Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Искусство принадлежать провинции

Гран-при конкурса «Инновация-2012» получила арт-группа «Провмыза» из Нижнего Новгорода

В «Манеже» вручены призы конкурса «Инновация-2012»: в ряде важных номинаций место столиц заняли Екатеринбург и Нижний Новгород.

Когда две недели назад началась выставка номинантов «Инновации», многие обратили внимание на обилие региональных проектов в шорт-листе этого конкурса. И дело не только в том, что регламентом премии по-прежнему предусмотрена номинация «Региональный проект современного искусства»; за ее отмену, кстати, второй год ратуют сами устроители, дабы не отделять провинциальную художественную жизнь от московской и питерской.

Более существенно, что нестоличные авторы и выставки в этот раз претендовали буквально на все призы, кроме разве что категории «Теория, критика, искусствознание».

А после того, как на сцену в Манеже в самом начале церемонии вышел директор Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), один из идеологов «Инновации» Михаил Миндлин, и произнес прочувствованную речь о том, как важно двигать именно региональные инициативы, закралось устойчивое подозрение, что Москве и Петербургу на сей раз и впрямь мало что светит.

Разумеется, этот сдвиг премиальных акцентов произведен несколько искусственно: не было в прошлом году ситуации, чтобы регионы затыкали столицы за пояс по всем параметрам.

Но жюри явно стремилось поощрить события в «замкадье», и тут прочитывается своя логика.

Хотелось избежать тусовочной замкнутости друг на друге, преодолеть потаенную рознь между метрополией и провинцией, да и вообще напомнить о «необъятных просторах нашей родины», где людям тоже нужны культурные подвижки и позитивные перемены. А раз так, столичным авторам (среди которых, правда, полным-полно «понаехавших», но в предложенном контексте это как бы не считается) придется потесниться, пусть даже временно. Признаться, пока не вполне понятно, насколько «региональный тренд», сформированный нынешней «Инновацией», окажется долгосрочным. Посмотрим в дальнейшем — в том числе, вероятно, и с помощью телеканала «Дождь», который вчера второй раз подряд вел прямую трансляцию церемонии.

Раздавать награды, впрочем, начали с номинаций, про которые все было уже известно заранее.

За поддержку современного искусства России безденежного приза и почетного диплома удостоился фонд Михаила Прохорова

(получать премию вышла сестра олигарха Ирина Дмитриевна, всеми делами фонда фактически и заправляющая), а в категории «За творческий вклад» лавры достались знаменитому художнику Эрику Булатову, много лет обитающему в Париже, но творчески весьма укорененному в России. Кстати, родом он из Свердловска, то бишь Екатеринбурга, что оказалось созвучно сегодняшним «инновационным» веяниям. Вручать эту награду самолично вышел министр культуры Владимир Мединский. Кроме респекта Булатову достался еще и денежный приз в размере 600 тыс. рублей. В ходе процедуры звучали чуть зловещая органные пассажи и ангельские речитативы в исполнении хора детской школы искусств имени Глинки из Троицка, в минувшем году ставшего частью «новой Москвы».

Фраза «лучше быть кураторским проектом, чем могилой неизвестного героя», сказанная со сцены поэтом Андреем Родионовым, анонсировала вручение премии в номинации «кураторский проект». Лауреатом стала Ярослава Бубнова, в прошлом наша соотечественница, а ныне гражданка Болгарии, чьими усилиями минувшей осенью создавался основной проект 2-й Уральской индустриальной биеннале. Пожалуй, эту выставку на территории экс-типографии «Уральский рабочий» в Екатеринбурге трудновато причислить к вершинным арт-достижениям планеты, однако куратору наверняка было поставлено в заслугу упорство, с которым образчики международного актуального искусства имплантировались в не очень приспособленную для такого показа среду.

Победителем в номинации «Региональный проект», упразднить которую так хотелось бы оргкомитету «Инновации», стал художник Илья Долгов из Воронежа, выдвинутый за проект «Гербарий» — весьма эстетский и несколько даже аутичный.

Тем не менее автор при вручении приза отыскал в себе гражданское мужество и произнес тираду, увенчавшуюся фразой «Коллеги, возвращайтесь домой!», адресованную землякам-художникам, которые заняты покорением столицы. А после псевдомаяковской строчки «Что нам искусствознание — ненависть казака» вручался приз в упомянутой выше номинации «Теория, критика, искусствознание» — его удостоилась книга москвички Елены Петровской «Безымянные сообщества». Речь об исследовании скорее культурологическом, нежели прямо искусствоведческом, предметом которого стали отношения между коллективным и индивидуальным восприятием всяческих медиа.

В категории «Новая генерация» приза удостоился художник Иван Плющ из Петербурга, но опять же с проектом, реализованным на Урале, в рамках упомянутой индустриальной биеннале. Инсталляция «Процесс прохождения», выстроенная в полуразрушенном концертном зале ДК им. Орджоникидзе, отсылала к советским культурным кодам и перекликалась с тотальными инсталляциями Ильи Кабакова. Этому же автору достался специальный приз посольства Франции — трехмесячная стажировка в парижском городке художников Cite des Arts.

А фонд Stella Art решил наградить своим призом стрит-артиста из Екатеринбурга Тимофея Радю за проект «Превыше всего». На крышах уральских хрущевок и многоэтажек автор выкладывал всевозможные неполитические лозунги типа «Возвращайся!» или «С любовью!». Деятельность, обозначаемая Радей как «улучшения на районе», приглянулась учредителям награды больше других молодежных арт-инициатив. Почему-то совсем не вызвало удивления, что новоиспеченный лауреат на манер Бэнкси не пожелал светиться перед публикой и прислал вместо себя представителя. Одно из трех: или вышедший получать награду Кирилл Воронков сам и есть Тимофей Радя, или Радя мыслит себя русскоязычной ипостасью Бэнкси.

Наконец, награду в номинации «Произведение визуального искусства» (Гран-при конкурса с эквивалентом в 800 тысяч рублей) получил дуэт «Провмыза» из Нижнего Новгорода — Галина Мызникова и Сергей Проворов.

Они были представлены оперой «Марево», которая недавно демонстрировалась во внеконкурсной программе «Золотой маски». Вообще-то, речь не совсем об опере в привычном понимании: это перформанс, тяготеющий к видеоарту и глубоко артхаусному кинематографу. Неопределенный сюжет, игра света и тени, ожидание саспенса и апокалиптическая подоплека — таков набор авторских инструментов. Выбор жюри мог бы выглядеть экзотическим, однако не стоит забывать, что «Провмыза» в 2005 году представляла Россию на Венецианской биеннале, а впоследствии получала приз Роттердамского кинофестиваля. У лауреатов нынешней «Инновации» точно существуют поклонники, но едва ли их много. Есть шанс, что теперь станет больше.

Новости и материалы
Российские самбисты выиграли четыре золота в первый день Евро-2024
Ракету, предположительно, западного производства сбили над Мариуполем
В районе ЗАЭС была объявлена воздушная тревога
Стало известно имя нового короля фигурного катания
Wink и «Кинопоиск» оштрафовали за пропаганду ЛГБТ*
Российская полиция в Сирии заблокировала колонну «международной коалиции»
В Курской области объявлена угроза атаки БПЛА
Яна Рудковская показала сыновей в военной форме на льду
Тренер «Ариса» прокомментировал новый контракт Кокорина
Пять стран усилят контроль по санкциям против России
Стало известно, кто точно не возглавит «Спартак»
Два украинских беспилотника сбиты над российским регионом
Российская гимнастка предложила ввести уголовное наказание за оскорбление женщин
Кендалл Дженнер показала фигуру в цветочном бюстгальтере под водой
Тарасова жестко прокомментировала переход Игнатова к Плющенко
В Вене люди с украинскими флагами попытались сорвать шествие в честь Дня Победы
Жена Джастина Бибера впервые станет матерью
Найден эффективный способ лечения облысения
Все новости