Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Пастор» прокладывает лыжню

Итоги «Премии Кандинского»

Итоги Премии Кандинского за 2009 год: Гран-при получил концептуалист Вадим Захаров, медиа-проектом года назван «Крити-поп» Чернышева и Шульгина, лучший молодой художник – Евгений Антуфьев. На сей раз обошлось без скандалов, но и без особого драйва.

В этом году церемонию вручения Премии Кандинского решено было провести за МКАДом, в концертном зале «Барвиха Luxury Village». Чтобы вечерние пробки не лишили мероприятие публики, устроители предприняли неожиданный ход, арендовав для перевозки гостей специальную электричку. Затея в духе «Москвы – Петушков» могла бы оказаться весьма удачной, если бы поезд не опоздал минут на сорок. Вероятно, на железной дороге тоже не без пробок. А потом еще приглашенные около часа тусовались в роскошном фойе барвихинского зала: надо же было дамам блеснуть нарядами и всласть наговориться с приятелями. Географическая близость рублевских поселений привела к тому, что «профильную» аудиторию разбавили светские львицы вроде Ксении Собчак и вообще разного рода селебритис.

Но аншлага все равно не наблюдалось: то ли зал был великоват для Премии Кандинского, то ли она мелковата для зала.

Ведущий церемонии Леонид Парфенов сам говорил немного, зато облагодетельствовал собравшихся двумя видеороликами на тему русского искусства, где в своей фирменной манере поиронизировал над Шишкиным, Хрущевым и вообще всеми, кого сумел вспомнить. Демонстрировались также анонимные клипы искусствоведческой направленности, сопровождаемые саундтреками в исполнении «аукцыониста» Леонида Федорова и джазиста Владимира Волкова. Позабавил публику феерический перевод с английского во время выступления «приглашенной звезды» Роберта Сторра – выглядело так, будто синхронист с трудом распознавал лишь отдельные фразы. Впрочем, десятиминутная лекция известного американского куратора прозвучала все-таки под субтитры, так что узнать об истинных ценностях современного искусства смогли все желающие.

Особой ценностью был объявлен концептуализм, что вскоре и нашло подтверждение в вердикте жюри.

В трех номинациях Премии Кандинского к тому моменту оставались по три претендента, и эти шорт-листы никаких сенсаций не сулили. Категорию «Молодой художник года» вообще следовало бы оставить без победителя, но такой шаг, пожалуй, оказался бы исполнен гнетущего символизма. Как это так: контемпорари арт без достойных резервов и многообещающих перспектив? В результате юниорский приз отдали выходцу из Тувы Евгению Антуфьеву за проект «Объекты защиты». Его шаманское рукоделие с использованием трав, насекомых и прядей человеческих волос почему-то тронуло сердца экспертов.

Не иначе, симпатическая магия.

Заметно волнуясь, лауреат сообщил, что некоторое время назад ему было сновидение, в котором он благодарил со сцены не только маму и жюри, но Путина с Медведевым. Сочтя сей сон вещим, Евгений Антуфьев реализовал сценарий в реальности – впрочем, не уточнив, за что именно благодарит руководителей государства. Надо полагать, за счастливое детство.

Номинацию «Медиа-арт. Проект года» предсказуемо выиграл дуэт Аристарха Чернышева и Алексея Шульгина, занятый производством гаджетов и девайсов антикапиталистической направленности.

Их выставка «Крити-поп», проходившая прошлой осенью в Московском музее современного искусства, представляла собой коллекцию медийных и часто интерактивных арт-объектов, всячески стебущихся над обществом потребления. Местами это получалось остроумно, к тому же оба автора давно «в обойме», так что никто выбору жюри не удивился.

Наконец в номинации «Проект года», предполагающей денежный эквивалент в размере 40 тыс. евро (двум другим победителям достались по 10 тыс.), лауреатом стал младоконцептуалист Вадим Захаров.

Выражение «младоконцептуалист» не намекает на молодость автора, которому недавно стукнуло пятьдесят. Речь о развитии тенденций московского концептуализма, к которому Захаров когда-то примкнул на правах младшего товарища. Сегодня этот художник, живущий то в Москве, то в Кельне, обладает серьезным весом в продвинутой среде. Он и архивист, и издатель, и коллекционер, и популяризатор концептуальных идей – не зря Захаров фигурирует в некоторых своих опусах под псевдонимом «Пастор». Проект под названием «Гарнитур Святой Себастьян возле кипящей овсяной каши» (за него формально и вручили Гран-при) представлял собой инсталляцию в виде мебели, будто бы вынутой из иконы. Дизайн с применением «обратной перспективы», плюс аллюзии на католический сюжет о Святом Себастьяне, плюс намек на русский авангард, плюс видео с той самой овсяной кашей, подразумевающее концептуальное переосмысление традиций – таков рецепт нынешнего лауреатства.

Признаться, инсталляция скучная, зато характерная для Захарова и выражающая неувядаемый тренд.

В этом конкурсе за бортом остались двое – другой младоконцептуалист Павел Пепперштейн с рисованным проектом «Город Россия» и Николай Полисский с «Большим адронным коллайдером». Пожалуй, оба заслуживали награды не в меньшей степени, чем объявленный победитель. Пепперштейну стоило бы дать Гран-при за психоделическую фантазию, а Полисскому – за витальность и творческую изобретательность. Может быть, последние качества сегодня все-таки важнее прочих.

Но особого ропота решения жюри не вызвали, как и других сильных эмоций.

Даже лауреатский спич Вадима Захарова, где он попробовал обличить состояние и нравы российской арт-сцены («у нас по-прежнему всего десяток галерей и три с половиной коллекционера, тогда как в Берлине...» и т. п.), не был воспринят в качестве скандального. Амплуа независимого художника требует своих специфических интонаций – чему тут удивляться? Для страстей, подобных прошлогодним, не имелось ни оснований, ни внутреннего запала. Коллективное шествие на обратную спецэлектричку Барвиха — Москва больше напоминало возвращение с пикника. Дебатов слышно не было, преобладали беззлобные прибаутки. Достаточно беззлобные, чтобы счесть итоги конкурса приемлемыми для большинства.

Новости и материалы
Девушка Тимати показала спорткар для собаки за 45 тысяч рублей
«С очень некрасивым концом»: Анна Калашникова о Шаляпине после расставания
Легенда «Локомотива» заявил, что Джикия нужен команде
В Минобороны Украины объяснили процесс вручения повесток
В «Крыльях Советов» признали слабость «Зенита»
Израиль и ХАМАС пристановили переговоры по обмену пленными
Ведущий «Модного приговора» назвал мужским трендом цвет, на который всегда делают наценку
Разведка Китая раскрыла шпионаж в космическом секторе
Роза Сябитова рассказала, как поднимает себе самооценку: «Гордись, ты молодец»
Названы три лучших iPhone, которые можно купить в 2024 году
Только пять матчей последнего тура РПЛ пройдут с VAR
На Украине мужчина напал с ножом на военкома
Ольга Бузова сравнила себя с принцессой Дианой: «Меня не принимали»
Президент Болгарии охарактеризовал покушение на премьера Словакии
Звезда «Голоса» Бубнар впервые появился на телевидении после избиения пылесосом
Сломавший 38 костей Джереми Реннер заявил, что засыпает на съемках
Ученые выяснили, что кишечные бактерии влияют на решения человека
Xiaomi выпустила дешевый геймерский монитор Redmi с частотой 180 Гц
Все новости