Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Обед в присутствии художника

Открылся Российский антикварный салон

На Российском антикварном салоне к традиционному набору предметов искусства добавились непривычные вкрапления — например, корабли и пушки из часов или меню царских обедов, оформленные Васнецовым и Поленовым.

Антикварные салоны в Москве проходят дважды в год на протяжении последних 17 лет, что не могло не привести к возникновению определенных структурных шаблонов и к повторяемости выставочных сценариев. Как правило, один салон отличается от другого деталями и вариациями некоммерческих проектов, а не свойствами общего «валового продукта». Состав участников тоже обычно не претерпевает существенных изменений: ядро из галерей-завсегдатаев остается прежним. Нынешней весной в списках фигурируют 250 участников, в подавляющем большинстве из Москвы и Петербурга, хотя представлены и российские регионы. Иностранцев крайне мало, что также является характерным признаком мероприятия. Несмотря на многолетние разговоры о желательности интеграции нашего антикварного бизнеса в международный рынок, процесс идет весьма туго и существенных прорывов в ближайшей перспективе вроде бы не сулит.

Кстати, тот самый международный рынок искусства в минувшем году просел на 7%, о чем было сообщено на пресс-конференции салона.

Но точные данные по России отсутствуют, поэтому остается лишь догадываться, имел ли место спад продаж и здесь, или же рынок российский существует в каком-то автономном режиме. Судить об этом по виду стендов в ЦДХ довольно затруднительно. Можно отметить, что открытие салона проходило в будничной атмосфере, мало напоминавшей и о докризисном предвкушении значительных прибылей, и о кризисном, трех-четырехлетней давности, деланном бодряке при общей внутренней мрачности. Похоже, сейчас антиквары ничем особо не напуганы, но и оптимизма не излучают. Ситуация выглядит рабочей, ни к каким сильным эмоциям не располагающей.

По обыкновению, участники салона делятся на тех, кто склонен поторговать антиквариатом из разных сегментов рынка (таких большинство), и тех, кто заботится еще и об имиджевой составляющей. Последние чаще всего обращаются к формату тематической выставки, дабы подчеркнуть свою специализацию и произвести впечатление осмысленной галерейной стратегии.

На этот раз устроители насчитали 15 тематических стендов, представляющих либо одного-единственного автора, либо конкретную линию в искусстве, либо некий исторический феномен.

К примеру, галерея «Элизиум» предлагает публике полюбоваться эскизами костюмов и сценографии от нескольких художников, в разное время работавших для Большого театра – среди них работы Федора Федоровского, Анатолия Арапова, Валентины Ходасевич, Михаила Бобышова.

А галерея «Депо часов» у себя на стенде выстроила своеобразный аттракцион старинной механики, обнародовав коллекцию французских индустриальных часов – весьма занимательных объектов в виде кораблей, пушек, мельниц, паровозов и дирижаблей. Особое внимание обращает на себя выставка «Карл Булла – фотограф Военного и Морского ведомств императорской России», сформированная галереей «Запад-Восток». Тут дело не только в ретроспективной привлекательности дореволюционных хроник, но еще и в самой ставке галеристов на фотографию: светопись как отдельное культурное явление пока крайне редко заявляется на отечественном антикварном рынке.

Упомянутую выставку можно счесть приуроченной к 400-летию дома Романовых – и этому же юбилею посвящен специальный проект салона под названием «Обед в высочайшем присутствии. Выставка художественных меню 1870-х–1910-х годов из коллекции Сергея Устинова».

Коллекция действительно необычная и чрезвычайно убедительная: она демонстрирует некогда популярный, а впоследствии почти забытый жанр прикладной графики.

В дореволюционной России было принято по случаю торжественных обедов или приемов издавать оригинальные меню, впечатлявшие не только изысканностью перечисляемых блюд, но и способами художественного оформления. В этом жанре работали даже классики русского искусства вроде Василия Поленова, Виктора Васнецова и Ивана Билибина. Многие публичные события, будь то пасхальный завтрак, даваемый московским купечеством в честь государя Николая Александровича, или банкет по поводу открытия памятника победы в русско-турецкой войне, требовали именно такого полиграфического формата. Собранные вместе, образчики тогдашних меню представляют весьма любопытное зрелище. В очередной раз осознаешь, что прикоснуться к живой истории иной раз можно самым неожиданным образом.

Новости и материалы
Работа Русского дома в Черногории прекращена
Во Вьетнаме избрали нового президента страны
В Сумах сообщили об отсутствии света в городе после удара
Максимальная скорость интернета в поездах «Сапсан» возрастет до 600 Мб/с
Блинкен: США делают все возможное для ускорения поставок оружия Украине
На Украине прошли акции неповиновения украинским военкомам
Врач предупредил, какими опасностями мужчинам грозит узкое белье
В МИД РФ оценили нынешние отношения России и Франции
Минобороны РФ сообщило об уничтожении взвода ВСУ при попытке контратаки
Байден назвал Трампа угрозой для планеты
Аналитик заявил, что продление транзита газа через Украину никому не выгодно
Отставной генерал ВСУ раскритиковал Зеленского
В России могут сократить число рейсов на Дальний Восток
В Госдуме предложили обязать органы опеки платить алименты за родителей-должников
Алжир намерен открыть границы для российских туристов
В администрации президента Ирана рассказали подробности крушения вертолета Раиси
Штаб Трампа вызвал скандал в США публикацией видео со словами о «едином рейхе»
Ученые нашли альтернативу антибиотикам в виде стали
Все новости