Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Серебренников отформатирует Гоголя

В Театре им. Гоголя сменилась власть: вместо худрука Сергея Яшина на этот пост заступает Кирилл Серебренников, а директора Анатолия Шлаустаса сменит Алексей Малобродский.

Новым художественным руководителем московского Театра имени Гоголя стал режиссер Кирилл Серебренников. Приказ о его назначении 7 августа подписал глава департамента культуры Москвы Сергей Капков. Серебренников сменил на этом посту Сергея Яшина, который возглавлял театр с 1987 года — сначала в должности главного режиссера, а затем, с 1998 года, — худрука. Одновременно в театре сменился и директор: вместо работавшего с Яшиным Анатолия Шлаустаса назначен Алексей Малобродский. И Серебренников, и Малобродский заключили контракты на три года.

Назначение Кирилла Серебренникова стало для театральной Москвы полной неожиданностью: всего за день до кадровых перемен Яшин рассказал СМИ о планах своего театра на будущий сезон, который открылся накануне. В интервью МК он, в частности, сказал: «Вот ходят по Москве слухи, что на Театр им. Гоголя нацелилась группа авантюрной молодой режиссуры, считающей, что этот театр надо порушить, «а затем»... Вон рядом с нами «Винзавод», а на «Винзаводе» всякие-разные «Платформы»... Один «Винзавод» у них уже есть, так на месте Театра им. Гоголя хотят... «Пивзавод» создать».

«С появлением в этом районе таких заметных культурных центров, как «Винзавод», Artplay, «Арма», здесь сформировалась определенная аудитория, которая требует нового формата функционирования государственного учреждения культуры», — сказал Капков, объявляя об отставке Яшина.

В департаменте культуры необходимость смены руководства театра объяснили низкой посещаемостью: за год его спектакли посмотрели всего 80 тысяч человек. «Это в два раза меньше показателей других театров с подобным размером зрительного зала», — говорится в сообщении департамента. Из-за этого доход театра был сравним с доходом небольших 100-местных театров (зал Театра Гоголя вмещает 700 человек) и в 2011 году составил 18 млн рублей.

«Театр создан для людей, и если люди перестают туда ходить, то необходимо принимать меры», — заключил Капков.

Кроме того, в департаменте отметили, что за весь прошлый год в театре была создана всего одна новая постановка.

«Театр имени Гоголя давно не приносил художественных событий, сместившись на периферию театральной карты Москвы, — рассказал «Газете.Ru» театральный критик, доцент ГИТИСа Павел Руднев. — Здесь крайне редко ставили спектакли молодые режиссеры, крайне редко театр шел на эстетический эксперимент, обладая при этом двумя сценами. О театре мало писали».

Он отметил, что бывшее руководство театра жаловалось на географическое положение театра, ссылаясь на близость к Курскому вокзалу и весьма и весьма неприглядную дорогу к театру.

«Но вот возникают возле Курского вокзала культурные центры — «Винзавод» и Artplay, и все их проекты стали пользоваться бешеным успехом. Публика готова идти через любые «бомжатники», если в перспективе увидит нечто ее интересующее», — сказал Руднев. Он напомнил, что у Яшина и его театра были и удачи — спектакли «История солдата», «Записная книжка Тригорина», «Петербург», «МарЛени», «Черное молоко».

«Но было это в далеком прошлом.

Лет десять назад это был крепкий традиционный театр, где иногда, но все-таки случались удачи московского масштаба», — сказал Руднев.

Несколько месяцев Театр им. Гоголя будет работать по тем планам, что озвучил в понедельник, 6 августа, Сергей Яшин. За это время Серебренников и Малобродский должны провести творческий и хозяйственный аудит, после чего представят в департамент концепцию развития театра. После утверждения этой концепции и начнется «процесс переформатирования учреждения».

«Руководство московского департамента культуры предложило мне интересную идею: придумать, как переформатировать давно существующий проблемный театр... Можно попытаться сделать новое «место силы», но главное — это будет совсем иная структура, чем привычный репертуарный театр», — приводятся слова Серебренникова в сообщении департамента.

«Решение департамента во всех отношениях правильное, — прокомментировал Руднев, оговорившись, что ему не вполне пришлась по душе та скорость, с которой Яшин был отправлен в отставку. — В России уже несколько лет работает новое поколение крепкой, сильной, влиятельной и результативной режиссуры, у которого фактически отсутствует возможность делать свой собственный театр. Единственная альтернатива — уезжать в провинцию, где вакансий на посты худруков гораздо больше, где есть нехватка творческих кадров».

«Не думайте, что это было так уж легко — уговорить Кирилла Семеновича возглавить этот театр», — сказал Капков журналистам, представляя нового худрука. По словам источника «Газеты.Ru» в городском культурном ведомстве, Серебренникова на этом посту министр видел уже давно.

«Сегодняшним назначением мы исправляем глобальную несправедливость, когда режиссер с мировым именем не имеет собственного театра в Москве», — отметил глава департамента.

Таковым, надо сказать, поначалу считалась упомянутая Яшиным «Платформа» на «Винзаводе», однако там режиссер в месте с кураторами по направлениям «современный танец», «музыка», «медиа» реализовывал в основном стыковые, междужанровые и мультимедийные проекты. Именно там режиссер показал свой спектакль «Отморозки» (по книге «Санькя» Захара Прилепина), поставленный вместе со студентами «7-й студии» — небольшого театра, образованного на базе курса Серебренникова в Школе-студии МХТ. Спектакль в минувшем сезоне получил «Золотую маску» и стал первой за десятилетие работой учебного театра, получившей «взрослую» награду.

На данный момент неизвестно, будет ли новый худрук менять труппу, вводя туда своих воспитанников.

«Вообще, сейчас главный вопрос в том, сможет ли Кирилл Серебренников договориться с труппой, — замечает Руднев. — Он только что выпустил свой собственный курс в Школе-студии МХАТ, но в Театре имени Гоголя есть прекрасные артисты, и их немало, как и в любом театре мира».

«Думаю, что сейчас нужно всем сосредоточиться, не тратиться на конфликты и начать работать. Артисту доказать свою состоятельность можно только на сцене, а не на баррикадах», — заключил Руднев.

Новости и материалы
Диетолог рассказала о пользе сельдерея и как его правильно готовить
В МИД РФ ответили на слова Сикорского об угрозе США ударить по российским позициям
Экс-тренер «Динамо» объяснил, почему клуб проиграл «Зениту» в борьбе за золото
В Курской области объявили опасность атаки БПЛА
Уход Сафонова в «ПСЖ» назвали большой потерей
Российская ПВО сбила украинский дрон над территорией Курской области
Певица Ники Минаж отделалась штрафом за попытку вывезти наркотики из Нидерландов
Болгария предложила разместить у себя штабы сил НАТО
В РФС назвали имя сильнейшего форварда России
Приграничный российский город попал под обстрел ВСУ
«ПСЖ» выиграл Кубок Франции
Ракетную опасность объявили на всей территории Белгородской области
Италия раскритиковала предложение разрешить ВСУ удары по России оружием НАТО
Глава МИД Польши заявил о необходимости ограничить льготы украинским уклонистам в ЕС
Гидролог раскрыл цели открытия Киевом шлюзов на ДнепроГЭС
Психологи рассказали, почему дети уходят из дома
У президента «Краснодара» рецидив рака
В Белгороде загорелись таунхаус и припаркованные автомобили после ударов ВСУ
Все новости