Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Келья космических медсестер

Спектакль «Монастырь»

Норвежский режиссер Йо Стромгрен привез в Москву скандальный спектакль о женском католическом монастыре – неполиткорректный опус на тарабарском языке, провоцирующий протесты церковной общественности.

Компания Стромгрена выступает в столице в третий раз — ее полюбили организаторы фестиваля NET («Новый европейский театр»), который нынче проходит в Москве. Они уже привозили «Госпиталь» того же автора — историю про трех медсестер, медленно сходящих с ума от скуки в стенах замызганной больницы без пациентов. Теперь показывают «Монастырь» — историю трех полубезумных монахинь, запертых в забытой богом обители вдали от урбанизма.

Так вот, этот «Монастырь» — клон того «Госпиталя». Режиссеру, видимо, интересно из раза в раз изучать возможности психологической совместимости: что будет, если запереть небольшую группу людей в маленьком помещении при минимуме связей с внешним миром? На чем могут (или не могут) продержаться их благие намерения — ведь люди уединяются с какой-нибудь целью, а не просто так?

В «Монастыре» ни на йоту не меняются театральные решения «Госпиталя».

Снова трагикомическая клоунада с определенным набором приемов, где-то в промежутке между заведомой мрачностью Кафки и мистическим оптимизмом Честертона. Похоже на номер коверных в цирке или на эпизод в комическом немом фильме: знаешь точно, что в следующий момент герой залепит другому тортом по физиономии. Если вы давний зритель норвежской компании — вам может стать скучно. От предсказуемости. Но, попав на Йо Стромгрена впервые (спектакль показывают в Театре наций), скучать точно не придется, если учесть занятность режиссуры, в которой эпизоды мелькают стремительно, как картинки в калейдоскопе, а свет на сцене зажигается и гаснет со скоростью кометы.

Спектакль начинается с грозы. Пока гремит гром и сверкают молнии, зрители определяют для себя, что это — явление природы или гнев Господний. Монахини вкручивают перегоревшую лампочку и под звуки Моцарта накрывают на стол, исподтишка жадно хватая с тарелки куски хлеба. Отношения девиц распределяются как в фильме про хорошего и плохого следователя: одна наивная, истово верящая, и две циничные, осмеивающие веру наивной. Режиссер исследует торжество первородного греха и постепенный уход смысла, ради которого эти женщины собрались. Он знает, что скандалы, истерики и унижения — цена подавления потребностей. И не боится провокационных сцен: без провокации не обойтись, если дух просит одного, тело — другого, а голод физический незаметно переходит в голод духовный.

Эти монахини моют посуду в той же воде, над которой молились, кровью с разбитой коленки выводят стигматы на ладонях, а хлебные горбушки припрятывают в трусах, так что женские фигуры становятся мужскими.

Смешно, когда девы сначала вторят сакральной «Лакримозе», а потом подпевают эстрадной песенке, несущейся из радиоприемника. Еще смешнее, когда наивная ликует, воображая, что букет в горшке мгновенно вырос по воле Божьей из только что посаженного семечка, а ее товарки хохочут, потому что они тайком воткнули в землю готовые цветы. Но к концу становится ясно, что суть спектакля не в иронии над христианством. Скорее, наоборот. По Стромгрену, недостаток веры так же чреват последствиями, как недостаток хлеба и воды. И поможет ли надежда на чудеса, которых отчаянно ждут, а они всё не случаются?

Излюбленный прием театра Стромгрена — смесь некоего простецкого танца, бытового жеста, пения и речи. У него играют обученные пластике драматические актрисы с хорошими голосами. По воле режиссера они много говорят, и зрителю кажется, что он вот-вот уловит смысл слов или хотя бы язык общения. Весь спектакль публика гадает:

«Норвежский? Немецкий? Нет, точно один из скандинавских языков. Но с вкраплениями английского?»

На самом деле героини говорят на тарабарском. Это принципиальный ход режиссера, из спектакля в спектакль придумывающего «язык» на основе какой-нибудь региональной культуры. В «Монастыре», в частности, симулируется бернский диалект швейцарских немцев.

Режиссер не просто придумал псевдоязык как идею «для смеха». Стромгрен хорошо знает, что люди общаются интонациями, а не словами. Он поместил тарабарщину в такие эмоциональные рамки, что смысл лихорадочных монологов и диалогов вычленяется моментально. Через словесную белиберду становится ясно, что языков на свете много, а фобии у людей повсюду одни и те же и человек — пленник собственного несовершенства. Тема эта в принципе рассчитана на вечность, и, если Стромгрену не наскучит, можно поставить спектакль «Шаттл». О трех космонавтках, запертых в жестянке с невесомостью во время межзвездного перелета. Страдания от клаустрофобии, мертвечина каждодневного ритуала, одни и те же надоевшие лица изо дня в день плюс действие парадоксов Эйнштейна. Чем не сюжет для театра?

Новости и материалы
Экс-игрок «Байера» пожелал Миранчуку хорошей игры в финале Лиги Европы
Стало известно, когда Евросоюз утвердит решение по доходам от активов России
Байден не счел происходящее в Газе геноцидом и отверг обвинения МУС в адрес Израиля
Стало известно, что уничтожит мотивацию «Краснодара» в борьбе за титул
РПЛ призвали расширить до 18 команд
На Тайване назвали сумму финансовой поддержки Украины
Россияне рассказали, какие вредные привычки коллег раздражают их больше всего
Стало известно, от чего будут зависеть перспективы Цыплакова в НХЛ
Россияне снизили досрочное погашение ипотеки до минимума
Небензя призвал международное сообщество надавить на Израиль и США
«Спартаку» предрекли чемпионство под руководством нового тренера
В России предложили внести препарат «Тапентадол» в список наркотических средств
Зеленский признался, что его беспокоят заявлениях республиканцев по помощи Киеву
Головину предложили перейти в «Манчестер Сити» на замену Де Брейне
Небензя заявил, что Запад снял маски, проголосовав в СБ ООН против резолюции РФ по космосу
Футболиста «Зенита» похвалили за вклад в мировой футбол
В Великобритании заявили об «угрозе» России для Фолклендских островов
Россияне скупают один из популярных в США кабриолетов перед летним сезоном
Все новости