Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Как вынести легкость бытия

Обзор выставки «Меняющийся мир – запечатленное время»

Стена рухнула, жизнь переменилась, Запад сошелся с Востоком – и что это все означало? Методами художественной социологии пытается постичь посткоммунистическую действительность выставка «Меняющийся мир – запечатленное время», устроенная в ГЦСИ немецким Гете-институтом.

Двадцатилетнюю годовщину падения Берлинской стены отмечают во многих странах и самыми разными способами. Хотя до символической даты остается больше двух месяцев, международной общественности не терпится осознать последствия того тектонического сдвига, который был ознаменован событиями ноября 1989 года. В частности, Гете-институт в связи с грядущим юбилеем организовал передвижную выставку, где акцент перенесен с геополитики на частную жизнь. Идея приблизительно такова: изменились не только очертания государств на карте мира, но и личные обстоятельства миллионов людей, их идеалы, умонастроения, среда обитания и т. п. Куратор Юле Ройтер взялась за отражение подобных перемен, базируясь на фото- и видеоискусстве из стран бывшего СССР.

Выбор художественных медиа понятен: фото и видео могут одновременно исполнять роли изобразительных техник и документов, что удобно для аналитического подхода к теме. А вот география получилась несколько странной – отчего-то за кадром остались все участники Восточного блока, кроме ГДР и Советского Союза. Вероятно, устроителям не хотелось ограничиваться сугубо европейскими рамками, они с явным интересом обратили взор на Кавказ и в Центральную Азию, пожертвовав чехами, венграми и поляками. Соответствующим образом проложен и гастрольный маршрут экспозиции. Ее уже показали в берлинской Академии художеств, а вслед за Москвой показы пройдут в Петербурге, Минске, Киеве, Тбилиси, Ташкенте, Алма-Ате и Бишкеке.

Выставка получилась по-немецки аккуратной, с внутренними рифмами и некоторой кураторской отстраненностью от материала.

Можно с уверенностью сказать, что никто из зрителей на постсоветском пространстве душу здесь не надорвет и глаз не выплачет, хотя встречаются в экспозиции и вполне трагические сюжеты – например, фотосерия «Жертва» Ирины Абджанидзе, методично представляющая семейные интерьеры с висящими на стенах портретами молодых грузин, погибших при разных обстоятельствах. И все же скорбные ноты не выбиваются из общей аранжировки. Эстетство тут важнее голой драмы. Скажем, когда Виктор Марущенко снимает репортаж о нелегальных шахтах Донбасса (цикл Dreamland Donbass), он скорее играет в кинематограф и музейную живопись, чем документирует реальный кошмар. И съемка киргиза Шайло Джекшенбаева со взломанным асфальтом на площади Ленина в Бишкеке – всего лишь красивая метафора перестройки.

Упомянутые внутренние рифмы прочитываются легко и сразу.

Вот восточный немец Кристиан Борхерт сопоставляет семейные портреты, сделанные с разницей в десять лет – до и после объединения Германии. А вот казах Ербосын Мельдибеков дублирует кадры семейной съемки на городских площадях – те же персонажи оказываются в прежнем пространстве, но уже с другим идеологическим наполнением, вплоть до новых изваяний на былых постаментах. Тема семьи во времени вообще оказывается на выставке главной, будь то старые снимки с исчезнувшими лицами героев (серия белорусского художника Игоря Савченко) или ностальгические хроники, воспроизведенные москвичом Владимиром Куприяновым на целлулоиде и проглядывающие сквозь друг друга в экспозиционном пространстве. Частное и даже интимное норовит перейти в притчу, что особенно доходчиво выражено в фотографической истории немки Тины Бара, которая когда-то, в гэдээровские времена, принимала участие в сходке прогрессивных нудисток, а через много лет встретила свой портрет в стиле ню на обложке выставочного каталога. Оказалось, что та фотосессия на природе была конфискована сотрудниками «Штази», отслеживавшими всякую оппозиционную активность, потом эти кадры перекочевали в чужой художественный контекст, а еще потом Тина Бара созвала прежних подруг на то же место у озера, чтобы с учетом исторического опыта заново осознать свою молодость... Могло бы получиться артхаусное кино, а вышел экспонат художественной выставки. Тут и в целом все лежит в зыбкой области между социологией и искусством. Пожалуй, социологии больше, зато искусство настырнее.

Новости и материалы
В московском ресторане произошел сильный пожар
Минэнерго Запорожской области назвал причину отключения света
ХАМАС раскритиковал Международный уголовный суд за его ордера об аресте
Названы полезные для здоровья заменители оливкового масла
Небензя напомнил посредникам об окончании срока полномочий Зеленского
В Турции допустили, что система сигнализации у вертолета Раиси была отключена
Продюсер заявил, что Шнуров «подложил свинью» на «Новой Фабрике звезд»
США попросили открепить Морозов из сборной России по фигурному катанию
На Украине объявили об ограничениях в потреблении электроэнергии
Казахстан ратифицировал протокол о транзите российской нефти в Китай
Стали известны место и дата церемонии прощания с президентом Ирана Раиси
Малогабаритные квартиры теряют спрос на фоне отмены льготной ипотеки
Названы люксовые авто, которые предпочитают богатые россияне
Журналистка Баязитова вернулась в Москву
Экс-вратарь Березовский о «Динамо»: по-человечески их уже жалко
Игрок «Крыльев» отрицательно оценил свой сезон в РПЛ
Немецкий летчик предположил, что вертолет президента Ирана мог врезаться в гору
Участники СВО смогут воспользоваться «Дальневосточной ипотекой» с 1 июня
Все новости