Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Отраслевая зона, а не налоговая гавань

Могут ли в России зоны быть свободными? Одним из способов выполнения президентского поручения об ускорении темпов роста Минэкономразвития объявило возвращение к идее особых экономических зон. В первоначальной программе министерства Грефа такие зоны значились, однако были вымараны в ходе правительственных прений и согласований. Теперь реформаторы вновь вернулись к своей идее. Помогут ли СЭЗы удвоить ВВП? Комментарий известного экономиста Леонида Григорьева специально для «Газеты.Ru».

Я думаю, что особые экономические зоны — вещь важная и полезная. И весь мир, а особенно страны с уровнем развития, близким к нашему, — с ВВП до $5 тыс. на душу населения, успешно их используют.

Не стоит особенно рассчитывать, что зоны резко изменят ситуацию во всей стране и приведут к тому, что темпы роста вырастут с 6 до 8%.

Хотя это, конечно, хороший пиар зонам. Но, в принципе, это инструмент другого масштаба и другой цели. Мы видели ускорение экономического роста в результате работы зон в районе Шанхая в Китае, фактически и Гонконг был такой зоной. Но это очень специальные организации, которые требуют очень сильного государства, которое может контролировать большую часть контрабанды.

::: Зоны создаются для двух целей. Во-первых, для того чтобы развить какой-то район, который невозможно развить другими способами. Вопреки нашим представлениям о гомогенности и либеральности США такие зоны с налоговыми льготами есть внутри Соединенных Штатов — там, где положение сочли бедственным. Специальные зоны с льготами и инфраструктурными грантами есть внутри объединенной Европы. Инфраструктурные гранты — это мера из той же суммы идей. Строго говоря, к этой же сумме идей примыкает СРП. Если невозможно добывать нефть в каком-то отдаленном регионе, то применяют вот такой способ. К этому типу зон может относиться Калининград.

Вторая цель создания особых зон — это развитие высоких технологий. В такой зоне есть определенная отраслевая направленность, скажем, hi-tech. В этом смысле вся Ирландия была сделана некой специальной зоной, но по hi-tech. Или были сделаны специальные районы для развития Hi-tech в Индии. В принципе, эти зоны должны быть небольшими, и там, помимо налоговых льгот, есть еще два инструмента, о которых у нас обычно все забывают и поэтому идея гниет на корню.

Для развития hi-tech нужны не столько льготы, сколько чрезвычайно упрощенная, абсолютно простая и прозрачная система административного регулирования.

Индусы при всей своей тяжелой бюрократии сделали исключительно простыми правила использования льгот для этих зон. Еще более простые правила были созданы в Ирландии.

Для того чтобы зона работала, в нее должны быть вложены хоть какие-то деньги. Это инфраструктура, это дороги, легкость и невысокая цена аренды помещений, связь — в общем, не голое поле.

Одной из вечных идей остается особая зона в Шереметьеве.

Если государство стимулирует людей к определенным видам деятельности и защищает от бандитов (причем от бандитов в широком смысле, всех видов — и государственных, и негосударственных), то зоны начинают производить что-то, давать занятость и доход.

Естественно, они меньше платят, и зоны минфины не любят во всех странах. Надеяться, что Минфин полюбит свободные зоны для hi-tech, — это безнадежное дело. Скорее Минфин отменит налоги, чем полюбит их неплательщиков. Кроме того, если особые зоны превращают просто в налоговую гавань типа Ингушетии или Калмыкии, то все оборачивается просто уходом от налогов. Нельзя это делать в виде налоговой гавани. В налоговую гавань она превращается в случае, если нет ограничений на регистрацию. Должен быть введен определенный тип деятельности. В Ирландии можно было зарегистрировать предприятие в Центральном банке как производителя hi-tech и получить налоговые льготы. В Индии это относилось к программному обеспечению.

Если же, как у нас, вводить зоны и одновременно бороться с промышленной политикой, тогда зона освобождает от налогов всех. У нас борьба с промышленной политикой привела к таким результатам.

Возражения, что особые экономические зоны, так же как СРП, — это для неразвитых стран, являются полной ерундой. У нас ВВП $2,5 тыс. на душу населения. В Словении — 15, в Латвии — 3,5. Мы что, развитые?

И, как бы ни крутились, особый экономический режим так или иначе будет в Калининграде. Для hi-tech естественным местом зон будут районы нескольких крупных технических университетов, где на базе традиционно высокого образования и наличия подготовленных кадров будут этим заниматься.

Мы пишем это все 15 раз. Зоны периодически вносят и выкидывают. Я вписывал положения о таких зонах в программу привлечения иностранных инвестиций, одобренную правительством 17 июля 1992 года. Там все это уже было написано. Тогда я боролся против превращения почти всей страны в свободную зону, была тенденция выделять целые регионы, фактически полстраны. Одновременно я предлагал создавать маленькие зоны и развивать то, что можно развивать. Экспортные производства, hi-tech, средний и малый бизнес.

Если же говорить о механизме ускорения, то повод и причина — это все-таки разные вещи. Я говорю, в каких случаях могут создаваться особые зоны, а подо что их всунули в программу — это уже дело десятое.

Что касается удвоения ВВП, то я думаю, что это иллюзия. Слова президента, скорее, надо воспринимать как сигнал, что над этим надо работать. Как сигнал — это хорошо. Выполнима ли задача этими методами или какими-то другими — это еще большой вопрос. Свободные экономические зоны в этом направлении ничего не сделают. Это долгоиграющие проекты для других целей.

Если мы наладим хорошие зоны, то они начнут действовать через пять лет.

К этому времени период приказного ожидаемого удвоения уже пройдет. Если бы начали делать в 1992 году, то, может быть, сейчас они на что-то и влияли бы. Я очень рад, что через 11 лет снова вернулись к этой идее.

Подготовил Евгений Натаров

Новости и материалы
Легенда «Локомотива» заявил, что Джикия нужен команде
В Минобороны Украины объяснили процесс вручения повесток
В «Крыльях Советов» признали слабость «Зенита»
Израиль и ХАМАС пристановили переговоры по обмену пленными
Ведущий «Модного приговора» назвал мужским трендом цвет, на который всегда делают наценку
Роза Сябитова рассказала, как поднимает себе самооценку: «Гордись, ты молодец»
Женщина сильнее мужчин подвержены негативным эмоциям, выяснили ученые
Житель Норильска спас ребенка и был ранен, когда обезвреживал убийцу соседки
Парламент Грузии может отменить вето на закон об иноагентах
Пилотные зоны 5G появятся во всех российских регионах к 2030 году
Названы три лучших iPhone, которые можно купить в 2024 году
Только пять матчей последнего тура РПЛ пройдут с VAR
На Украине мужчина напал с ножом на военкома
Ольга Бузова сравнила себя с принцессой Дианой: «Меня не принимали»
Президент Болгарии охарактеризовал покушение на премьера Словакии
Звезда «Голоса» Бубнар впервые появился на телевидении после избиения пылесосом
Сломавший 38 костей Джереми Реннер заявил, что засыпает на съемках
Ученые выяснили, что кишечные бактерии влияют на решения человека
Все новости