинг зрителя, современные выставки и спектакли предполагают публике свободу интерпретаций, свой выбор маршрута, но люди очень сильно этому сопротивляются, им удобней, комфортней, когда известно, что именно надо видеть, что почувствовать, как отреагировать.

Сегодня, в сущности, основной конфликт в мире проходит именно между трудной свободой выбора и комфортом навязанного сверху, авторитетами, властью, традициями. Выбирать реально тяжело. Принимать устойчивое и заранее для тебя проверенное приятно. Понятно, что большинство предпочитает не напрягаться.

Мышца свободы выбора одрябла. Она не тренирована и не в тонусе. Старея и слабея, люди обычно отказываются от выбора, предпочитая знакомые ситуации, обстановку, состояние.

Но и молодым зачастую удобнее знакомое. Вот, например, в родительском чате пишет мама школьника из Краснодара: «У нас учительница не разрешает на переменке в коридор выйти. Только по необходимости. А то «их старшеклассники затопчут, они там все бегают, вы же сами будете недовольны». И на перемене не бегать, естественно, и ходить поменьше. Перед каникулами советовала купить «очень хороший тренажер по математике». Примеров по 40 в столбике, берешь и решаешь, один за одним. На время. А нам так ее рекомендовали, так хвалили».

Люди действительно разные, и то, что годится одним, трудно переносят другие. Кому-то ходить по плацу — отличная тренировка, кому-то — потеря времени. Хорошо, что пока еще есть выбор.

Новости и материалы
Пенсионерка, оставшаяся без денег, ограбила с пистолетом банк
В Челябинске перенесли концерт Jony
Россияне стали чаще интересоваться речными круизами
Инсайдер показал все четыре модели iPhone 16 спереди и сзади
Путин призвал россиян работать над созданием уникальных сервисов и технологий
Путин призвал российских бизнесменов принять участие в ПМЭФ
Россиянке отрубило часть руки на производстве
Сальма Хайек опубликовала фото со своей свадьбы
Путин высказался о темпах роста ВВП
Путин заявил, что Россия столкнется с нехваткой кадров в ближайшие годы
Стало известно, сколько российских пенсионеров продолжают работать
Врач назвала три полезные сезонные ягоды
Врач Терентьева рекомендовала россиянам чернику, голубику и клюкву
Xiaomi начала продавать дешевый 2K-монитор Redmi A27Q
Путин заявил о развитии российской экономики по новой модели
Пластический хирург объяснил, как делают кубики пресса
В РФ возбудили дела по возврату в госсобственность некоторых активов
Путин заявил, что в России держится рекордно низкая безработица
Путин прибыл на съезд Российского союза промышленников и предпринимателей
Все новости