Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Коварный Шекспир

В прокате «Буря» Джули Теймор

В прокате экранизация пьесы Шекспира про воспитательную работу вместо мести — «Буря» Джули Теймор, в которой повелевающий стихиями маг-изгнанник Просперо превращен в сыгранную Хелен Миррен Просперу.

У берегов диковатого острова терпит бедствие корабль с первыми лицами: в каюте молятся о спасении герцог Милана (Крис Купер), король Неаполя (Дэвид Стрэтэйрн), его сын (Рив Карни) и вельможи. Судно терзает и топит морской дух Ариэль (Бен Уишоу) на службе волшебницы Просперы (Хелен Миррен): некогда она была владычицей Милана, но родной брат сговорился с неаполитанцами, сдал город в обмен на должность и отправил сестру с ее крохой-дочерью в открытое море. Подросшая за двенадцать лет малышка превратилась в чувствительную наивную девицу (Фелисити Джонс), которая зря переживает за гибнущих. В этот раз все выйдут сухими из воды: у Просперы другие планы.

Джули Теймор обрела немалое число поклонников мюзиклом про 1960-е по мотивам песен The Beatles «Через Вселенную» и оживающей живописью во «Фриде» — байопике мексиканской художницы Фриды Кало. Тяга к украшательству логичным, но коварным образом довела режиссера до попытки перенести на экран сказочную пьесу Шекспира: пустынный остров, маг в изгнании (с маленькой поправкой, превращающей Просперо в Просперу), порабощенные его волей стихии и противоестественный плод сближения ведьмы с дьяволом Калибан (Джимон Хонсю), плюс прекрасные принц и принцесса — есть где развернуться художнику с фантазией.

Фантазии (и, судя по всему, денег) хватает на не слишком выразительные костюмы и эффектного негра с выбеленным на лице пятном и голубым глазом в роли дикаря Калибана.

Ну и на нагого Ариэля, старательно сплетающего ноги, когда ему не доводится преображаться в словно окунувшуюся в нефтяное пятно Мексиканского залива гарпию или оскалившегося вулканической лавой гонителя злоумышленников (так, но с большим энтузиазмом, гоняло других воришек тряпья известное привидение с мотором).

Следующее за театральной структурой пьесы, действие рассыпается на набор эпизодов. Кто-то идет в лес, куда загоняется комический дуэт неприятного во всех отношениях Рассела Бранда и расслабленного Альфреда Молины в ролях неаполитанских придурков Тринкуло и Стефано. Другие отправляются по дрова, которые поочередно таскают Калибан с юным принцем.

Теймор, намеренно или нет (скорее второе), воспроизводит стилистику киносказки 1980-х с ее рукотворными «спецэффектами» и несколько неуклюжими героями, растеряв где-то ее дух. Здесь нет мрачного безумия «Лабиринта», равно как и наивного миротворчества «Бесконечной истории» или «Мио, мой Мио».

Особенно подставляются самые молодые артисты: влюбленных, конечно, вернее всего почитать идиотами (это есть и в тексте классика), но зачем же иллюстрировать и без того правдоподобное предположение столь прямолинейно? Сложенные домиком брови наследника неаполитанского престола, гротескно широко раскрытые глаза младшей из дочерей Милана в изгнании — других выражений их лицам здесь не припасено.

Почтительное же отношение к тексту Шекспира порождает эффект странного удвоения: собственный язык кино, которым должно было бы рассказывать эту историю, здесь продублирован повествовательными средствами литературы.

Получаются сцены, которые иллюстрируют звучащие с экрана слова героев, что превращает последних в комментаторов собственных действий и всего видимого.

Даже недавняя история кино учит, что и более ревизионистские экранизации Шекспира удаются тогда, когда театральность первоисточника разгоняется борьбой со статикой и полной отдачей актеров, как у База Лурмана в «Ромео и Джульетте» или у Алмерейды в «Гамлете». Самые высокопарные и архаичные реплики там произносились всерьез и с убежденностью в верности каждого слова.

Здесь за всех отдувается Миррен, которой классический текст дается с легкостью, свойственной британской актерской знати, а пару ей смог составить один только Калибан, что в принципе отражает и шекспировский расклад.

В то время как прочие словно участвуют в школьной постановке, он убедительно играет дикость мускулами, гримом и рыком, столь же честно переходя к восторгу от слышимой им природной гармонии.

На их фоне остальные выглядят старшеклассниками или активистами любительского театра, в зависимости от возраста. Тем убедительнее известный всем читавшим «Бурю» финал, в котором не столько удовлетворенная исходом, сколько уставшая в одиночку заставлять мир вращаться Проспера сломает магический жезл и утопит сокровенные знания в море.

Новости и материалы
Названы самые востребованные специализации психологов у россиян
Стало известно об опасениях в США о риске третьей мировой войны из-за Раиси
Госдеп США заявил, что МУС может преследовать Россию, но не Израиль
В Белгороде и Белгородском районе объявляли ракетную опасность
Лидер КНДР выразил соболезнования в связи с гибелью президента Ирана
Экс-игрок «Байера» пожелал Миранчуку хорошей игры в финале Лиги Европы
Стало известно, когда Евросоюз утвердит решение по доходам от активов России
Байден не счел происходящее в Газе геноцидом и отверг обвинения МУС в адрес Израиля
Стало известно, что уничтожит мотивацию «Краснодара» в борьбе за титул
РПЛ призвали расширить до 18 команд
На Тайване назвали сумму финансовой поддержки Украины
Россияне рассказали, какие вредные привычки коллег раздражают их больше всего
Стало известно, от чего будут зависеть перспективы Цыплакова в НХЛ
Россияне снизили досрочное погашение ипотеки до минимума
Небензя призвал международное сообщество надавить на Израиль и США
«Спартаку» предрекли чемпионство под руководством нового тренера
В России предложили внести препарат «Тапентадол» в список наркотических средств
Зеленский признался, что его беспокоят заявлениях республиканцев по помощи Киеву
Все новости