Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Кино как радиация

На Берлинском фестивале состоится премьера фильма Александра Миндадзе «В субботу»

«В субботу» Александра Миндадзе – эффектный участник конкурса Берлинале и один из лучших фильмов, снятых в России за последнее десятилетие.

Легко понять, что открыло фильму Александра Миндадзе путь в конкурс престижного Берлинского фестиваля. «В субботу» — динамичное современное кино, без закадровой музыки и с молодыми актерами, снятое Олегом Муту – оператором-зачинателем «новой румынской волны» (снимал «Смерть господина Лазареску» и «4 месяца, 3 недели и 2 дня», а потом «Счастье мое» для Сергея Лозницы). К тому же Миндадзе в Берлине знают: фильмы Вадима Абдрашитова по его сценариям показывали на фестивале еще при СССР. Однако этот слой – поверхностный. На самом деле «В субботу» — глубоко и пронзительно русское кино.

Русский сумбур, русский надрыв, русская катастрофа – настолько огромная и страшная, что рядом с ней увидеть и приласкать маленького человека (тоже наш национальный типаж) сможет только истинно русский художник.

Каковым, бесспорно, является Миндадзе.

Невзрачный, субтильный, с нелепыми совковыми усиками, мелкий чин, только-только начавший продвижение по партийной линии, еще молодой, но уже махнувший рукой на молодость, бежит по дороге. Бежит так, будто за ним гонится сама смерть. Так, в общем, и есть. Несколько часов назад что-то случилось с атомным реактором – и никто еще не понял, что именно. Пожарные лениво разматывают шланг, руководство костерит друг друга, над руинами полыхает тихое неземное зарево. Он это увидел одним из первых и уже догадывается, что теперь ждет его, других жителей городка, страну и мир. 26 апреля 1986 года, Чернобыль. Надвигается суббота.

Редкий случай: фильм о советской эпохе, довольно тщательно стилизованный, о людях, живших в другом времени и другом государстве (например, ровесники героев выросли уже в других обстоятельствах), моментально примеряется любым зрителем на себя. А как бы я? А что бы я? А есть ли вообще «я»? Человек – животное стадное. Вот и этот Валера не может бежать один. Он идет в женскую общагу к девушке, которой всю жизнь стеснялся, в надежде ее спасти – и спастись вместе с ней. Вместо этого застревает. Возможно, это последний день — день, в который наступает смерть (пусть несколько отсроченная).

Но в этот день еще позволено ничего не знать и не замечать. Петь и гулять, пить и плясать на свадьбе приятеля. Смеяться над дурацкими шутками. Бить кому-то морду, получать в ответ. То есть быть живым.

Даже если на дискотеке в фильме Александра Миндадзе танцуют сплошные мертвецы, этот dance macabre – настоящий гимн жизни. Парадоксальная витальность фильма бьет через край, прорезается болезненно-высокой температурой. Высокая компрессия мыслей и чувств, которой достиг Миндадзе к середине жизненного и творческого пути, сперва выплеснулась в его дебютном «Отрыве», интенсивном до невнятности, катастрофичном и узнаваемом при всей сюрреалистичности. Теперь все то, что не удалось в первом фильме Миндадзе, расцвело стопроцентной творческой удачей во втором. Даже эпизоды, чреватые невнятицей, вроде бесконечно долгой примерки румынских туфель в магазине или пьяного угара на свадьбе, оправданы – не содержательно, так эмоционально. Вообще такого накала сдержанной, скрытой эмоции в российском кино не было очень давно.

«В субботу» — фильм сопереживания, прежде всего невероятно страшный фильм, за время просмотра которого у нормального человека сердце сожмется не раз и не два.

Конечно, теперь нелепо возводить родословную Миндадзе-художника к режиссеру Абдрашитову. Фильмы Абдрашитова – чистая алгебра, расчетливая и холодная, а картины Миндадзе – неевклидова геометрия, в которой параллельные прямые все-таки могут пересечься в одной точке. Да вот, собственно, эта точка — Чернобыльская авария. Кино – радиоактивное, заряжающее разрушительной энергией каждого участника. Например, оператора Муту, забывшего свою беспристрастную манеру: перед его камерой воздух дрожит и плавится, фокус исчезает на глазах. Или артиста Антона Шагина («Тиски», «Стиляги»), до сих пор казавшегося тривиальным невыразительным пареньком, а тут вдруг выросшего в героя, пусть и не способного на героизм.

По разным соображениям нередко хочется желать отечественному участнику призов и побед на международном смотре. Приятно, когда побеждают наши. «В субботу» Миндадзе – фильм, которому желаешь триумфа вне зависимости от национальной принадлежности. Просто такое кино должно увидеть как можно больше людей, а приз фестиваля уровня Берлинале – хороший для этого повод.

Новости и материалы
Столтенберг высказался о создании единой армии в Европе
Россиянин споткнулся дома, влетел в стеклянную дверь и едва не остался без руки
США приняли участие в учениях Армении по борьбе с ядерными угрозами
Великобританию ждет крупнейшая финансовая катастрофа за 70 лет
Украине предрекли обвал фронта
Накипь в чайнике грозит проблемами с почками и сосудами, заявила врач
Глава Пентагона вернулся к своим обязанностям
Подразделения группировки «Запад» отразили три контратаки ВСУ
Посол РФ указал на совпадение после выделения США помощи Украине
Синоптик рассказал, как сильно прогреются водоемы Москвы на следующей неделе
Названы потери ВСУ в зоне ответственности группировки «Юг»
В Германии предложили Бербок узнать правду о Путине в СМИ
Шлюзы ДнепроГЭС остаются закрытыми
Эксперт дал советы, как за короткий срок подготовиться к экзамену по литературе
Румыния захотела стать основным производителем боеприпасов для Abrams
Роскомнадзор импортозаместил оборудование для обеспечения безопасности рунета
В США признали, что их боеприпасы со спутниковым наведением не выдерживают помех России
Поставки российской баранины резко выросли в 2023 году
Все новости