Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Парадоксальный русак» снова на пьедестале

Открылась персональная выставка Бориса Григорьева

В Инженерном корпусе Третьяковской галереи открылась персональная выставка Бориса Григорьева — одного из лучших и знаковых художников русского зарубежья, покинувших родину с «первой волной» эмиграции. 125-летие автора отмечено обширным показом его наследия, в том числе знаменитых живописно-графических циклов «Intimite» и «Расея».

Услышав имя Бориса Григорьева, любой солидный коллекционер искусства немедленно встрепенется, пусть даже на всякий случай: дескать, что там за произведение, где продают, сколько просят? Не купить самому, так хотя бы быть в курсе... Такое положение дел возникло не столь давно, а прежде, в 1990-е и раньше, знакомство с творчеством этого автора было уделом специалистов и относительно небольшого числа ценителей. Причина проста: в советские времена не принято было популяризировать наследие художников-эмигрантов, а для перестроечного бума, связанного с «искусством, которое мы потеряли», фигура Григорьева не казалась первостепенной. Лишь со временем (и во многом благодаря росту аукционных цен на его работы) стало понятно уже всем, что речь идет о художнике экстра-класса, который имеет полное право на персональную главу в нашей истории искусства.

Вся его карьера уместилась, приблизительно говоря, в промежутке от Первой до Второй мировой: в 1913 году Борис Григорьев обрел дебютный успех на выставке «Мира искусства», а в 1939-м ушел из жизни в курортном французском городке Кан-сюр-Мер.

Не так уж много выпало ему времени для самоутверждения, но это время он использовал по максимуму. Друзья и коллеги в один голос признавались, что столь фанатичного рисовальщика, как Григорьев, им доводилось встречать крайне редко или вообще никогда. Еще со времен учебы в Строгановке и в Императорской академии художеств он привык работать без передышки, иногда расходуя за день целый карандаш. Однако гнался он вовсе не за безукоризненной академической манерой, а за неким «чудом», за преображением реальности. Вера в возможности «нового искусства» привела его поначалу в стан авангардистов (в качестве напоминания о том периоде на нынешней выставке фигурируют карандашные портреты Велимира Хлебникова и рисунок «Ларионов слушает Качалова»), но довольно скоро от эстетики кубофутуризма он отодвинулся решительно и бесповоротно, оставив для себя из того арсенала разве что склонность к гротеску.

Именно гротеск — изящный, но порой беспощадный — сделался его «визитной карточкой».

Хотя и примкнув формально к мирискусникам, Борис Григорьев не вполне разделял их «благостную» концепцию — он стремился к остроте и даже провокации. Недаром первые его опусы из цикла «Intimite» многие восприняли как удар по символистскому культу Прекрасной Дамы. Выдвинув на авансцену парижских шлюх в недвусмысленных нарядах и позах, художник словно заявил о своем отречении от целого ряда недавних культурных мифов. Впрочем, это не было разрывом с классической традицией: по большому счету, ей Григорьев никогда не изменял, хотя и всячески испытывал на прочность. Так что нет ничего удивительного в том, что знаменитый критик и издатель журнала «Аполлон» Сергей Маковский, человек, к авангарду не близкий, называл молодого автора «парадоксальным русаком, возросшим на парижских бульварах». Похоже больше на похвалу, чем на инвективу.

Окончательно с былыми символистскими иллюзиями Григорьев расстался, пожалуй, при работе над циклом «Расея».

Делая портретные зарисовки крестьян в окрестностях Петрограда и в Олонецкой губернии, художник так описывал свои чувства и намерения: «В дни революции, когда люди перестали наблюдать за собою, когда стали раскрываться на все сто сотых, бесстыдно обнажая все человеческое вплоть до звериного, я пытался разглядеть целый народ, найти его истоки...» Зарисовки вылились в серию эпохальных полотен, которые многие искусствоведы считают лучшими в творчестве Григорьева. Вместо умилительных лубочных пейзан здесь представлены типажи, выражающие то ненависть, то отчаяние, то беспросветную покорность судьбе, то готовность на что угодно... Здесь явственно чувствуется прощание уже с идеалами народничества.

Современники этот цикл оценивали высоко, однако революционные пертурбации дискуссиям об искусстве не способствовали.

В 1919 году Борис Григорьев вместе с семьей на лодке переплыл Финский залив, из Хельсинки вскоре отправился в Берлин, а позднее обосновался в Париже. Началась другая жизнь. В отличие об большинства прочих русских эмигрантов, живших, по выражению писательницы Тэффи, «как собаки на Сене», Григорьев без особого труда вписался в европейский арт-рынок — и не только европейский. Часто бывал в США, оттуда предпринял многомесячное путешествие по Латинской Америке, выстроил собственный дом на Лазурном Берегу — словом, не бедствовал. Два десятилетия эмигрантского творчества художника изучены значительно хуже, чем его работа в России, однако эксперты сходятся на том, что заграничное наследие Бориса Григорьева гораздо обширнее отечественного. Некоторые работы этого периода представлены и на выставке в ГТГ, хотя пропорционально их не так уж много.

Нельзя не упомянуть о портретах знаменитых деятелей культуры: этому жанру автор отдавался с особой страстью, выкладываясь до последнего. Пожалуй, самое известное из таких изображений — портрет Всеволода Мейерхольда, написанный еще до отъезда из страны. Великий режиссер (тогда еще воспринимавшийся в качестве великого далеко не всеми) представлен здесь эдаким «трагическим паяцем» с изломанными жестами и в бурных декорациях. Менее известен портрет Федора Шаляпина, о работе над которым Григорьев написал лаконично и сочно: «Он лежал в пунцовом халате. Грудь я ему раскрыл. Ноги разул. Горы в плечах, в бедрах. Бугры на лице, на шее, на ногах. И во всем — сила и движение...» Уже в Европе художник создал портрет Горького, который сам «буревестник революции» считал наиболее адекватным из всех, какие с него были написаны. Алексей Максимович представлен на полотне слегка усталым, но увлеченным рассказчиком, за спиной которого толпятся рожденные им персонажи... А незадолго до смерти автора им был создан потрясающий силы портрет Рахманинова.

Из Парижа Борис Григорьев писал своему другу, бывшему футуристу Василию Каменскому: «Сейчас я первый мастер на свете».

Пожалуй, это не хвастовство, а свидетельство уверенности в своих силах. Еще в юности он свои рисунки иронически, но не без тайной гордости именовал «шедевриками». Полномасштабное признание художника на родине подзадержалось лет эдак на восемьдесят, но лучше поздно. Недавно выставка Григорьева проходила в Русском музее; теперь вот — с минимальными изменениями — в Третьяковке. Показательно, что два крупнейших музея, даже вкупе с несколькими региональными, не смогли в данном случае обойтись лишь собственными силами и обратились к коллекционерам. В руках у частных собирателей находится весьма существенная часть наследия этого автора, и процесс отнюдь не завершен. Грядущие лондонские и парижские аукционы наверняка еще не единожды предложат работы Бориса Григорьева в качестве топ-лотов.

Новости и материалы
Звездный адвокат оценил шансы Киркорова выиграть суд с Успенской
Опубликованы составы «Балтики» и «Спартака» на матч Кубка России
В Бельгии власти встанут на сторону сутенеров, если их подчиненные откажутся работать
МВД Грузии назвало число задержанных на митинге против закона об иноагентах
Российская армия приблизилась к Липцам в Харьковской области
Forbes рассказал, как ВС РФ не дают ВСУ использовать авиацию
Стало известно, сколько «ПСЖ» готов предложить за Хвичу
Франция передаст Украине новую партию снарядов для систем ПВО
Глава ФРС настаивает на сохранении высоких ставок
Россиянин с двумя подростками поджог релейный шкаф по указанию неизвестного из мессенджера
Блинкен рассказал, когда состоятся выборы президента на Украине
Россиянин, подбросивший младенца в подъезд дома, пойдет под суд
Блинкен назвал положение Украины критическим
83-летняя пенсионерка стала старейшей выпускницей в истории университета
Барецкий потолстел, худея по методу Лерчек
Окружение Суровикина опровергло его прибытие в Кремль
В Госдуме раскритиковали экс-главу Минспорта Матыцина за мягкую политику
На подлете к Белгороду сбили несколько воздушных целей
Все новости