Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Аполлон в квадрате

В Большом театре поставили балет Баланчина «Аполлон»

В Большом театре прошла первая балетная премьера сезона: на Новой сцене был показан одноактный балет на музыку Стравинского «Аполлон» в хореографии Джорджа Баланчина.

Выбор «Аполлона» для первой балетной премьеры сезона кажется символическим. Большой имеет к античному богу прямое отношение: бронзовый Аполлон издавна стоит на крыше и управляет знаменитой квадригой.

Именно у квадриги снимали рекламные ролики будущего спектакля, а музы в балете Баланчина похожи на породистых лошадок, которых укрощает божественный возничий.

ГАБТ обратился к первой версии «Аполлона», поставленной Баланчиным в Европе в 1928 году, когда он работал в антрепризе Сергея Дягилева. В балете про лучезарного небожителя действовали Аполлон, его мать Латона (символически рожающая сына прямо на сцене), прислужницы новорожденного, учащие его ходить и ориентироваться в пространстве, а также три музы из девяти (девы в белых париках и пышных тюлевых юбках). Это Каллиопа, муза поэзии и ритмики, Полигимния, олицетворяющая в спектакле пантомиму, и Терпсихора, муза танца. По ходу дела Аполлон осознавал свою божественную сущность и определял творческие задачи музам, а в финале удалялся с ними в некие эмпиреи. Впоследствии, в США, спектакль был самим автором переработан в сторону чистого идеализма: из него изъяли эпизоды с Латоной, что, надо сказать, пошло зрелищу на пользу.

Тем не менее сценическую жизнь по сей день имеют оба варианта, хотя Большой решил скрестить времена: в его спектакле женские костюмы (короткие юбочки) уже американские, а эпизоды с Латоной еще дягилевские.

По эстетике и технике танца этот короткий балет непрост. Американские исследователи приводят реплику Баланчина одному из Аполлонов: «У тебя в спине нет костей. Скользи, как скользят шины». Имеется в виду, что в этом раннем опусе начато то, что стало основой хореографии «мистера Би» – эксперименты с балансом и равновесием человеческого тела. Это классика, но ее приемы, которые вроде бы наполняют балет (пуанты, выворотность, многочисленные позы арабеск, туры и прочие школьные премудрости), не совсем классичны, а присутствующая в спектакле академическая рафинированность имеет визуально нетрадиционную ориентацию — в ней царит смесь балетного «спорта» с академизмом, причем «спорт» хотя и подчеркнут, но завернут в обертку кажущейся легкости. В частности, надо запросто взлетать, бесшумно приземляться и вообще скрывать исполнительские усилия:

боги не могут тяжко трудиться, они должны быть легкими.

Переборы пуантов, радиусы растяжек и вязь прыжков надо делать под сложную диатоническую музыку, написанную для струнного оркестра («поток мелодии, льющийся в непрерывном пении струн», говорил Стравинский). А в музыке совмещены строгость и раскованность, «полифонический стиль длинных линий» (тоже выражение композитора) и характерные «рваные» детали, отголоски витиеватости придворных балетов (Аполлона когда-то танцевал король-солнце Людовик XIV), и несомненные признаки современных партитур с внезапными переменами метра. Хореография многослойна, как торт «Наполеон». Геометрически строгие позы переплетаются с асимметрией танцевального рисунка, «вульгарными» вращениями на полной пятке и тодесами из фигурного катания, а застывшие «живые картины» и многозначительные паузы – с двумя адажио Аполлона Мусагета с музами, тремя женскими вариациями и одним дуэтом, в котором бог демонстрирует особое внимание к Терпсихоре.

Сам «мистер Би», автор неоклассического танца, хоть и отдавал себе отчет в некой преемственности со старой русской классикой, но в то же время решительно отделял свои постановки от стилистики балетов XIX века. Большой театр часто ставит балеты Баланчина — в этом сезоне идут его «Драгоценности», «Серенада» и «Симфония до мажор». Но у нас переиначивают великого балетмейстера на свой лад, меняя пластические акценты и (или) щедро добавляя «актерского мастерства».

Нынешняя премьера не стала исключением.

Вот Семен Чудин – Аполлон. Вроде все при нем: и внешность херувима, и стройный стан, и удлиненные линии тела, и мастерство — на «заноски» (быстрые скрещивания стоп в воздухе) любо-дорого смотреть. Но в танце смесь величественности с суетливостью. И пластическая зажатость, когда речь идет о специфически баланчинских деталях — как то свободные, особенно в поворотах, бедра или четкая графика поз. И зверская серьезность, даже в резвом падекатре с музами, когда у Стравинского в партитуре откровенный джаз с синкопами, а на сцене Большого скучноватая приглаженная работа. Вот музы – Анна Тихомирова, Анна Никулина и Ольга Смирнова. У каждой есть плюсы и минусы. Тихомирова тяжело бухала после прыжков и смазывала танцевальные жесты, но ровно держала темпы и внятно провела мимическую часть: ее Каллиопа беззвучно орала и молчаливо писала на подаренной Аполлоном табличке. Никулина-Полигимния щеголяла устойчивыми вращениями, правильными тихими приземлениями из воздуха, «чугунным» корпусом и несколько тяжеловесным кокетством.

Гибкая Смирнова-Терпсихора двигалась легко, эффектно подавала линии красивого тела, которым играла, как арфистка, но при этом была полна томности, а этого Баланчин не любил.

Балет про древних небожителей, такой величественный, отсылает и к XX веку с его скоростями, иронией и стремлением к игре с вечными ценностями в современной аранжировке. Эту двойственную суть артисты Большого театра не совсем уловили. Те, кто хочет видеть подлинного «мистера Би», пусть смотрит прижизненные записи его постановок в Америке. А у нас великий американец обречен на пластическое обрусение. И ничего с этим разногласием не поделать. Да что мы! Если даже авторы балета не могли договориться, куда именно уходит Аполлон с музами в финале: хореограф утверждал, что на Олимп, композитор — что на Парнас.

Новости и материалы
Ракетная опасность отменена в Белгородской области
В НАТО оценили возможность отправки войск на Украину
Эксперт рассказал, к чему приведут новые возможности ChatGPT-5
В Липецкой области ввели режим воздушной опасности
Трамп рассказал, что сделает в первую очередь после победы на выборах президента США
Украинский министр назвал миллиарды евро от замороженных активов РФ почти ничем
В Британии назвали сроки появления на Украине первых истребителей F-16
В Белгороде и Валуйках объявлена ракетная опасность
Специалисты «Ростеха» провели осмотр трофейного танка Abrams
Польский диссидент оценил вероятность вступления Польши в украинский конфликт
Мэр Харькова сообщил о взрыве в городе
Вице-канцлер Швейцарии внезапно умер в горах
На Украине заявили, что ВС РФ заняли за день в Харьковской области 30 квадратных километров
Супруга принца Гарри назвала Нигерию своей страной
Россиянам рассказали, как избавиться от отеков после майских застолий
На Украине рассказали об эвакуации жителей Харьковской области
Эрдоган назвал причину отмены визита в США
В Госдуму поступили кандидатуры на должности вице-премьеров и министров
Все новости